Рекомендации для педагогов по работе с родителями " трудных детей" | Бойченко Татьяна Петровна. Работа №331708
Эта статья была мной разработана для педагогов которые общаются с родителями" Трудных детей". Она поможет им наладить контакт и дальнейшую свою работу. В этой статье я описала некоторые приёмы для педагогов, которые они могут использовать при разговоре с родителями. В общении с родителями педагогу важно уметь выслушать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать, и не давать волю своим эмоциям. Необходимо превратить родителей детей в своих соратников и помощьников собственным спокойствием и интелектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души.
Взаимодействие педагога дошкольного образовательного учреждения с родителями всегда является актуальной проблемой. Ведь детский сад – это первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно и уровень семейного воспитания детей.
А взаимодействовать с родителями трудных детей не просто. От педагога требуются определённые знания и умения.
На основании анализа современной научно-педагогической и психологическойлитературыпонятию - трудные дети можно дать следующее обоснование- наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для них характерна замкнутость, отдаленность от родителей и сверстников, проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева и ярости. Для каждого родителя его ребёнок самый умный и талантливый. Бывает, что они не замечают трудностей ребёнка, ожидая от него большего.
Почему ребенка называют трудным? Потому что ему досталось крайне мало родительской заботы и любви.
Обучение важно для детей, но понимание и уважение, внимание и любовь гораздо важнее для их развития. В семье, где есть любовь и взаимоуважение, ребенок воспримет наставления родителей. Трудным ребенка делает родительское невнимание. Материальные подарки любой ценности не заменят радости общения, дружбы и доверия.
В трудные дети попадают те, кого специалисты называют запущенными педагогически и родительски особенно чувствительные и ранимые дети.
Формы педагогической и родительской запущенности известны всем:
избалованность;
эгоизм;
жестокость по отношению к окружающим;
грубость и лживость.
Истоки такого поведения нужно искать в семье. Если у родителей нет времени на доверительные разговоры сегодня, то завтра, когда им крайне необходимо будет общение с детьми, дети не найдут для этого свободного времени.
Эмоциональные дети особенно страдают от невнимания взрослых. Если речь не идет о психических отклонениях вследствие травм или врожденных заболеваний, то вероятной причиной трудности ребенка является неблагополучный семейный климат.
Как же общаться родителям с такими детьми? И как общаться воспитателям с родителями таких детей?
Психологи рекомендуют родителям:
научиться понимать трудности ребенка легче, если вспомнить, что он — ваше отражение;
легких детей не бывает, потому что воспитывать детей трудно, даже при самых благоприятных обстоятельствах;
неуместна паника по поводу плохого, по мнению родителей, поступка, а недостаточный успех в одном начинании ребенка, не означает полного неумения вообще;
оптимизм – ваш самый надежный спутник,
недопустимо злоупотребить доверием ребенка – вы навсегда потеряете его уважение;
не требуйте идеального поведения, не ставьте условий, а лучше объясняйте, почему нужно измениться и помогайте своим примером;
верьте в своего ребенка, найдите его сильные стороны, развивайте его лучшие качества;
равноправное общение дает успешные результаты, потому что в общении нуждаются все дети, но ребенок имеет право оградить свой мир от бесцеремонного вторжения.
Многие родители спокойно реагируют на советы педагога, но встречаются и такие, которые не замечают трудностей ребёнка. Такие родители не прислушиваются к рекомендациям педагога, считая, что их ребёнок самый лучший, самый умный, самый хороший. Пытаться делать это разумеется, нужно. Но сделать такое в реальной жизни, наверное, не всегда удаётся. Любая работа требует усилий, энергии, отдачи.
Некоторые родители часто высказывают различные претензии воспитателям, не подбирая слов. Остро реагируют на жалобы воспитателей в адрес их ребёнка.
Очень хорошо при работе с такими родителями работает приём трёх слов (Хорошо, плохо, хорошо) или его ещё называют сэндвич
Когда сначала вы говорите что-то хорошее про ребёнка, потом когда родитель спокоен говорите, что он натворил, но не заостряя на этом особого внимания и в конце обязательно сказать что-то хорошее в адрес ребёнка. Тогда родители уходят с хорошим настроением, но призадумаются над вашими словами.
В общении с родителями педагогу важно уметь выслушать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать, и не давать волю эмоциям.
Бывают родители, которые при общении с педагогом сильно переживают по поводу поведения своего ребёнка. Начинают жаловаться на себя опять я не сдержалась и накричала или что-то подобное. Они пытаются переложить свою взрослую ответственность. Педагогу нужно быть очень осторожным и восстановить отношения взрослый-взрослый, сказав у каждого ребёнка лучшие для него родители.
Что нельзя говорить воспитателю родителям :
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери), так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и учить жизни родителей, так как фразы На Вашем месте я бы… и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте диагноз. Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - Ваш ребенок не умеет себя вести, Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте тайну. Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Я уверена, превратить родителей детей в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души.
Такова уж наша педагогическая судьба — продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.