Рекомендации по формированию УУД на уроках ФК | Ольга Александровна Шкляревич. Работа №338479
Универсальными учебными действиями по предмету «Физическая культура» будут являться:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Сложность формирования УУД на уроках физкультуры заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физкультуры решали узкопредметные задачи, необходимо выявить методы и приемы, при помощи которых можно формировать одновременно УУД и обеспечивать предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре.
Рекомендации по формированию УУД на уроках ФК
У каждого учителя должна быть своя методика по формированию универсальных учебных действий, я могу лишь предложить рекомендации по разработке методики:
1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму обучающихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
4. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
5. Использование проблемного диалога. Начиная с 2-3 классов введены проблемные ситуации, стимулирующие обучающихся к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому обучающиеся должны прийти на уроке. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими
учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Приведем пример отрывка урока в 6 классе, раздел - Баскетбол. Тема: «Ловля и передача мяча»
На данном уроке формируются такие универсальные учебные действия.
Предметные: совершенствование техники ловли и передачи баскетбольного мяча (на месте и в движении, после ведения).
Личностные УУД: развитие скоростно-силовые качества, быстроты реакции, точности броска и движений, меткости.
Метапредметные. Регулятивные УУД: формирование потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе.
Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и собственной позиции, умения договариваться, прийти к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: формирование мыслительных операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)
В основной части урока проходят следующие этапы образовательного процесса:
1. Жонглирование мячом:
- передача мяча вокруг себя;
- подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча;
- поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо;
- повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча;
- приседание, после подбрасывания мяча;
2. Индивидуальная работа с мячом:
- ведение мяча, остановка в два шага, оценка сложившейся обстановки на игровом поле, передача мяча партнеру по игре.
3. Работа в тройках:
- изучение комбинации «быстрый прорыв», совершенствование разного вида передач баскетбольного мяча;
- ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке
На данном этапе урока формируются такие УУД
Личностные УУД: определить роль каждого из применяемых элементов баскетбола на результат игры (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину); определить роль и место игры баскетбол в жизни человека.
Регулятивные: сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом, сделать выводы; определить для чего необходимы движения руками при ловле мяча (развитие координации); какие необходимы условия для достижения поставленной на уроке цели.
Познавательные: формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола; определить наиболее эффективный способ передачи мяча партнеру по игре; определить эффективную модель броска мяча в кольцо.
Коммуникативные: умение правильно распределить функций обучающихся во время игры; умение своевременно увидеть ошибки в технике выполнения упражнения своих товарищей и правильно донести данную информацию до них; умение взаимодействовать в игровой ситуации, во время оказать помощь и взаимопомощь.
ВЫВОД:
1.Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.