Рекомендации по оформлению центра психологической разгрузки в группах ДОУ | Крячкова Ирина Владимировна. Работа №314460. Номер работы: №314460
Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Мир ребёнка, попадающего в детский сад, наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение. Поэтому перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят.
Рекомендации по оформлению уентра психологической разгрузки в группах дошкольных учреждениях.
Составила: педагог- психолог
И.В. Крячкова.
Роль центра психологической разгрузки. Актуальность.
Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Мир ребёнка, попадающего в детский сад, наполняется новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Наиболее напряженные и яркие отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и подавленное настроение. Поэтому перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят.
Решить эту проблему помогает центр психологической разгрузки.
Цель центра психологической разгрузки:
Отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.
Благодаря уголкам психологической разгрузки появилась возможность контролировать и регулировать психологические, интеллектуальные и физические нагрузки, самочувствие и настроение детей, своевременно корректировать их.
Принципы организации центра психологической разгрузки
Расскажу немного о составных частях уголков психологической разгрузки и о принципах, которых нужно придерживаться: «гибкости и управляемости среды», «активности и самостоятельности», «индивидуального подхода». Согласно первому принципу, педагоги оценивают, насколько будет удобно использовать материалы в конкретном месте. Материалы уголков необязательно локализовать в одном месте, они могут находиться и в спальне, если это удобно воспитателю и детям. Согласно второму принципу, педагоги предоставляют детям возможность свободного доступа к материалам, инициируют и поощряют их потребность самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Согласно третьему принципу, педагоги ориентируются на особенности личности детей – темперамент, настроение, интеллектуальные возможности и физические
Уголок уединения.
Задача уголка уединения – создать место, где ребенок ощущает себя в полной безопасности. Простой вариант уголка – отгородить мягкий диванчик или удобные кресла полупрозрачной ширмой. Можно добавить и другие атрибуты: домик-трансформер, «подушки-думки» и «подушки-плакушки», альбом с семейными фотографиями воспитанников, игрушечный телефон. В уголке дошкольник может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, посекретничать, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Это позволяет предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, которое ведет к утомлению его нервной системы. Ребенок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения или педагог может предложить ему посидеть в тишине, если видит, что тот некомфортно себя чувствует.
Уголок настроения.
Задача уголков настроения – способствовать обогащению эмоциональной сферы, учить детей распознавать собственные эмоции и чувства, адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. Поскольку не все дошкольники способны вербализовать свое состояние, символы помогают им «сказать» себе и окружающим: «Я радуюсь!», «Мне плохо!», «Я злюсь!». Идеи для уголков настроения вы видите на слайде : «Островок радости», стенд «Здравствуй, я пришел!», полочка «Мое настроение». Также будут полезны дидактические игры, которые позволяют детям изучать разные эмоциональные состояния.
Уголок гнева.
Чтобы дети освобождались от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения в приемлемой форме, можно создать уголки гнева. Они помогут сформировать у дошкольников умение владеть собой в некомфортных ситуациях. При негативных эмоциях ребенку полезно манипулировать с «ковриком злости», стаканчиками «для крика», коробочкой гнева и раздражения «спрячь все плохое» , положить, разной плотности, «подушкой-колотушкой», коробочкой «попробуй порви», куда можно положить листы бумаги , разной плотности, корзинка с клубочками разноцветных ниток., разматывая их , ребенок учится успокаиваться, справляться со своими эмоциями.
Зона коммуникативного развития и уголок достижений.
Если в группе часто бывают ссоры, научить детей бесконфликтному общению помогут зоны коммуникативного развития. А если есть необходимость в том, чтобы повышать самооценку у воспитанников и их уверенность в себе, то будут полезны уголки достижений. К зонам коммуникативного развития относятся коробочка «давай помиримся», рукавички - мирилки, «подушки примирения» и «коврики дружбы»,
большой портрет группы на видном месте, а к уголкам достижений – «экран добрых дел» и «цветок успехов».
Способы поддержки детской инициативы
Взрослые поддерживают детскую инициативу в процессе работы с центром психологической разгрузки:
- поддерживают стремление детей проговаривать свои желания, чувства, мысли;
- поддерживают стремление дать определение своему настроению;
- предлагают выбрать цвет своего настроения или соответствующую ему пиктограмму;
- помогают поместить свою фотографию в выбранное место на экране настроения;
- предоставляют право сомневаться в своем выборе, право на изменение решения;
- предоставляют право обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.
Вывод:
В результате систематической работы с уголками настроения дети смогут:
определять свое эмоциональное состояние;
обозначать его с помощью наглядных средств;
определять эмоциональное состояние других детей;
использовать разные способы для улучшения своего эмоционального фона и другого ребенка.
Педагоги смогут:
обеспечить эмоциональное наполнение жизни ребенка;
оказывать детям помощь в осознании эмоций;
научить детей отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать;