Рекомендации по подготовке и оформлению стендового доклада ☼
Автор: Розина Елена Валерьевна
На научных конференциях, симпозиумах, конгрессах, съездах широко практикуются стендовые сообщения (доклады), так называемые постеры, а на некоторых конференциях и олимпиадах – исключительно стендовые доклады. Попробуем разобраться, что же такое стендовый доклад? Исследователи так формулируют суть этой формы доклада - «стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи» (Виттич, Шулер. 1973)
Стендовые доклады в большей степени используются как средства обмена информацией. Уменьшение числа живых выступлений при увеличении числа посетителей на научных мероприятиях делают стендовую секцию одной из важных. Процесс их создания - кропотливая и сложная работа. Хорошо сделанный постер - один из наиболее эффективных способов представления информации и данных.
В чем же преимущества стендового доклада? Первое – на изучение стендового доклада каждый участник конференции может потратить столько времени сколько ему необходимо, чтобы вникнуть в тему и понять суть работы. Второе, встретив интересную тематику, можно обсудить все вопросы с автором исследования. Третье, имея сжатые формы, стендовый доклад при правильном оформлении может содержать огромное количество информации.
Как мы видим плюсы стендового доклада довольно весомые. В качестве минусов такой формы презентации некоторые авторы отмечают некомфортное положение зрителей (они стоят и перемещаются от стенда к стенду) и, как следствие, необходимость очень серьезной подготовки по привлечению зрителей.
Чтобы стендовый доклад выполнил все свои функции, он должен отвечать определенным требованиям. Согласно исследованиям - это:
ü Наглядность. За короткое время просмотра стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
ü Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
ü Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
ü Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Работа над стендовым докладом отличается своей творческой и одновременно научной направленностью. Обычно требования к оформлению стендового доклада определяются Оргкомитетом конференции, её уровнем и характером. Исходя из практики международных олимпиад и научных симпозиумов школьников, в качестве основных этапов работы можно выделить:
· планирование содержимого, подбор информации с обязательным выделением ключевой идеи и самых важных положений;
· создание макета доклада в графическом виде;
· структурирование и оформление материала;
· Продумывание раздаточного материала для слушателей;
· Презентация стендового доклада на конференции.
Содержание стендового доклада:
Проблема (кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование);
Цели и задачи работы - в виде пунктов;
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности;
Описание сделанного в процессе исследования;
Основные результаты и выводы;
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Структура оформления стендового доклада:
- Заголовок - указывается название доклада (короткое и информативное), ФИО автора (полностью и можно с фотографией) и располагается в верхней части;
- Текст стендового доклада - обязательно коротко и просто (обычно это введение, методы, результаты и выводы);
- Рисунки и графики - с короткими и ёмкими пометками;
- Расположение материала - ориентируйтесь на систему чтения принятую в своей культуре - сверху вниз и слева направо; на уровень глаз размещается самое важное;
- Дополнительный материал, который слушатели смогут взять с собой (если в этом есть необходимость).
Как показывает опыт работы со стендовыми докладами, они могут быть оформлены несколькими способами. Это может быть и оформление одного большого плаката (стандарт А1, либо другой), где размещены все блоки информации. Но может быть и оформление блоков на отдельных листах разной формы и размера, которые соединяются на стенде с помощью цветных стрелок из бумаги. Выбор формата представления стендового доклада остается за автором с учетом тематики исследования и профессиональной направленности.
Примерная инструкция по подготовке стендового доклада
Размер стенда. Стенд для размещения материалов доклада условно можно разделить на три части - заголовок, основную часть и, при необходимости, столика для размещения демонстрационного и раздаточного материала. Специфика исследований часто требует значительного количества иллюстративного материала (фотографий, рисунков, схем, таблиц, карт и т.д.), которые должны быть выполнены в масштабе доступном для зрительного восприятия с некоторого расстояния. Поэтому размер постера должен быть достаточно большим. Мы рекомендуем размер листа для монтировки материалов 1188*840 мм. На практике он представляет собой 2 листа плотной бумаги формата А1 (840*594), которые склеиваются друг с другом в книжном формате (вертикальная ориентация) с помощью клейкой ленты или полоски бумаги. Верхняя часть отводится для заголовка, на остальной размешают материалы доклада.
Заголовок. Верхняя частъ стендового листа размером 1188*150 мм отводится для заглавной части доклада. На ней слева направо указывается название доклада, фамилия и имя автора, учреждение и город, где выполнена работа. В крайнем левом/правом углу оставляется место для размещения номера стенда (примерно 100 мм длины заглавной части), который будет сообщен участнику при регистрации индивидуально. Название должно быть:
- четким – высота названия 15-20 см для свободного чтения с расстояния 5-6 метров. Размер около 5 см, присоединенная информация - 2,5 см. Обрамление способствует выделению названия.
- заметным – используйте подчеркивание, выделение, необходимо сильное контрастирование.
Основная часть стенда. Эта часть предусмотрена для монтирования материалов доклада. Ее размеры позволяют свободно расположить до 10 листов формата А4. На основной части помещается текст, фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы. Очень часто текст стендового доклада используется как дополнение и комментарии к графикам. Лучше излагать текст небольшими абзацами и подразделить его на несколько частей:
· проблема – кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование,
· цели и задачи – вытекают из поставленной проблемы. Могут быть сформулированы в виде пунктов,
· материалы и методы – раздел содержит описание объекта
методик исследования,
· результаты – основная часть доклада, в которой приводятся результаты, полученные при выполнении исследований,
· выводы и рекомендации – резюмирующая часть, отражающая итог исследования. При практической направленности исследования полезно привести рекомендации по решению той или иной проблемы, рекомендации для производства и т.д.
Текст. Изложение должно быть кратким и лаконичным. Излагайте основную суть, при необходимости Вам будут заданы дополнительные вопросы. Текст не должен содержать более 1000 слов. Таким образом, необходимо:
· укоротить, упростить текст;
· исключить детализацию методов и крупные таблицы;
· снизить число сокращений;
· организовать поток текста: отделить важные заголовки от основной массы текста;
· сделать заголовки заметными и привлекательными;
· использовать понятный шрифт - как минимум 5 мм в высоту;
· не использовать много разных шрифтов;
· рекомендуется использовать Times, Axial, Palatino, Optima.
Характеристика текста для разных частей стендового доклада
содержимое | дистанция для чтения (м) | размер шрифта | характеристика шрифта |
название | 5-7 | 30-45 | жирный |
автор, учреждение | 5-7 | 25 | жирный |
главные заголовки | 2-3 | 36 | жирный |
зависимый текст | 1 | 24 | обычный |
Графика. Графика это не текст, поэтому:
- поместите фотографии или схему технологии,
- используйте диаграммы для демонстрации методов,
- используйте таблицы, но без излишней детализации,
- используйте графики по ходу текста,
- удалите всю неважную информацию,
- поместите ключевую информацию в обрамление,
- изложите данные заметно.
Цвета. Они используются для украшения стендового доклада, однако необходимо учитывать следующее:
- слишком много цветов раздражают читателя,
- используйте цвета разумно,
- выделите цветом название и заголовки,
- оттенки серого - альтернатива цветовому оформлению.
Фотографии и рисунки должны быть четкими, нести информацию об объекте, его особенностях. Фотографии должны восприниматься на расстоянии, рекомендуемый размер фотографий не менее чем 10*15. И рисунки и фотографии должны иметь пояснительные подписи (под рисунком, под фотографией).
Таблицы, графики, диаграммы не должны дублировать друг друга. Таблицы не следует перегружать промежуточным материалом. Обязательно наличие названий (над таблицей, под графиком и диаграммой). Хорошие идеи должны быть хорошо оформлены. Удачные решения в дизайне Вашего стенда будут способствовать более успешному восприятию вашего сообщения. Шире используйте возможности цветовой палитры. Уместна цветная графика, техника аппликации и т.д. при этом проявляйте чувство меры - не превращайте ваш стенд в агитационный плакат.
Оформление стендового доклада должно проводится таким образом, чтобы в максимально удобной и доступной для участников конференции форме раскрыть сущность проведенной конкурсантом научной работы. Следует помнить, что в конференции принимают участие различные категории педагогов, обучающихся и т.п., специалисты самых разнообразных областяей современной науки. Это означает, что Ваша работа должна быть понятной и доступной для оценки неспециалистов, но в тоже время демонстрировать высокий уровень знаний и значимость полученных научных результатов Сочетание этих двух требований является залогом успешного участия в работе конференции и возможности сделать устный доклад по материалам работы.
Обычной практикой на международных и отечественных конференциях в настоящее время является размещение в нижней части стенда конверта или файла с оттисками ваших предыдущих докладов или публикаций, кратким изложением работы, контактной информацией и просто визитных карточек для свободного распространения среди участников. Это способствует более эффективному обмену информации, новым научным контактам и т.д.
Полезные ссылки (что ещё можно почитать):
1.
2. Советы начинающим докладчикам (Вольный пересказ заметок проф. П. ван дер Круит, Гронинген, выполненный В.П. Решетниковым, СПбГУ, 2006),