Рекомендации родителям по подготовке домашних логопедических заданий | Тирон Татьяна Ивановна. Работа №307071
В статье даются рекомендации по подготовке дома логопедического задания по всем направлениям коррекции устной речи первоклассников: автоматизации поставленных звуков, развитию фонематического восприятия и фонематических представлений, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи. Статья содержит также методические приёмы по формированию письма. Автор подчёркивает эффективность ежедневных занятий по введению поставленных звуков в речь. Материал статьи можно использовать на родительском собрании.
Рекомендации родителям по подготовке домашних логопедических заданий с первоклассниками. Выступление на родительском собрании
Логопедические занятия с первоклассниками чаще всего идут по следующим направлениям коррекционной работы:
Коррекция произносительной стороны речи
.
На этих занятиях главное – коррекция произношения нарушенных звуков, введение их в активную речь, дифференциация (различение) смешиваемых звуков в речи.
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
.
Важно научить
первоклассников
слышать звуки в слове, определять их
п
оследовательность, различать твёдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, соотносить звук речи с буквой.
Р
азвитие речемыслительной деятельности детей, совершенствование грамматического строя речи, обогащение
и
уточнение словарного запаса.
Эти направления охватывают все стороны устной речи. Задача взрослых (учителя-логопеда и родителей) помочь детям исправить имеющиеся нарушения устной речи в самые короткие сроки. Известно, что правильная устная речь является необходимой базой для формирования письменной речи.
Задания в тетрадях по произношению записываются после каждого занятия. Скорее всего родители уже имели опыт подготовки логопедических домашних заданий в дошкольный период, но хочется подчеркнуть ещё раз важные моменты при подготовке домашних заданий школьниками.
Артикуляционные упражнения должны предшествовать речевым упражнениям.
Эти
упражнения развивают подвижность, силу, выносливость артикуляционного аппарата
–
качества
,
необходимы
е
для чёткой и правильной дикции.
При отработке правильного произношения поставленного звука тоже должна соблюдаться определённая последовательность. С
начала дети должны произносить
изолированный
звук
чётко, если возможно - протяжно. Затем включаем его в слоги, слова и предложения.
Важно, чтобы
на
всём речевом материале отрабатываемый звук звучал правильно. Детям легче контролировать правильное произношение на замедленной речи, плавном слоговом проговаривании.
Постепенно, по мере автоматизации звука, темп речи нормализуется.
Эффективнее заниматься
каждый день
по
10-15
минут,
чем 1-2 раза в неделю по 40 минут.
На первоначальных этапах автоматизации звука
родителям необходимо помогать детям контролировать правильное произношение звука в речи. Это ускорит введение звука в активную речь.
Задания по автоматизации звука
в речи
сочетают в себе разные цели:
тренировка в чтении,
развитие словаря детей, грамматического строя и связной речи. Рассмотрим
некоторые из них.
- Чтение слогов, слов и предложений с отрабатываемым звуком. Большинство первоклассников, имеющих речевые нарушения, начинают читать только в школе. Для облегчения чтения слов обычно используются подстрочные символы: точка и дуга (ремешок). Точка ставится под буквой, если её звук не сливается с другим. Дуга показывает, что два звука надо читать слитно. Это слог, в котором за согласным идёт гласный. При чтении дети обязательно должны следить пальчиком по строке, отмечая точку одним касанием пальца и дугу проведением линии пальцем.
- Задания со счётом. Посчитай от 1 до 10 и обратно. В этих упражнениях важно не только правильно проговаривать отрабатываемый звук, но и правильно согласовывать слово или словосочетание с числительными, чётко произносить окончания слов, стечения согласных и не сбиться со счёта.
Например:
Один лебедь. Один белый лебедь.
Два лебедя. Два белых лебедя.
….. …..
Пять лебедей. Пять белых лебедей.
И т.д.
Можно усложнять задания на более поздних этапах обучения. Считать от 2 до 20, называя числа через одно число; от 3 до 30, называя числа через два числа; посчитать слова только с заданными числами, например: 1, 2, 7, 9 и в обратном порядке с этими же числами и т.д.
- Изменяй предложение. (Изменение глаголов по лицам и числам - спряжение). В этом упражнении важно наряду с правильным произношением отрабатываемого звука следить за правильным изменением окончаний глаголов и чётком их произношении, правильном произнесении всех звуков и звукосочетаний (особенно сложных стечений звуков), запоминании предложения.
Например:
Я леплю из пластилина белых лебедей.
Ты лепишь из пластилина белых лебедей.
Он лепит … .
- Чистоговорки (скороговорки) и стихи. Это отличные упражнения для развития чувства ритма и автоматизации поставленных звуков, т.к. частотность отрабатываемого звука в них достаточно высокая. Ритм очень важная составляющая речи. Не все ребята могут его удерживать. Поэтому логопеды часто рекомендуют рассказывать стихи и чистоговорки шагая. Сначала шагайте рядом с ребёнком и рассказывайте стихотворение. Не забывайте следить за правильным произношением звуков. Когда поймёте, что задание усвоено, доверьте выполнить задание без вашей помощи. В конце обязательно похвалите ребёнка и даже поаплодируйте.
- Связная речь. Пересказы. Это наиболее сложный вид работы. Дети должны не только думать о том, как правильно передать последовательность событий при пересказе, сформулировать предложения, но и правильно произнести все звуки. Как правило, к этому этапу звук уже достаточно хорошо произносится, с меньшим контролем, но может ещё пропускаться в сложных артикуляторных позициях. Задача родителей заключается в помощи детям в нахождении ошибок произношения и их исправлении.
Сейчас несколько слов о письменных заданиях. Требования к их выполнению – аккуратность, соблюдение первых изученных правил.
- Дети должны проговаривать слова / предложения перед записью так:
- Начало предложения пишем с большой буквы. В конце ставим точку (вопросительный или восклицательный знаки). Имена собственные пишем с большой буквы.
Перед записью необходимо чётко произнести все звуки слова и в момент записи тоже нужно диктовать звуки тихим голосом. Особое внимание – гласным звукам и буквам. Они артикулируются губами. Чтобы буквы не пропускать, можно даже проговаривать:
Например:
Молоко: мо – пишу с О, ло – пишу с О, ко – пишу с О.
Проговаривая таким образом слова при записи мы осуществляем профилактику возникновения нарушения письма – дисграфию.
«Лесенка слов»
Это очень известное упражнение помогает развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, актуализирует словарный запас. Правила таковы. Все слова начинаются на заданную букву и записываются друг под другом. Начинаем со слова в три (если возможно – в две) буквы. Каждое последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего.
Например:
кот
Коля
кошка
клубок
картина
командир и т.д.
Дополнительные задания для «Лесенки слов» - поставить в словах ударение, разделить на слоги, подчеркнуть гласные буквы красным цветом, согласные твёрдые – синим, мягкие – зелёным цветом.
Для обогащения словарного запаса, его уточнения, не забывайте объяснять значения незнакомых слов детям, показывайте картинки, помогающие запомнить слова. Помните: чем богаче словарный запас, тем легче и точнее дети смогут выражать свои мысли и понимать речь окружающих людей.
Помогайте детям осмысливать происхождение названий слов. Спрашивайте, почему подснежники так называются? А столовая? Какое слово спряталось в этом слове?
Прислушивайтесь к речи своих детей. Старайтесь не догадываться о том, что дети хотят вам сказать, выслушайте их до конца, тактично исправляйте, если необходимо, хвалите за правильность высказывания. Тогда дети поймут, что говорить правильно и быть понятым – это важно!