Рекомендации в работе концертмейстера на занятиях классического танца | Красавцева Любовь Сергеевна. Работа №314239
Одним из важных моментов воспитания детей является их духовное развитие, и из наиболее действенных средств эстетического воспитания является хореография. Комплексное изучение хореографических дисциплин приобщает детей к танцевальному искусству, развивает их музыкально-творческие способности, формирует эстетическое восприятие окружающего мира, способствует формированию всестороннее гармоничной личности. Хореографическое искусство непосредственно связано с музыкой. Между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное содержание. Музыкальное сопровождение на любом этапе хореографического обучения предполагает обязательное участие концертмейстера.
В статье представлены методические пояснения и практические рекомендации музыкального оформления классического танца.
«Рекомендации в работе концертмейстера на занятиях классического танца»
Красавцева Любовь Сергеевна - концертмейстер
Одним из важных моментов воспитания детей является их духовное развитие, и из наиболее действенных средств эстетического воспитания является хореография. Комплексное изучение хореографических дисциплин приобщает детей к танцевальному искусству, развивает их музыкально-творческие способности, формирует эстетическое восприятие окружающего мира, способствует формированию всестороннее гармоничной̆ личности.
Хореографическое искусство непосредственно связано с музыкой̆. Между музыкой̆ и движением при одновременном их исполнении устанавливается тесная взаимосвязь. Их объединяет одно и то же образное содержание.
Музыкальное сопровождение на любом этапе хореографического обучения предполагает обязательное участие концертмейстера.
Основные особенности музыкального сопровождения на занятиях классического танца.
Классический танец является профилирующей дисциплиной̆ и ему принадлежит ведущая роль в процессе обучения хореографическому искусству. Для правильного использования музыкального аккомпанемента на занятии концертмейстеру необходимо точно представлять схемы комбинаций, заданные педагогом-хореографом. Концертмейстеру необходимо иметь знания о построении урока в целом, последовательности движений в экзерсисе у станка и на середине. Следует изучить все особенности подготовительных положений, метроритмические и темповые закономерности танцевальных движений, а также хореографическую терминологию на французском языке.
Урок классического танца состоит из четырёх разделов:
экзерсис у станка;
экзерсис на середине;
прыжки
классические диагонали
В экзерсисе у станка и на середине зала существует определенная последовательность движений: plie, battements tendus, battements tendus jetes, ronds de jambe par terre, battements fondues или battements soutenus, battements trappes, rond de jambe en fair, petits battements, battements developpes, grand battements jetes.
Принцип построения движений у станка основан на контрасте, т. е. чередовании чётких и резких движений с мягкими, плавными движениями. Концертмейстеру следует внимательно следить за изменением характера исполняемых движений, используя при этом соответствующий музыкальный материал.
В практической деятельности у концертмейстеров приняты два способа музыкального оформления занятий классического танца.
Первый способ предусматривает использование готового нотного материала, даёт возможность наряду с обучением танцевальным движениям пропагандировать классическую музыку, вырабатывать у учащихся строгость, академизм исполнения, прививать высокохудожественный вкус.
Второй - основан на музыкальной импровизации, способствует изучению технически сложных элементов, сочетая ритмический рисунок с творческой фантазией пианиста.
Концертмейстер, зная характер, ритм и составные элементы учебного задания, может соответственно предложить тему, размер и акценты музыкальной импровизации.
Методические пояснения и практические рекомендации музыкального оформления классического танца.
Музыкальное сопровождение к движению PLIE.
Музыкальный размер аккомпанемента ¾. Такой аккомпанемент имеет свои преимущества - более танцевальный, мелодичный характер музыкальных произведений способствует большей мышечной «наполняемости» каждого такта, развивает мягкое, эластичное plie, что исключает возможность «зажима».
Музыкальное сопровождение к движению BATTEMENTS TENDUS.
В качестве аккомпанемента к движению BATTEMENTS TENDU JETE используются примеры с музыкальным размером 2/4. Характер сопровождения резкий, чёткий, в аккомпанементе со штрихом staccato.
Музыкальное сопровождение к движению ROND DE JAMBE PAR TERRE.
В нотном приложении предпочтение отдаётся музыкальному размеру ¾ Характер музыкального аккомпанемента плавный, в дальнейшем более определённый, отчётливый.
Музыкальное сопровождение к движению BATTEMENT FONDU
Характер исполняемого движения допускает музыкальное сопровождение как на 4/4, так и на 3/4 (в дальнейшем - чередование 2/4 и 3/4).
Музыкальное сопровождение к движению BATTEMENT FRAPPE.
(«удар» - акцент, приходится на сильную долю) - 4/4, с переходом на музыкальный размер 2/4. Движение начинается на затакт и исполняется на один такт. Характер музыкального сопровождения чёткий, отрывистый.
Музыкальное сопровождение к движению RELEVE LENT
В качестве аккомпанемента используются примеры с музыкальным размером 4/4. Характер звучания музыки должен соответствовать характеру мышечных усилий. Исполнение концертмейстером музыкальных примеров к данным движениям требует большей выразительности, эмоциональности.
Музыкальное сопровождение к движению GRAND BATTEMENTS JETE.
Музыкальное сопровождение к движению GRAND BATTEMENTS JETE бодрый, энергичный. Музыкальный размер 2/4, 4/4, а также при дальнейшем изучении и усложнении используется аккомпанемент в размере 3/4.
ПРЫЖКИ
Достаточно сложным для концертмейстера является поиск музыкального материала для 3 видов прыжков: маленькие, средние и большие.
В музыкальном примере должны сочетаться два характера: плавный - сопровождает demi-plie и отрывистый, энергичный - подчёркивает прыжок. В дальнейшем происходит переход на 2/4, но чередование двух характеров аккомпанемента должно остаться. Темп moderato.
Освоив данный материал, концертмейстер может в дальнейшем самостоятельно подбирать примеры к новым элементам, не испытывая при этом затруднений.
Список используемой литературы
А. Я. Ваганова «Основы классического танца» СПб, 2007 г.
И. Климкович, В. Малашева «Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца» Москва, 1967,1969 г.
А. Нефедова «Хрестоматия для уроков классического танца», Москва 1997 г.
Н.
Ревская
«Классический танец на уроке. Экзерсис» СПб, 2005 г.
Р.
Череховская
«Танцевать могут все» Минск, 1973 г.
Л.
Ярмолович
«Принципы музыкального оформления урока классического танца» Ленинград, 1968
Е.
Кубанцева
«Концертмейстерский класс» Москва, 2002
Нотное приложение
Классический станок
Plie
Л. Бетховен «Прощание с фортепиано»
Battement
tendu
Э
.
Григ
«
Норвежский
танец
»
соч. 35
Battement
tendu
jete
Э
.
Григ
«
Норвежский
танец
»
»
соч
. 35
Ronde de
jambe
par
terre
С
.
Рахманинов
«
Вальс
»
Battement
fondu
Ф
.
Шуберт
«
Экспромт
»
соч
. 142 №3
Battement frappe
Ф
.
Лист
«
Этюд
№5»
Adagio
Л. Бетховен «Соната №8»
Grand battement
jete
М
.
Глинка
«
Рацарский
романс
»
Упражнения на середине зала
Adagio
Ф. Шопен
«Ноктюрн»
Battement
fondu
А
.
Дворжек
«
Вальс
»
соч
. 54 №1
Вращение И. Дунаевский «Вальс»
Прыжки Ф. Шуберт «Музыкальный момент» соч. 94№3