Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 15.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Религия как основа формирования культуры здоровья | Хоренов Матвей Афанасьевич, Хоренова Генриетта Андреевна. Работа №336136

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описывается концепция здоровья на основе изучения религии. Любой гражданин нашего общества для эффективного своего развития и процветания должен жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, что ведет в дальнейшем к здоровому обществу. Здоровье в классической культуре многих народов понимается как состояние гармонии с окружающими людьми, природой и даже с Космосом. Болезнь рассматривается как утрата гармонии человеком и (или) обществом, что выражается в дисгармонии. Здоровье и болезнь трактуются не как различные по своему естественному состоянию понятия, а как две стороны единого процесса развития личности и общества. Здоровье выступает «спутником» и следствием гармоничного развития, а болезнь – дисгармонии. В нашем понимании, здоровье не только физическое состояние человека, но и его духовный внутренний мир, его мысли.

Религия как основа формирования культуры здоровья 

Хоренов Матвей Афанасьевич, преподаватель- организатор ОБЖ МБОУ «Хохорская СОШ» Хоренова Генриетта Андреевна, учитель русского языка МБОУ Боханская СОШ№2

Любой гражданин нашего общества для эффективного своего развития и процветания должен жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, что ведет в дальнейшем к здоровому обществу. Здоровье в классической культуре многих народов понимается как состояние гармонии с окружающими людьми, природой и даже с Космосом. Болезнь рассматривается как утрата гармонии человеком и (или) обществом, что выражается в дисгармонии. Здоровье и болезнь трактуются не как различные по своему естественному состоянию понятия, а как две стороны единого процесса развития личности и общества. Здоровье выступает «спутником» и следствием гармоничного развития, а болезнь – дисгармонии. В нашем понимании, здоровье не только физическое состояние человека, но и его духовный внутренний мир, его мысли. Рассмотрим здоровье с точки зрения традиционной культуры бурят. Невозможно сохранить здоровье, игнорируя внутреннюю гармонию, нравственное и сознательное поведение человека перед собой, предками, родителями, прочими людьми, природой, духами и божествами. Человек считается здоровым и счастливым, ежели он не нарушает законы природы, общества и мирозданья. Согласно религиозным традициям народа познание понятия здоровье и здорового образа жизни прочно взаимосвязано с религией. С древнейших времен традиционная культура здоровья базировалась на ценностях, установках и целительных практиках шаманизма. Шаманизм – концепция культовых верований, которая подразумевает существование добрых и злых духов, населяющих горы, леса, реки и подземный мир. Основная фигура в шаманизме – шаман – человек, являющийся посредником между людьми и духами. Считается, что поддержка духов одаряет шамана сверхъестественными силами, отчего он способен не только гарантировать положительный промысел, предречь будущее, но и узнать причины недугов и исцелить людей. Первопричины недугов рассматривались, прежде всего, на основе поведения и миропонимания больного. И ответственность шамана обязана быть весьма высокой. Как известно, основная форма общения шаманов с духами - это всевозможные моления и жертвоприношения, именуемые камланием, от тюрского слова «кам» - шаман. Камлает шаман в специальном костюме (оргой) и с бубном, в наше время не всегда используется бубен. В годы гонений за шаманами в 30-е годы 20 века, очень много шаманов ушло от бубнов, чтобы не навлекать на себя и на своих родных беду, ведь по звуку бубна люди знали, где камлает шаман. Итак, чтобы стать шаманом, человек должен обладать шаманской наследственностью, иметь определённые качества (память, интуиция, воображение, экстра сенсорика, поэтический дар), иметь какой- либо знак на теле – тэнгэрийн тэмдэг («божественная отметина», «странность поведения»). Есть люди, которые мечтают быть шаманами, для них эта ответственность перед своим родом, потомками не воспринимается всерьёз. Они воспринимают шаманство как игру. Не может человек по своему желанию стать шаманом. Шаман обладает высокой степенью мудрости, ответственности, знаниями психологии, ведь ему приходится общаться с большим количеством людей и вселять в людей веру в себя, в своих предков, знаток обычаев и традиций разных народов. Шаман представляет свой род и племя, выражает воли духов местности и в нужный момент объединяет племя. Шаманизм и природа находятся в тесной взаимосвязи. Шаманы не имеют специальных храмов для проведения обрядов, чем отличаются от христиан и буддистов. Тайлганы, родовые и семейно-родовые обряды проводятся на открытом воздухе в священных местах: вершина или подножие гор, на берегу озер и рек и т.д. По мнению С.О. Дарибазаровой, «бурятские шаманы корнем всех болезней считали нарушение гармонии между человеком и окружающим миром, которое вело к вторжению в организм человека враждебных духов или полной потере души в результате физической или психической травмы. Человек является частью этого мира, поэтому его здоровье зависит от обмена положительными энергиями живой и неживой материи. Шаманы пытаются найти связь между человеком и событиями, происходящими в социуме и природе, для того, чтобы перебросить мост между болезнью и исцелением». Религия как один из аспектов развития культуры здоровья бурятского народа, показывает на некоторые факторы, в совокупности позволяющие сформировать здоровую личность, которая будет распространять свой опыт в социуме. Столетиями формировалась целостная система экологических принципов и традиций гуманного, глубоко нравственного, трепетного отношения к природе, к её творениям. Кроме того, в буддизме, который впитал и переработал традиции шаманизма, человек рассматривается не как особое, стоящее над природой существо, а как представитель одного из видов «живых существ». Все это сказалось в фольклоре бурятского народа, его знаниях и представлениях о здоровье. Формирование и развитие классической культуры бурят напрямую связано с историей народа, что нашло отклик в представлениях о здоровье и здоровом образе жизни и представляют три религии: шаманизм, буддизм и христианств. Считается, что человек может болеть и тогда, когда утрачена связь со своими предками, со своей родословной, например, онкологические заболевания – это родовые болезни, т.е. искать первопричину в своей родословной. Издавна у бурят существовала традиция передачи своим потомкам родословной. Дети с малого возраста знали свою родословную и могли в любое время рассказать о ней. Почиталось знание легенд и преданий рода о своих предках. Благодаря этой преемственности, дети знали своих предков, гордились ими. Сегодня, жители села Хохорск Боханского района и близ лежащих деревень могут найти интересные материалы по изучению своей родословной, легенд, преданий в книге Балдаева Сергея Петровича «Родословные предания и легенды бурят». Данный труд является настольной книгой некоторых шаманов и для людей, которые изучают родословную всех бурят. В старину каждый бурят начинал жизнь с понятия «Сээр» и старался соблюдать его всю жизнь. Понятие «Сээр» в книге Бориса Базарова «Таинства и практика шаманизма» - это гнев божественных духов, которые наказывают того или иного человека за малейшую провинность и вероотступничество в прямой пропорции от содеянного. Вот эти каноны: - Не укради, чужое не бери; - Не убей, не твори варварские дела;- Не грабь и не влезай в чужую семью; - Не позорь свой род неумением что-то делать; - Уважай старших возрастом, не перечь им и слушайся их; - Молись и чти во веки веков своих предков; - Помоги младшим по возрасту, помоги советами; - Спиртное не пей, выпил – сиди дома, не показывайся на люди; - Помни, что ты родился в роду человеком, чтобы славить и множить благие дела предков, передавать своё умение потомству; - Воспитывай своё потомство, чтобы оставили они добрый след во имя своих славных отцов, будь достойным продолжателем своего рода; - Будь сам примером славы и доблести;- Помни: дети твои будут жить именем твоим, во имя их здравия и благополучия не переступай порог «Сээр»;- Не бери мзду, знаешь – укажи, можешь – помоги, ибо чужое добро тебе впрок не пойдёт, потому как у каждого добра есть свой хозяин; - Изучай традиции и языки народов, с которыми живёшь бок о бок, ибо сколько языков знаешь, столько будет сторонников и друзей. Эти истины пришли из глубокой древности и соблюдались нашими предками. Соблюдая их, мы с вами живём в хорошем, позитивном обществе. Возвращаясь к теме родословной бурят мы должны сейчас вспомнить все эти каноны и воспитывать на них наше молодое поколение. Пришло время восстановления имён предков, знания своей родословной, легенд и преданий своего рода и племени. Считается у бурят, когда молодое поколение будет знать своих предков, чтить и уважать их, плохих поступков не будет совершать, потому что они будут гордиться ими и равняться на них. Рассматривая значение шаманизма в оздоровлении бурят, нужно отметить, что этот вид религии является базой психологической зарядки и состояния позитивной энергии путем общения между людьми и с природой при проведении разных обрядов, прежде всего тайлганов. Обряд тайлган проводится коллективно. Устройство места поклонения на вершинах гор связано с их культом, ибо все возвышенности на поверхности Земли сосредотачивают ее жизненную энергию. Главная значимость горы с древнейших времён была определена тем, что она позволяла выполнять связь человека с космическими силами, в том числе с астральными объектами. Гора являлась не просто одним из природных объектов, но и олицетворением всех этих сил. Таким образом, сам культ объединен с основой здоровья и жизненных сил, энергией жизни. Главная гора местности становилась местом проведения родовых культов бурят. Цель обрядов и самих тайлганов - умилостивить хозяев, духов местностей, дабы они покровительствовали обитателям представленной местности, своевременно посылали дожди, тепло, оберегали от разных болезней, способствовали размножению скота и т.д. Помимо угощения духов молочной и мясной пищей, дополнительно привязывали к ветвям молодых деревьев полоски новых тканей, платки, рубашки с длинными рукавами, оставляли сладости, деньги. Жгли на неподвижных алтарях богородскую траву (чабрец), дым от благовония являлся для духов, божеств славной пищей. Считается, что до божеств это угощение доходит в течение 3-9 дней. По прошествии определённого времени, считается, что святые духи, предки людей защищают эту семью, род от болезней, содействуют здоровью, богатству, росту численности скота, благополучию семьи и родных. Если по окончании обрядов идёт мелко - моросящий дождь, на небе появляется радуга, прилетают птицы, либо приходит зверь – это хороший знак, значит духи-хозяева местности приняли угощение и благосклонны к этой семье. Когда человек впервые приезжал поклониться своим предкам, познакомиться с ними, прежде всего угощает их, просит прощения. В будущем, он может приезжать и просить их о помощи. Значит, мир и согласие с окружающим миром означала потребность давать, не требуя незамедлительной отдачи. Ключевым считалось достижение гармонии жизни, которую и олицетворяло здоровье. Глубокий смысл для нашего поколения имеет изучение и новое осмысление богатого этнического наследия культуры здоровья и здорового образа жизни бурятского народа, накопленного на протяжении длительного периода исторического развития.

Использованная литература:

1.Дарибазарова С. Традиционные методы лечения у бурят / С. Дарибазарова // Этнические процессы и традиционная культура. – М. ; Улан-Удэ, 2005 . – С . 165

2.Базаров Б. Таинства и практика шаманизма. В двух книгах. Изд-во ПАО «Республиканская типография», 2018. - 232с.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×