Решение проблемы адаптации и социализации младших школьников | Шипилова Е. Н., Вербицкая Е.А., Дрожжина С.С. . Работа №275356
Автор: Шипилова Е. Н., Вербицкая Е.А., Дрожжина С.С.
Из опыта работы педагога-организатора и учителей начальных классов по адаптации и социализации младших школьников из семей группы риска посредством занятий в танцевальной студии "Волшебный каблучок" в КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Авторы делятся многолетним опытом работы с детьми из группы социального риска, которые занимаются в танцевально-хореграфической студии Центра, что позволяет им реализовать свои творческие возможности и ощутить положительные эмоции
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», г. Семилуки
Решение проблемы адаптации и социализации младших школьников посредством приобщения к танцевальному искусству
Шипилова Е.Н. – педагог-организатор
Вербицкая Е.А. – учитель начальных классов
Дрожжина С.С. – учитель начальных классов
Анализ педагогической литературы, теории и практики педагогических исследований показывают, что проблемы адаптации и социализации возникают повсеместно. И ряд адаптивных процессов, и само явление давно служат объектом пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов, психологов, медиков и социологов.
В наше образовательное учреждение – КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ранее - Семилукская санаторная школа-интернат) поступают дети из семей социального риска, неполных, неблагополучных семей. Условия жизни у них были настолько неблагоприятными в социальном и бытовом плане, что они зачастую слабо владеют коммуникативными навыками, у них затруднено общение как со сверстниками, так и со взрослыми. В Центре разработаны разнообразные программы воспитательной направленности для облегчения работы по социализации и адаптации школьников и их дальнейшей полноценной интеграции в общество.
Одним из способов наиболее «мягкой» и безболезненной адаптации ребенка младшего возраста в коллективе, на наш взгляд, является не только его введение в учебный процесс и привитие первичных социальных навыков, но и вовлечение его в творческий процесс, в нашем случае – занятия в танцевально-хореографической студии «Волшебный каблучок».
Для упрощения задачи социальной адаптации таких детей приобщение их к творчеству, занятиям танцевальным искусством дает огромный положительный эффект, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, позволяет ему раскрыться с самой лучшей стороны и почувствовать свою необходимость, свое творческое «Я» через танец, через участие в школьных мероприятиях, выступлениях на городском, областном уровнях.
По результатам социологических исследований в настоящее время актуальна проблема снижения у школьников работоспособности, ухудшения внимания и памяти, ослабление двигательной активности, нарушается осанка, растет число заболеваний костно-мышечной системы. А движение в ритме, заданном музыкой, способствует синхронизации работы всех органов, что ведет к общему оздоровлению организма.
Систематические занятия в танцевально-хореографической студии способствуют формированию и развитию хорошей фигуры, вырабатывают правильную осанку, придают внешнему облику стройность. Улучшается и психологическое состояние ребенка, он постоянно чувствует позитивный настрой, сохраняет положительные эмоции. Занятия по программе танцевальной студии помогают ребенку правильно развиваться, повышать физическую работоспособность на уроках, радостно общаться со сверстниками и быть в тонусе.
В конце года мы обязательно организуем заключительное обобщающее занятие по итогам года. Именно здесь дети в полном объеме реализуют на практике полученные в течение года знания, умения и навыки. Коллектив постоянно востребован, принимает активное участие в культурной жизни города и области, что также является немаловажным фактором социализации ребенка.
При проведении занятий мы постоянно отслеживаем психофизиологическое состояние детей, проводим занятия с учетом медицинских рекомендаций, применяя элементы здоровьесбережения, проводя необходимые паузы во время занятий. Соединяя практическую работу по привитию эстетических навыков и этических норм поведения и игру как естественное состояние ребенка и эстетическую составляющую занятий, мы делаем нашу работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной, более продуктивной и результативной. Об этом можно судить по отзывам самих детей, их родителей (лиц, их заменяющих), учителей начальных классов, которые отмечают несомненную положительную динамику в учебе и поведении воспитанников студии.