Решение ситуационных задач как способ повышение уровня развития функциональной грамотности обучающихся | Дмитрий Алексеевич Дмитриев. Работа №355775
Решение ситуационных задач как способ повышение уровня развития функциональной грамотности обучающихся. В статье предлагаются примеры ситуационных контекстных задач, позволяющих формировать разные виды функциональной грамотности школьников. В 2023 году Министерство просвещения России официально признало функциональную грамотность важнейшей частью образовательного процесса, она даже попала как ключевой аспект федеральных стандартов образования (ФГОС). Сегодня это понятие — обязательный элемент образовательной программы, закрепленный в документах.
Решение ситуационных задач как способ повышение уровня развития функциональной грамотности обучающихся.
В 2023 году Министерство просвещения России официально признало функциональную грамотность важнейшей частью образовательного процесса, она даже попала как ключевой аспект федеральных стандартов образования (ФГОС). Сегодня это понятие — обязательный элемент образовательной программы, закрепленный в документах. Теперь педагогам необходимо искать способы, как, помимо академических знаний, развить у учеников необходимые навыки для успешной жизни, - рассказывает педагог, методист образовательной платформы Учи.ру Олеся Горбунова.
Можно научить ребенка чему либо, можно попросить его сделать что либо, но нельзя его заставить, если он сознательно не участвует в процессе обучения и воспитания. Считаю своей первостепенной задачей заинтересовать обучающихся в осознанном выборе действий в любой сложившейся ситуации. Осознание, что в жизни не бывает безвыходной ситуации, из любой имеется минимум два выхода, главное выбрать правильный и приступать к действиям. Включение их в учебно-познавательную деятельность, умение рассуждать и делать правильные выводы, при этом находить наиболее оптимальные решения в каждой сложившейся ситуации. И обязательно быть активным действующим лицом.
Считаю, что функциональная грамотность станет индикатором развития личности (общества). Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. В современном быстро меняющемся и развивающемся мире полученные фундаментальные знания могут лишь способствовать пониманию ситуации, но не всегда могут помочь, особенно в критических ситуациях. Поэтому формирование функциональной грамотности обучающихся это неотъемлемая составляющая их подготовки к жизни в современном обществе и уроки ОБЗР (ОБЖ) позволяют это сделать.
Очень жаль что в основной образовательной программе отводится небольшое количество часов на данный предмет, ведь иногда жизнь и здоровье ребенка зависит даже не столько от знаний, а от возможности предвидеть эти опасности, умению по возможности избегать их , а при необходимости правильно и решительно действовать. Уже неоднократно в средствах массовой информации были передачи о том, что дети и подростки в различных жизненных ситуациях действовали решительно и предпринимали действия позволяющие сохранить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих. Впоследствии отвечая на вопросы журналистов, они отвечали, что в этом им помогли уроки ОБЗР (ОБЖ).
Для развития функциональной грамотности у обучающихся использую в своей работе ситуационные задачи, которые позволяют вспомнить и применять все имеющиеся знания. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи обучающимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности. Для начала обучающиеся читают текст и определяют характер опасной ситуации для себя и окружающих, выявляют поражающие факторы, далее определяют выбор средств защиты от их воздействия, и предлагают алгоритм действий в каждой сложившейся ситуации, далее идет разбор предложений и выявление ошибок при построении алгоритма, и их исправление.
Для учеников важно при прочтении текста обращать внимание не только на главную мысль текста, но и его частей, воспринимать информацию в полном объеме, от этого зависти правильное выстраивание дальнейшего алгоритма действий. А также критически оценивать информацию не влияющую на данную ситуацию, иногда бесполезную. (Читательская грамотность).
Пример ситуационной задачи: «В летний жаркий день группа подростков три мальчика и три девочки пошли купаться на речку. Температура окружающей среды +32С0. Температура воды +18С0. Ребята отдыхали, купались в реке. Один из парней предложил понырять в воду с опоры моста, которая находилась в 20м. от берега. Согласились три человека. После того как они нырнули в воду, из воды вынырнули только двое, добравшись до берега один из них пожаловался на боль в бедре, при осмотре видно было, что у него торчит ветка дерева, но кровотечения не было. Тут тело третьего юноши показалось на поверхности воды примерно через 30сек. и стало уплывать по течению реки. Определите последовательность действий
Задания в ситуационных задачах могут строиться с учетом ориентирования по времени, умения соотносить предметы по дальности и высоте, а также дальности прицеливания и пр. (Математическая грамотность)
Пример ситуационной задачи: « Для преодоления реки туристам необходимо подобрать веревку соответствующей длин. При выходе на берег реки, напротив виден столб опоры линии электропередачи. У вас имеется линейка. Как определить ширину реки, если высота столба на линейке 3см. на вытянутой руке?»
При решении ситуационных задач необходимы знания полученные по другим дисциплинам, для определения сторон света (география), концентрацию вредных и опасных для здоровья веществ (химия и биология), возможные вторичные поражающие факторы опасных природных или техногенных явлений, траектория движения (физика). (естественнонаучная грамотность).
Пример ситуационной задачи: «В закрытом гараже обнаружен пострадавший в бессознательном состоянии рядом с работающим автомобилем. На лице и шее красноватые пятна, зрачки нормальные, реакция на свет отсутствует. Дыхание 10-12 вдохов в минуту, пульс слабый, но в норме. Периодически непроизвольное подергивание мышц тела. Определите диагноз и последовательность действий.»
Умение распознавать опасности, правильно понимать значение знаков безопасности и признаков наступления опасных и чрезвычайных ситуаций, возможность повлиять на эту ситуацию, для минимизации вреда здоровью и устранению угрозы смерти для себя и окружающих людей. А в случае необходимости быстро и качественно оказать первую помощь пострадавшим. (глобальные компетенции)
Пример ситуационной задачи: «Вы отправились в путешествие на океаническом лайнере, в составе международной туристической группы. Во время прохода вокруг Австралии, лайнер потерпел крушение. Вы вместе с двумя иностранными туристами смогли погрузиться в резиновую спасательную лодку и добраться до берега. Но оказавшись на берегу стало понятно, что это остров. При осмотре лодки вы обнаружили компас, ракетницу с тремя патронами, три спасательных жилета. Определите дальнейшее развитие событий, свое взаимодействие с другими спасшимися туристами и последовательность действий.»
Конечная цель ситуационного обучения – приучить человека к системе аналитического поведения в повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях: предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий. А значит повышать уровень функциональной грамотности, возможности противостать вызовам современного общества и взаимодействовать с ним.