Решение тригонометрических уравнений | Малышева Оксана Леонидовна. Работа №310735. Номер работы: №310735
Разработка конспекта урока по теме: "Решение тригонометрических уравнений" . Учебная дисциплина ОУД.01 МАТЕМАТИКА. Для обучающихся 1 курсов.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: ознакомить обучающихся с общей схемой решения тригонометрических уравнений различных типов. Формировать умение решать тригонометрические уравнения ,приводимые к квадратным; формировать умение решать однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени; а так же формировать умение решать тригонометрические уравнения с помощью введения дополнительного угла.
Тема: Решение тригонометрических уравнений.
Цель: познакомить обучающихся с общей схемой решения тригонометрических уравнений различных типов. Научить решать уравнения, приводимые к квадратным, однородные уравнения 1-ой и 2-ой степени, а так же объяснить метод введения дополнительного угла.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания
Наличие письменного задания проверяют дежурные
III. Актуализация ЗУН.
1.Решить уравнение:
a) ; б) ; в)
2. Вопросы к обучающимся:
1)Какие два уравнения получились в случае «а»?
2) Какой показатель степени имеет (-1) в случае «б»?
3) Какие шаги приводят нас к нахождению значения угла х в случае «в»?
IV. Изучение нового материала.
- Вы уже научились решать простейшие тригонометрические уравнения, но на практике тригонометрические уравнения в таком удобном виде встречаются редко. Чтобы получить такие уравнения часто надо выполнить ряд тождественных преобразований. Рассмотрим некоторые типы тригонометрических уравнений.
1.Уравнения a sin2x+b sin x + c=0; a сos2x+b сos x+ c=0, приводятся к квадратным, относительно новой переменной t , где t= sin x или t= cos
Обратите внимание: уравнение желательно привести к одной функции и одному аргументу.
П р и м е р . Решить уравнение: 2 сos2x +5 sin x = 5.
Образец рассуждений:
Выражаем: сos2x = 1- sin2x
и подставляем в уравнение: 2(1- sin2x) +5 sin x − 5= 0.
Раскрывая скобки и приводя подобные, получаем: 2 sin2x -5 sin x +3 = 0. Пусть t = sin x, │ t │≤ 1, тогда
2 t 2 -5 t +3 = 0.
Корни полученного квадратного уравнения: = 3/2; = 1
Обратная замена: cos x = 3/2 нет решений; cos x = 1
x = +2πn, n є Z.
Ответ: +2πn, n є Z.
2. Однородное тригонометрическое уравнение первой степени — это уравнение вида a sin x + b cos x = 0
Однородное тригонометрическое уравнение второй степени имеют общий вид: a sin2x+b сos х sin x + c;
Прием решения таких уравнений: разделить на «старшую» степень. Т.е. почленно делим в первом случае на cos x ≠ 0 или sin x≠ 0, во втором – на сos2x ≠ 0 или sin2x ≠ 0.
Такое преобразование правомерно, потому что если cos x = 0, то в силу уравнения имеем также sin x = 0. Но это противоречит основному тригонометрическому тождеству sin2x + сos2x = 1, согласно которому синус и косинус не могут обращаться в нуль одновременно. Значит, для любого решения такого уравнения выполнено неравенство cos x ≠ 0, потому обе части уравнения можно разделить на сos2x (аналогично с sin x)
П р и м е р. Решить уравнение: sin2x − 3 sin x cos x − 4 сos2x = 0.
Разделив обе части данного уравнения на сos2x ≠ 0, приходим к квадратному уравнению относительно тангенса: tg2x − 3 tg x − 4 = 0.
Решая это уравнение, получаем: tg x = −1 ⇔ x = − π /4 + πn , где n є Z;
tg x = 4 ⇔ x = arctg 4 + πn n є Z.
Ответ: − π/ 4 + πn; arctg 4 + πn, n є Z.
3.Уравнения a sin x + b cos x = 0 (а ≠ 0 , b ≠ 0 , c ≠ 0) можно представить в виде sin(x +φ)= ,где φ- вспомогательный угол, такой, что
sin φ , сos φ .
П р и м е р. Решить уравнение: сos х- sin х=2
Образец рассуждений:
1) Разделим почленно обе части уравнения на 2, получим:
сos х - sin x=1
2) Введем вспомогательный угол φ, имеем:
= сos φ; = sin φ , отсюда φ= , тогда
сos сos х - sin sin x =1,
сos (+ х)=1
Далее предлагаю вам решить самостоятельно.
Ответ: - + 2 πn, n є Z.
V. Закрепление новых знаний и умений.
Обучающиеся под руководством учителя решают упражнения на доске, а аналогичные - самостоятельно. Для самопроверки один обучающийся работает на закрытой доске.
а) <Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
б) 5 cos2x + 6 sinx - 6 = 0.
в) cos2x − 3cosx + 2 = 0.
г) <Object: word/embeddings/oleObject2.bin>
д) <Object: word/embeddings/oleObject3.bin>
е) сos х- sin х=2
ж) сos х+ sin х=
V. Итог урока
Учитель отвечает на вопросы обучающихся. Еще раз напоминает способы и шаги решения данных тригонометрических уравнений и задает домашнее задание.