Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ресурсный класс для обучающихся с РАС как специальная образовательная модель. | Зинаида Бексултановна Танкиева. Работа №325591

Дата публикации:
Автор:
Описание:

О создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.

В статье описанно как устроены наши ресурсные классы, что необходимодля правильной работы, когда ребенку нужен ресурсный класс, какие формы работы мы используем а также в чём успешность работы ресурсного класса. На примере нашего учебного заведения, МОУ "Гимназия № 7", Подольск.

РЕСУРСНЫЙ КЛАСС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ.

Основная цель инклюзивного образования - создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.

Что такое ресурсный класс? Ресурсный класс- специально организованный класс для детей с особенностями развития, в рамках которого организуется индивидуальная и групповая коррекционно - образовательная работа и реализуется организация сопровождения в регулярном учебном классе. Регулярный класс – типичный образовательный класс образовательного учреждения. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запас на создание в школе специальных условий обучения.

Как устроены ресурсные классы? При организации ресурсного класса учитываются следующие условия: - готовность образовательной организации создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом/ментальными нарушениями; - наличие или создание команды специалистов ресурсного класса; - решение вопросов финансирования ресурсного класса. Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой». Требования к кабинету ресурсного класса: - ресурсный класс должен находиться в здании школы; - классная комната должна находиться в стороне от регулярных классов; - месторасположение ресурсного класса должно обеспечивать максимально возможную звукоизоляцию; - туалет и раковина в шаговой доступности от ресурсного класса; - размер ресурсного класса должен быть достаточен для организации четырёх ресурсных зон. В этом помещении (ресурсном классе / комнате), как правило, выделяют ряд зон: - рабочее место учителя / специалиста; - столы для индивидуальных занятий; - место для фронтальной работы; - зона /комната сенсорной разгрузки для снятия напряжения после занятий.

Цель ресурсного класса- постепенно адаптировать ребенка для жизни в реальном социуме на этапе нахождения его в школьном коллективе. В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.

Когда ребенку нужен ресурсный класс? - поведенческие проблемы которые мешают нахождению в регулярном классе; - коммуникативные проблемы; - не сформировано восприятие фронтальной инструкции; - быстрая истощаемость; - асинхрония в формировании навыков; - нарушение усвоения учебного материала. Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для обучающегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого- медико- педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования / углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником. На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения , например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА). Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.

Формы работы в классе. Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.

Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают специалисты ресурсного класса.

В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная.

На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятии также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.

Групповые занятия- это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог, тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знании, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.

Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: администрация школы учитель ресурсного класса тьюторы дефектолог логопед учителя регулярных классов школы педагоги дополнительного образования школы

Учитель ресурсного класса

Отвечает за документацию детей, которая соответствует требованиям школы

Отвечает за документацию детей в ресурсном классе

Диагностика

Анализ результатов

Составление и коррекция индивидуальных программ

Составление планов уроков

Мониторинг и коррекция работы тьюторов по планам

Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.

Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.

Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.

В обязанности тьютора входит:

проведение индивидуальных занятий по формированию новых навыков по конспектам, подготовленным педагогом ресурсного класса/учителем планам-конспектам;

выполнение учебных планов обычного класса;

сопровождение ребенка на уроках/групповых занятиях в общеобразовательном классе и на групповых занятиях ресурсного класса;

помощь ребенку в соблюдении режима учебного дня;

организация совместной деятельности школьника ресурсного класса с одноклассниками из общеобразовательного класса.

Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:

выраженные агрессивные и

аутоагрессивные

проявления;

трудности организации собственной продуктивной деятельности в урочной, внеурочной деятельности, в ходе режимных моментов и самообслуживании;

ограничения в понимании речи учителя.

Таким образом мы можем сказать, что ресурсный класс – это сложно организованная образовательная модель для детей с особыми образовательными потребностями, которая позволяет создать условия для образовательной и социальной инклюзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×