Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки. | Попов Артем Витальевич. Работа №240845
Автор: Попов Артем Витальевич
Любое научное исследование включает в себя ряд этапов, в том числе выбор темы исследования; обоснование ее актуальности; формирование фактологической и методологической основ исследования; собственно его проведение; обсуждение полученных результатов и выводы. Каждый из этих этапов немыслим без работы с информацией. Соответственно, чем полнее и качественнее эта информация, тем выше качество научного исследования, тем более адекватны рассматриваемому объекту полученные результаты. Реальностью нашего времени является развитие такого источника информации, как Интернет. Рост информационных ресурсов его сети можно оценивать как экспоненциальный, что не могло не найти свое отражение в теории и практике научных исследований. В целом можно выделить следующие направления использования Интернета в научных исследованиях: в качестве источника информации, как источник технологий по обработке этой информации, как коммуникативный ресурс. Перспективным является использование ресурсов Интернета в социальной и экологической областях научного исследования. Это объясняется большими объемами накопленной официальной информации, ставшими доступными для широкого круга научной общественности только с появлением сети Интернет. К электронным источникам информации можно отнести радио- и телевещание, Интернет (будет рассмотрен подробнее ниже) и любую другую информацию, распространяемую в электронном виде (например, на различных компьютерных носителях).
Попов А.В., Сюндюкова А.Э.,
студенты
Стерлитамакский филиал БашГУ
Россия, г. Стерлитамак
Научный руководитель: Иваненко И.А.,
Профессор, доктор педагогических наук, доцент
Стерлитамакский филиал БашГУ
Россия, г. Стерлитамак
Ресурсы сети Интернет в научных исследованиях: преимущества и недостатки.
Аннотация:
Любое научное исследование включает в себя ряд этапов, в том числе выбор темы исследования; обоснование ее актуальности; формирование фактологической и методологической основ исследования; собственно его проведение; обсуждение полученных результатов и выводы. Каждый из этих этапов немыслим без работы с информацией. Соответственно, чем полнее и качественнее эта информация, тем выше качество научного исследования, тем более адекватны рассматриваемому объекту полученные результаты.
Реальностью нашего времени является развитие такого источника информации, как Интернет. Рост информационных ресурсов его сети можно оценивать как экспоненциальный, что не могло не найти свое отражение в теории и практике научных исследований. В целом можно выделить следующие направления использования Интернета в научных исследованиях: в качестве источника информации, как источник технологий по обработке этой информации, как коммуникативный ресурс. Перспективным является использование ресурсов Интернета в социальной и экологической областях научного исследования. Это объясняется большими объемами накопленной официальной информации, ставшими доступными для широкого круга научной общественности только с появлением сети Интернет.
К электронным источникам информации можно отнести радио- и телевещание, Интернет (будет рассмотрен подробнее ниже) и любую другую информацию, распространяемую в электронном виде (например, на различных компьютерных носителях).
Введение
Ещё в конце прошлого века основным источником получения информации для проведения научных исследований были исключительно печатные издания: учебники и научные труды, справочники, методические пособия, журналы, газеты.
Получить их можно было в публичных или научных библиотеках, а также прибрести в книжных магазинах и издательствах. Кроме изданных книг в библиотеках образовательных и научных заведений хранятся и неопубликованные документы: диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и т. п.
Эти материалы не предназначены для широкого и многократного использования, но представляют большую ценность с точки зрения получения информации для новых научных исследований. Отметим один очень большой недостаток библиотечного хранилища данных. Различные кодексы, законы и другая нормативно-правовая документация часто претерпевает изменения, в нее вносятся поправки и дополнения. Поэтому, например, читая кодекс годичной давности, нельзя быть уверенным, что информация в нем полностью актуальна и соответствует действительности.
Параллельно нужно отслеживать все изменения, связанные с этим документом. Это неудобно и требует затратить на анализ гораздо больше времени, чем если бы документ и изменения были единым целым. Как вариант, можно попробовать найти самый свежий вариант документа, что тоже не всегда возможно. Кроме печатных документов важным объектом для исследований являются электронные источники информации.
К электронным источникам информации можно отнести радио- и телевещание, Интернет (будет рассмотрен подробнее ниже) и любую другую информацию, распространяемую в электронном виде (например, на различных компьютерных носителях).
Виды сетевых ресурсов
Сетевые ресурсы могут быть как открытыми (доступными для любого посетителя), так и закрытыми. Доступ к информации на закрытых сайтах возможен либо для заранее определенных групп пользователей (определить такие группы можно, например, по принадлежности сетевого адреса компьютера посетителя к определенной стране, а также множеством других способов), либо с применением специальных ключей/паролей.
Последний вид сетевых ресурсов чаще всего используется для организации доступа к внутренней информации какой-либо организации или для совершения интернет - продаж.
По своему назначению сайты могут быть (в зависимости от своего содержимого, контента) информационными, новостными, сервисными (предоставляющими определенные сервисы, такие как поиск информации, самые разные виды калькуляторов и т. п.), посреднические (например, доски объявлений или биржи контента) или технические. Контент каждого сайта является интеллектуальной собственностью его владельца и охраняется законом о защите авторских прав.
Преимущества интернет-ресурсов
Главной целью сети Интернет всегда была связь. И Интернет преуспел в этой области, более того, новейшие технологии расширяют возможности связи, делая их быстрее и надежнее. С появлением Интернета, общение с любым уголком Земли стало доступно так же просто, как разговор с соседом.
Теперь мы можем общаться с человеком из другой части мира, за доли секунды. На помощь людям приходит электронная почта, которая позволяет нам общаться с родными и близкими целыми часами. Кроме такой классической схемы переписки предлагают различные решения для ведения диалога, когда адресаты обмениваются информацией одновременно, в режиме реального времени. Телекоммуникационные технологии позволяют значительно расширить круг профессионального общения. Для этого служат разного рода форумы и конференции на узкоспециализированных либо общедоступных ресурсах. Тематическое общение расширяет возможности для приращения и распространения научного опыта.
В сети Интернет можно вести совместную работу над научным исследованием. При этом каждому исследователю будет всегда доступна актуальная версия документа, а также архив научных работ каждого участника. За счет такой схемы увеличивается эффективность работы как отдельных участников, так и все группы в целом.
С развитием сети Интернет и компьютерных технологий в общем стала возможной ситуация, когда работа полностью создается и издается исключительно в цифровом виде. Поэтому иногда посредством Интернета можно получить документ, в принципе недоступный в бумажном варианте. В России такие публикации пока в новинку, а на Западе этим уже мало кого можно удивить.
Используя Интернет можно не только скачать бесплатно или купить электронные документы, но и приобрести обычные печатные издания в интернет - магазинах. Это бывает очень полезно, так как только в крупных городах существует достаточно обширный рынок научной литературы. Не возникнет особых проблем и с покупкой литературы за рубежом, американские и европейские интернет - магазины принимают оплату с помощью международных пластиковых карт, а также электронных платежных систем. Доставляются книги и/или диски доставляются покупателю обычной почтой.
Большим подспорьем оказался Интернет для исследователей-инвалидов, в том числе и слепых. Если раньше незрячий ученый вынужден был искать редчайшие научные книги, написанные шрифтом Брайля, а рукописные материалы и вовсе не было способа прочитать, не прибегая к помощи окружающих. Сегодня Интернет предлагает различные программы - «говорилки» для преобразования текстовой информации в звуковую. Это очень полезное достижение для глухих и слабослышащих людей. Так же Интернет предлагает большое количество других утилит для людей с ограниченными физическими возможностями, которые желают вести полноценную жизнь и участвовать в исследовательской деятельности наравне со своими здоровыми коллегами. Об этом редко упоминается, но тем не менее, Интернет несет и экологическую пользу. Значительно снижается потребление бумаги, а значит и масштабы ее производства. Это способствует сохранению лесных массивов.
Недостатки интернет-ресурсов
Одним из самых больших недостатков Интернета как информационного ресурса на данном этапе развития остается большой процент недостоверности той информации, которую требуется получить из сети. Очень часто в открытом доступе появляются не полезные публикации, а псевдонаучные тексты, которые сбивают с толку поисковые машины обилием научных терминов. Это делается для увеличения посещаемости «нечистоплотных» ресурсов и сильно затрудняет поиск действительно полезной информации. Это не относится к публикациям, размещаемым на узкоспециализированных ресурсах, качество этих материалов обычно тщательно проверяется.
Кроме того, не всем статьям, даже публикуемым на известных ресурсах, можно безоговорочно доверять. Существуют заинтересованные люди, которые могут излагать факты, придерживаясь лишь какой-то одной позиции относительно рассматриваемого вопроса. Такую дезинформацию бывает сложно отследить, поддавшись убедительности автора. Неумение отличить ложную информацию может поставить под угрозу успех всего исследования. Не все информационные ресурсы и публикации, доступные в сети Интернет, можно признать достаточно качественными и эффективными с точки зрения научных исследований, так как невозможно обеспечить однозначно высокое качество интернет - ресурсов. Поэтому эффективность использования такой информации часто определяется опытом и мастерством самого исследователя, его умением проводить изыскания в предметной области. Таким образом, обилие и разнообразие информации, тот плюс Интернета, о котором упоминалось в предыдущем параграфе, отчасти является и отрицательной стороной сети, способной сбить с толку и направить по неверному пути начинающего или неуверенно ориентирующегося исследователя.
Работа с поисковыми системами требует навыков и некоторой «изворотливости», чтобы отфильтровывать сетевой «мусор» и получать действительно ценную и полезную информацию. Для эффективного построения запросов придется освоить пользование специальными символами и правилами, расширяющими возможности поиска, делающими его более интеллектуальным. К недостаткам можно отнести и сложность поиска узкоспециализированных ресурсов. Зачастую попасть на них можно только заранее зная точный адрес.
Несмотря на бурные темпы развития, Интернет в нашей стране все еще находится в стадии становления. Сохраняется множество территорий, где доступ к сетевым ресурсам ограничен (физически или материально) либо вовсе невозможен по разным причинам. Такая ситуация связана с большой территорией страны, часть которой лишена нормального транспортного сообщения, не говоря уже о качественных каналах связи. Это существенно ограничивает аудиторию интернет - ресурсов. Как говорилось выше, существует множество сайтов узкоспециализированной направленности, бесплатно предлагающих к изучению многочисленные научные материалы.
К сожалению, подавляющее большинство этих ресурсов англоязычны, поэтому пользование ими подразумевает знание английского языка, причем на достаточно высоком уровне для понимания и правильной интерпретации специализированных научных текстов.
С этим же явлением связан и другой недостаток - ограниченное число русскоязычных электронных книг научной тематики, энциклопедий, словарей и периодики в свободном доступе. В отличие от западных ресурсов, подавляющее большинство изданий в российском Интернете находится в закрытом платном доступе. Такая ситуация, как ни странно, сохраняется уже достаточно давно и является характерной чертой русскоязычного Интернета (Рунета). Вариант использования спутникового Интернета в труднодоступных районах пока не рассматривается как альтернатива кабельным или радиоканалам из-за чересчур высокой стоимости такого способа связи. Причем, дорого как само спутниковое оборудование, так и тарифы пользования связью.
Не секрет, что проще освоить пользование компьютером в общем и Интернетом в частности молодым людям. Старшее поколение зачастую с большим трудом постигает даже самые азы компьютерной грамотности. Ситуация осложняется тем, что для обучения людей в возрасте требуются специально подготовленные педагоги, так как работа с ними отличается от работы с молодежью. Неправильная подача информации вырабатывает стойкое неприятие пользования цифровыми ресурсами и может развиться в тяжелую форму «компьютерофобии».
Многие периодические издания создают свои страницы в Интернете. Но лишь немногие из них добросовестно следят за их своевременным наполнением и доступностью. Зачастую материалы на сайтах выкладываются в неполном объеме и с большой задержкой, когда информация уже не так актуальна. Редакции таких электронных журналов неохотно идут на контакт с читателями, видимо из-за того, что сами организаторы ресурса не до конца понимают, зачем собственно создана электронная копия в Интернете, воспринимают недостаточно серьезно, больше как дань моде.
Поэтому со временем некоторые электронные издания завершают свою работу, навсегда исчезая с просторов сети Интернет. При этом их печатные оригиналы живут и процветают.
Даже если электронный журнал наполняется качественно и оперативно, уровень доверия к нему обычно ниже, чем к печатным аналогам. Это происходит из-за виртуальности, кажущейся не солидности электронного издания. электронный сайт интернет
К недостаткам можно отнести «подвижность» публикаций в Интернете. Мало просто опубликовать работу, надо обеспечить ее систематическое обновление и неизменное нахождение по постоянной ссылке.
К примеру, исследователь сохранил ссылку на полезный ресурс и через некоторое время решил им воспользоваться. Вполне вероятно, что документа может уже не быть на старом месте. Он может быть перемещен либо вовсе удален. Это происходит по множеству причин: поломки оборудования, взлом ресурса злоумышленниками, заражение его вредоносными программами. В конце концов, автор, разместивший материал, может решить просто удалить его без объяснения причин, либо переместить, но забыть или не пожелать указать новое местоположение документа.
Проблема соблюдения авторских прав на Интернет - публикации до сих пор остается очень острой, но до сих пор нерешенной. Даже при покупке какого-либо документа сохраняется большая вероятность создания несанкционированных копий или публикации его покупателем в свободном доступе. Решение этой проблемы ведется как на законодательном, так и на техническом уровнях. К недостаткам интернет - ресурсов можно отнести и их энергозависимость, а также зависимость от работоспособности компьютера и сетевых устройств.
То есть, поломка компьютерного оборудования или отключение электроэнергии разом лишает исследователя доступа в Интернет. Однако, подобные обстоятельства относятся скорее к форс-мажорным ситуациям, нежели к серьезным недостаткам всей сетевой инфраструктуры.
Заключение
Интернет легко и естественно занимает роль одного из основных ресурсов для проведения научных исследований. Это не случайно, ведь по оперативности и полноте доступа к самой свежей информации он легко опережает все другие способы. За последние несколько десятилетий Всемирная Сеть стала одной из неотъемлемых составляющих современной цивилизации. Все недостатки и проблемы, связанные с интернет-ресурсами, являются следствием его новизны и неоспоримых преимуществ. Как и все новое, сеть Интернет развивается и совершенствуется, постепенно ее ресурсы расширяются и систематизируются, открывая новые возможности и горизонты для научного поиска. Пользуясь сетевыми ресурсами, исследователь получает уникальные возможности для самообразования, поскольку активизируется познавательная деятельность, формируются информационная культура, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также умение самостоятельно принимать решения.
В большинстве случаев можно говорить о том, что современное научное исследование без привлечения ресурсов сети Интернет не может быть достаточно полным.
К сожалению, для получения новой исследовательской информации Интернет используется в настоящее время недостаточно широко. Это объясняется во многом спецификой информационно-библиографической культуры научного сообщества и тем, что поиск необходимой для исследования информации, в некотором смысле также представляет собой научную деятельность. В идеале на базе сети Интернет возможно формирование открытой научно-образовательной среды, наполнять которую будут специалисты-профессионалы. Объединенные вычислительные, информационные и коммуникативные ресурсы сделают научные исследования более эффективными и информативными.
Список литературы
1. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Р.А. Сабитов. - 2-е изд. - Челябинск, 2002. - 138 с.
2. Клусова Е.А. Ресурсы и социум Интернет: взаимодействие и противоречия / Е.А. Клусова // Малая социальная группа: социально-культурный и социопсихологический аспекты: В 2-х т. Том 1 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. - Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2004. С. 242-246.