Результаты опытно-экспериментальной работы | Байжанова Меруерт Айдулдаевна. Работа №351160
Эксперимент по развитию методической компетентности учителей в рамках реализации разработанной модели проводился на базе средней школы имени С.Бердикулова в течение 2 лет, в нем приняли 25 преподавателей. Диагностика учебных достижений учащихся осуществлялась в классах, в которых преподают учителя, участвующие в эксперименте. Всего приняли участие в диагностических исследованиях 3114 учащихся 5-11 классов
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе
Эксперимент по развитию методической компетентности учителей в рамках реализации разработанной модели проводился на базе средней школы имени С.Бердикулова в течение 2 лет, в нем приняли 25 преподавателей. Диагностика учебных достижений учащихся осуществлялась в классах, в которых преподают учителя, участвующие в эксперименте. Всего приняли участие в диагностических исследованиях 3114 учащихся 5-11 классов.
В таблице 1 приведено количество посещенных уроков учителей физики и выполненных методических рахработок, в том числе учителей, начинающих курсовую подготовку (1-й год обучения), и проходивших подготовку в течение одного, двух и более лет. Поскольку эксперимент продолжался в течение двух лет, у многих педагогов были оценены уроки, которые они проводили на разных этапах подготовки, только начиная работать по предложенной системе развития методических умений и навыков, затем в последующие годы.
Таблица 1 – Количество посещенных уроков
Учебный год
Количество уроков
В том числе по продолжительности подготовки учителя, год обучения
1-й
2-й
2022-2023
27
20
7
2023-2024
24
8
16
Сумма
51
28
21
Была проведена оценка посещенных уроков и выполненных методических разработок согласно методике, предложенной в 2.2 параграфе. Полученные результаты приведены в приложении. Было проведено сравнение уровня методической компетентности учителей, начинающих обучение в системе повышения квалификации (1-й год обучения) и учителей, занимавшихся в течение одного года (2-й год обучения). Полученное распределение показано на рис.1.
Рисунок 1 – Распределение учителей по уровням методической компетентности в зависимости от продолжительности подготовки
В качестве критерия, который позволяет принять или отвергнуть нулевую гипотезу об отсутствии влияния исследуемого фактора на уровень методической компетентности учителя, можно использовать статистику Краскела-Уоллеса [37]. Статистическая обработка данных по критерию Краскела-Уоллеса показала Нэмп=29,34 при критическом значении Нкро.о5=5,99. Таким образом, Н*,п>Нкро,о5, т.е. нулевая гипотеза отвергается на уровне значимости 0,95. Можно утверждать, что подготовка учителей по предложенной в работе методике позволяет вывести большинство учителей на конструктивный уровень профессиональной компетентности учителя, чем доказывается гипотеза исследования.
Нужно отметить, что развитие методической компетентности - длительный процесс, требующий последовательного прохождения определенных этапов. Эксперимент подтвердил, что для перехода на второй уровень компетентности большинству учителей требуется не менее двух лет: сначала формируется теоретический инструментарий, который отрабатывается в ходе активных методов подготовки - тренингов, круглых столов, семинаров, поскольку весь процесс происходит без отрыва от педагогической деятельности, то полученные умения и навыки воплощаются на практике. Если сравнить показатели методической компетентности учителей, начинающих обучение в системе повышения квалификации (1-й год обучения) и учителей, занимавшихся в течение одного года (2-год обучения), то обработка по критерию Манна - Уитни позволяет говорить о более высоком уровне методической компетентности учителей, прозанимавшихся в течение одного года. Полученное значение 11 = 212 при икро.о1=298 (иэМп>Цсро.о) позволяет говорить о статистически значимом отличии.
Однако эксперимент показал, что на третий уровень компетентности можно выйти при более длительной непрерывной подготовке - не менее трех лет. Статистика показывает значительное отличие результатов при сравнении показателей учителей, начинающих подготовку и тех, кто занимался в течение двух лет: ).
Учителям было предложено выполнить 4 задания, диагностирующие уровень развития определенных элементов профессиональной компетентности (приложение 4). Обработка полученных данных проводилась по критерию Манна-Уитни.
Таблица 2 – Результаты статистической обработки данных приведены
Кол-во
Сумма
рангов
17™
Цф 0,05
Учителя, начинающие подготовку
8
47,5
7,5
15
Учителя, занимавшиеся 1 год и более
8
88,5
Таким образом, с доверительной вероятностью 0,95 можно утверждать различие результатов: у учителей, занимающихся в разработанной системе, уровень методической компетентности при выполнении заданий, моделирующих процесс обучения, выше.
Поскольку компетентность проявляется в деятельности и предполагает эффективное выполнение профессиональных действий, то важнейшим средством диагностики уровня методической компетентности учителя являются показатели учебных достижений его учащихся. С целью диагностики учебных достижений учащихся под руководством методистов школы постоянно проводился мониторинг результатов учебного процесса. Учащимся предлагались уровневые контрольные работы по итогам изучения тем и разделов курсов физики, русского языка и математики 5-11 классов, принципы разработки которых описаны в предыдущей главе.
Физика. В таблице 3 приведено количество контрольных работ по физике, проведенных в каждом учебном году, а также количество классов, в которых они проводились и количество учащихся, выполнявших работы. Всего в эксперименте приняли участие 1771 учащихся средней школы им.С.Бердикулова в Алматинской области.
Таблица 3 – Количество контрольных работ по физике
классы
2022-2023 уч. г.
2023-2024 уч. г.
К.р.
Классов
Уч-ся
К.р.
Классов
Уч-ся
7
4
14
268
4
16
302
8
3
16
297
3
13
274
9
4
17
360
4
14
270
всего
12
47
925
12
43
846
Были сопоставлены результаты выполнения контрольных работ учащимися, чьи учителя физики а) начинают подготовку в системе НЦПК «Орлеу»; б) занимались в системе НЦПК «Орлеу» в течение одного года; в) занимались в системе НЦПК «Орлеу» 2 года. Результаты контрольных работ приведены в приложении 5. В качестве критерия, который позволяет принять или отвергнуть гипотезу о влиянии подготовки учителей в системе НЦПК «Орлеу» на учебные достижения учащихся, можно взять статистику Краскела-Уоллеса, как частный случай рангового однофакторного анализа. Обработка данных приведена в таблицах приложения 4.
Таблица 4 - Результаты контрольных работ по физике в 7, 8, 9 классах
Продолжительность работы учителя по развитию методической компетентности
7 класс
8 класс
9 класс
Кол-
во
уч-ся
Ср.
ранг
Нэмп
Кол-
во
уч-ся
Ср.
ранг
Нэмп
Кол-
во
уч-ся
Ср.
ранг
Нэмп
начинающие
подготовку
529
687
11,08
257
669
9,56
184
465
8,56
занимающиеся 1 год
347
755
526
671
324
519
занимающиеся 2 года и более
594
767
616
738
531
540
Темы контрольных работ:
класс - итоговая за учебный год;
класс - «Электростатика. Постоянный ток»;
класс - итоговая за курс основной школы.
Для всех случаев Н|фо.о5=5,99, так число степеней свободы равно трем. Как видно из таблицы, применительно ко всем контрольным работам Нэмп. > Нкр.., т.е. на уровне значимости 0,95 можно утверждать, что систематическая работа учителя по развитию методической компетентности требуемым образом влияет на уровень учебных достижений учеников, что тоже доказывает гипотезу исследования. Аналогичные результаты дает статистическая обработка и других контрольных работ по физике, выполненных учащимися в период эксперимента.
Результаты эксперимента показывают, что учитель, находящийся на конструктивном уровне методической компетентности, способен спроектировать и реализовать учебный процесс таким образом, чтобы вывести своих учеников на максимально возможный уровень учебных достижений. Ожидания подтвердились, и методическая компетентность учителя в конечном итоге существенным образом влияет на эффективность учебного процесса.