Рисование с натуры. Глиняный кувшин | Мустапаева Салимат Юсуповна, педагог. Работа №301798
Конспект занятия "Рисование с натуры. Глиняный кувшин" рекомендован для молодых педагогов ИЗО, в котором раскрывается как научить учащихся строить предмет и передавать объем с натуры, развивать творческое воображение и навыки. При этом закреплять знания о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства, о натюрморте. Что такое "натюрморт", "пропорции", "объем", "светотень", "линии симметрии" и т.д. Расположение листа. Компоновка. Центр. Ось. Штриховка. Последовательное выполнение задания.
Тема: Рисование с натуры. Кувшин
Цель: закрепить знания о рисунке, его роли в разных видах изобразительного искусства, о натюрморте.
Задачи:
научить учащихся строить предметы и передавать объем;
развивать творческое воображение и навыки;
повторить и закрепить знания и
видах
и жанрах изобразительного искусства;
воспитывать аккуратность, усидчивость, эмоциональное отношение к видам и жанрам изобразительного искусства
Материалы и инструменты:
Для педагога: Работы детей прошлых лет, таблицы, работы известных художников, постановка, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран).
Для учащихся: простые карандаши (твердый и мягкий), бумага, ластик.
Методы обучения:
словесные
: рассказ, беседа, инструктаж;
наглядные
: показ, демонстрация образцов
работы, картины, фотоматериал.
Методы контроля: опрос, наблюдение, выставка.
План занятия
Организационная часть.
Подготовительный этап
.
Основная часть:
о
бъяснение нового материала
.
Практическая работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация начала занятия
приветствие;
организация рабочего места;
проверка наличии
обучающихся
на занятии.
Подготовительный этап
Вы обратили внимание на выставку? На выставке вы видите различные работы учащихся прошлых лет. А что в этих работах общего?
(Работы выполнены в
карандаше
).
Перед вами на стол
е
:
чистый лист бумаги
, ластик и несколько простых каранда
шей
. Э
то о чем говорит? Чем мы будем заниматься?
/Мы будем
рисовать простым карандашом
!/
А что будем
рисовать
? Что вы видите перед собой?
/
Кувшин
/.
Тема занятия – натюрморт "Кувшин". А вспомните, что такое "Натюрморт"?
/
Натюрморт (франц.
nature
morte
,
итал
.
natura
morta
, буквально - мёртвая природа; голл.
stilleven
, нем.
Stilleben
, англ.
still
life
, буквально - тихая или неподвижная жизнь/
(слайд).
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале
XVII
века. Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах, они говорят о жизни и быте
их владельцев, об их привычках
(слайд)
.
А к какому виду и жанру изобразительного искусства он относится? А прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие вообще существуют виды и жанры
ИЗО
? /Виды
ИЗО
:
графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (слайд)
. Жанры ИЗО:
пейзаж, портрет, натюрморт и т.д
.(
слайд).
Мы с вами вспомнили, что натюрморт - это изображение различных предметов. А что такое "пейзаж"? /
Картина о природе
/ (слайд). А что такое "портрет"?
/Изображение человека/ (слайд).
Правильно, молодцы!
А сейчас, кто выйдет к доске и объяснит по выставочным работам, какая из картин относится к т
ому или иному виду и жанру
ИЗО
?
И так, мы выяснили, что натюрморт относится к жанру "Натюрморт", а к виду
ИЗО
– живопись и рисунок. Прежде чем приступить к построению
кувшина
обратите внимание на таблицу "Правила построения натюрморта" (Объяснение).
Основная часть:
о
бъяснение нового материала
Перед вами самый простенький кувшин - глиняный, без узоров и завитушек
. С
тоит на столе так, чтобы хорошо было его видно
с вашей стороны
.
Смотря на кувшин,
кажется
что
форма этого сосуда довольно проста.
Но
нам
необходимо переда
ть
све
тотень
, пропорци
ю
, строени
е
, пространственного расположени
е
предмет
а
.
Вспомните, что такое пропорция? Пропорции – соотношение частей по величине (слайд).
Первым делом нужно построить линии симметрии, границы кувшина, а также верхний и нижний эллипсы. Ближние к нам части эллипсов должны быть немного шире и более темно очерчены, нежели дальние, а их края должны быть закругленными. Следите за симметрией (показываю по таблице). Нижний овал нужно нарисовать более развёрнутым, чем верхний (рисую на доске, показываю на примере).
Далее рисуем средние овалы. Они должны быть развёрнуты больше, чем верхний, но меньше чем нижний. Строим остальные эллипсы. Далее намечаем ручку кувшина и переходим к штрихам, создавая объём.
Прежде, чем мы перейдем к практической работе, ответьте на вопрос, с чего мы начинаем работу?
(Правильное расположение листа).
Правильно! Сначала мы определим положение листа: горизонтально или вертикально, это зависит от того, как
ой
у нас кувшин
. Если
кувшин
больше по ширине, то лист располагаем горизонтально, а если больше по высоте, то вертикально.
И так, намечаем
ось симметрии,
далее -
дно, горлышко и наиболее широкое место.
Вспомните, как мы передаем объем в предметах, чтобы он не смотрелся плоским? (Ответы учащихся).
Правильно!
Объем
мы передаем при помощи светотени, то есть каждый предмет у нас имеет свои свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающую тень. Очень большое
значени
е имеет свет, освещение. У нас
свет падает с правой стороны, значит, тень на предметах будет с левой стороны.
Одно из правил:
в
сегда старайтесь размещать предметы в листе выше от нижнего края, но ближе к
верхнему
.
Практическая работа
Прежде чем приступим к работе, повторим правила ТБ.
не делать резких движений во время работы;
соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину;
осторожно пользоваться материалами;
не покидать рабочее место без разрешения педагога;
при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
после окончания работы произведите уборку своего места;
у
ходя домой не забывать свои личные вещи.
Ну, а теперь приступим к выполнению с натуры кувшина.
Ученики приступают к
выполнени
ю
работы
(
последовательно
)
: правильно расположить лист бумаги, найти центр,
с помощью простого карандаша дела
ют
наброски, как показано
на таблице
, проводят ось сосуда, горизонт, линии. Линии как раз и определяют высоту сосуда, высоту его горлышка, также нижнюю часть. А вертикальной линией уже показывают ширину горловины, ширину середины кувшина и донышка. Затем плавно соединя
ют
все линии общего контура. Прорисовыва
я
линии контура, лишнее подтира
ют
и в заключении
переходят к штриховке
.
Но сначала наме
чают
наиболее светлые места (блики).
Далее - самые темные места и начинают штриховать от темного к
светлому
.
На протяжении всей самостоятельной практической работы помогаю или подсказываю каждому ученику (если у них возникают проблемы).
Законченные работы учащиеся вешают на магнитную доску. По окончании работы хвалю детей за терпение и старательность.
Подведение итогов. Рефлексия
Что вам было интересно на нашем занятии?
Были ли сложности при выполнении задания?
А какая работа вам понравилась больше и почему?
(
Идет обсуждение работ.
Обговариваются плюсы и минусы по каждой работе.)
Выставка работ, обсуждение, подведение итогов.
А сейчас оценим ваши работы, у вас на столе магниты красного и синего цвета.
Подумайте и прикрепите
красный
магнит рядом с работами, которые вам нравятся
, а синий магнит -
которые необходимо до
работать
(
Идет оценка работ путем голосования детей по номинациям.
Результаты заносятся в "таблицу Успехов").
Сегодня вы отлично поработали, у вас получились великолепные работы!
Наше занятие подошло к концу, полученные знания мы будем использовать в работе в дальнейшем.
Кто не успел закончить свою работу, продолжит на следующем занятии.
Спасибо! До следующего занятия!
Уборка рабочих мест.