Ритмические движения в дошкольном возрасте | Дымова Ирина Юрьевна. Работа №291612
Автор: Дымова Ирина Юрьевна
Ритмические занятия помогут детям с комплексными нарушениями, которым требуется дополнительная помощь специалистов, в том числе и логопеда. Но, учитывая особенности организации работы с дошкольниками, мы подобрали такую форму, которая была бы доступна пониманию детей и не утомляла бы их, и в то же время эффективно корректировала речь, двигательную сферу и зрение.
Целью ритмических движений на занятиях воздействует на эмоционально-волевую сферу, речевые функции и двигательную активность детей со сложной структурой дефекта (зрительной и речевой патологией), адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад №36
Коррекционная работы с детьми,
имеющих патологию зрения и речи через ритмические движения.
(методическая разработка)
Составители:
Дымова Ирина Юрьевна (воспитатель)
Осинниковский городской округ, 2022
Коррекционная работы с детьми,
имеющих патологию зрения и речи через ритмические движения.
Среди дошкольников с нарушением зрения в последние годы увеличилось количество детей с сочетанной патологией (минимальная мозговая дисфункция, задержка психического развития, нарушение эмоционально-волевой сферы, детский церебральный паралич, нарушение речи и т. д.). Статистические данные нашего ДОУ подтверждают этот факт. Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения проявляется в отставании формирования речевых навыков, накопления языковых средств и выразительных движений. Речевые нарушения у детей с проблемами зрения встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих. Детям с комплексными нарушениями требуется дополнительная помощь специалистов, в том числе и логопеда. Но, учитывая особенности организации работы с дошкольниками, необходимо было найти такую форму, которая была бы доступна пониманию детей и не утомляла бы их, и в то же время эффективно корректировала речь, двигательную сферу и зрение. Формой, отвечающей всем этим требованиям, и стали, на наш взгляд, ритмические занятия. Ритмика в нашем детском саду включена в реабилитационную методику воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Программа ритмического воздействия является дополнительной к основной программе, используемой в ДОУ. Концептуальной основой программы является учение Л. С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития.
Основной целью ритмических занятий является комплексное коррекционное воздействие на эмоционально-волевую сферу, речевые функции и двигательную активность детей со сложной структурой дефекта (зрительной и речевой патологией), адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Ведущими задачами ритмического воздействия, выбранными нами для работы с детьми, стали:
1. Развитие ориентировки в микро и макро-пространстве;
2. Совершенствование общей и мелкой моторики;
3. Развитие артикуляционной моторики для формирования базы звуков;
4. Развитие мимики и пантомимики;
5. Развитие дыхательной функции;
6. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
7. Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового слуха;
8. Развитие слухового внимания, зрительной и слуховой памяти.
Организация работы ритмикой с детьми, имеющими нарушения зрения, строится по тем же направлениям, что и с нормально развивающимися детьми, но есть и своя специфика. Занятия проводятся в соответствии с расписанием один раз в неделю для старшей и средней групп в музыкальном зале при участии логопеда, музыкального руководителя, учителя-дефектолога и воспитателя группы. Работа воспитателя на таких занятиях строится с учетом знаний о методики специальной логопедической коррекции; а также знания психологических особенностей детей дошкольного возраста: элементарных знаний по офтальмологии и знания требований специальной программы для детей с нарушением зрения.
На занятиях ритмикой в ходе осуществления дифференцированного и индивидуального подходов к работе с детьми учитывается состояние их зрения. Занятия обязательно включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, простейшие приемы массажа, гимнастику для глаз, работу над речевым дыханием.
Во время обучения детей движению используются зрительные ориентиры при преодолении пространства, адаптированные наглядные пособия, подражание образцам окружающей жизни.
У детей с амблиопией и косоглазием активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации.
Сочетание музыки, движения и слова в ритмике различно. Ритм воспринимается многими органами перцепции – кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. У ребенка нормализуется двигательная сфера, и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, естественно. Общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц.
Для занятий с детьми, имеющими сочетанный диагноз (зрительный и речевой), нами были отобраны следующие средства ритмики:
• Ходьба и маршировка в различных направлениях. Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, хуже развиты пространственные представления, возможности практической макро- и микроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. На ритмических занятиях детям предлагаются различные задания, посредством которых они учатся соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, на одинаковом расстоянии друг от друга. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, обращается внимание детей на руководящую роль музыки.
• Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Упражнения такого плана помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. В упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Эти упражнения включаются в подвижные игры, ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.
• Упражнения, регулирующие мышечный тонус. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно» – «слабо» – большей или меньшей силы мускульного напряжения. Различное звучание музыки можно обозначать шагами: на громкое звучание дети идут на ступнях, на тихое – на носках. Данные упражнения помогают преодолевать недостатки, возникающие на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, неуверенности, боязни пространства).
• Упражнения, активизирующие внимание. В зависимости от психомоторного напряжения предыдущих упражнений, логопед продумывает характер упражнений – подвижный или статический.
Игры для развития слухового внимания чаще всего направлены на то, чтобы научиться согласовывать движения с музыкой, слушать и узнавать знакомую музыку.
• Речевые упражнения, сопровождаемые жестами. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Это отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности дошкольников. Каждое занятие по ритмике включает самомассаж рук, игры на пальцах и т. п.
• Пение на ритмике решает задачу взаимодействия певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.
• Игровая деятельность (статические, малоподвижные и полу подвижные, подвижные игры) является важной самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития. Игры благотворно влияют на организм ребенка с речевыми нарушениями. Применяются, например, психогимнастические игры, во время которых нужно показать удивление, испуг и т. п., а также речевые игры.
• Упражнения для формирования глазодвигательных функций, зрительно-двигательной ориентации. Например: отводить глаза вправо-влево, не поворачивая головы, из исходных положений сидя, стоя; поднимать глаза вверх, не поднимая головы; опускать вниз. Здесь же используются упражнения для снятия зрительного утомления.
• Заключительные упражнения. Их цель – переключить внимание детей на другие занятия, успокоить, помочь расслабиться.
Использование всего многообразия ритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями реабилитации детей с речевыми и зрительными нарушениями.
Занятие по ритмике
«Путешествие в швейную и сапожную мастерскую» для детей 4-5 лет.
План паутинка
Коммуникативный круг:
- Колокольчик наш звенит,
Заниматься нам велит.
- Ребята, на раз возьмите стульчики, на два поставьте в круг. На три встаньте перед ними. Раз, два, три. Поприветствуйте друг друга.
- Мы рады видеть друг друга.
Возьмитесь за руки, ощутите тепло.
У друга теплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко. (Дети гладят ладошки).
Нам хорошо, когда мы вместе рядом
Без друга плохо жить, запомнить это надо! (Берутся за руки и раскачивают их лодочкой).
Улыбнитесь друг другу, сядьте на стульчик.
Послушайте загадку и отгадайте, о чем будем говорить:
Созданы людьми предметы,
Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться
И в мороз не замерзать (одежда).
Наступила осень, все люди стали тепло одеваться. Они надевают на себя…Что? (показ картинок – из одежды, обуви, головных уборов и дети называют).
- Мы с вами одеваемся, а деревья раздеваются. Ни одного листочка не остается на них.
Упражнение «Деревья» на напряжение и расслабления мышц.
Деревьям жарко летом - (Дети поднимают руки вверх и тянутся за ними).
Стоят в лесу одетым.
И наступает осень - - (Резко опускают руки вниз и встряхивают ими, расслабляя мышцы)
Они листочки сбросят.
Деревья оголяются - - (Поднимают прямые руки вверх).
К морозам закаляются! (Сжимают пальцы в кулаки и сгибают руки к плечам)
Ох, и холодный же ветер дует.
Дыхательное упражнение «Ветерок» - на развитие сильного плавного выдоха и активизации губных мышц.
Мне нужны такие вещи,
Иголка и катушка ниток,
Ну, а больше всего нам нужна – сноровка.
Артикуляционная гимнастика:
«Иголочка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед узкий и острый, как жало язык. Удерживать позу в течении 5 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 2-3раза.
«Катушка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык «выкатывается» вперед, а затем убирается в глубь рта. Повторить 3-5 раза.
Язычок наш разболтали, теперь можно и поиграть
Игра «Повтори за мной» (чистоговорки)
Ги-ги – ги - у Сони сапоги
Ана – ана - у Дианы панама
Ить – ить – ить – буду шить
Ок – ок – ок - надену носок
Ат – ат – ат – надень халат
Уп – уп – уп – у деда тулуп.
Все подготовили, теперь можно идти в мастерскую:
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости!
Ритмическая игра «Сапожник»
Ты сапожник, помоги, - ( Дети стоя ставят одну ногу на каблучок, затем вторую)
Почини нам сапоги
Наш сапожник – тук – тук – тук! - (Стучат кулачками друг о друга)
Тук! – в подметку. - (Наклоняются и ударяют кулачком по носку, затем по пятке)
Тук! – в каблук
Забивает гвозди, - Стучат кулачком друг о друга
Чтоб нам топать в гости. - Топают ногами.
Не могу я устоять, так и хочется песни петь и плясать.
Песня «Галошики»
К маленьким деткам осень пришла
Чудо – галошики нам принесла
Чудо – галошики так хороши
В чудо – галошиках, ну - ка спляши!
Чудо – галошики , ну просто клад!
Детки в калошиках в садик спешат
Мамочки, папочки смотрят в окно
Детки в калошиках ходят смешно.
Диалог «Сапожник»
- Был сапожник
- Был.
- Шил сапожник?
- Шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Воспитатель:
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью
Погоди немножко кошка,
Будет и тебе одежка.
Пальчиковая игра «Иголочка»
Иголка, иголка, Дети показывают указательный палец, поворачивают его вправо - влево
Ты остра и тонка
Не коли мне пальчик, Грозят указательным пальцем другой руки.
Шей сарафанчик. Показывают, как шьют
Иголочка, иголочка,
Шей не ленись.
Машенька, Машенька Грозят пальцем.
Смотри не уколись
Воспитатель предлагает загадку:
Вещи эти всем нужны,
Для головы они важны –
От перегрева и простуд
Они ее уберегут (головные уборы).
Предлагаем взять разноцветные платочки:
Танец «Цветные платочки»
Разноцветный свой платочек - Качать рукой с платочком перед собой,
Держим мы за уголочек. - Держа его за уголок двумя пальчиками.
Очень важно мы идем, - Идти с платочком, вытянув руку вперед
Дружно пляску заведем - Выставлять вперед на пятку то правую, то левую ногу
Воспитатель: Поиграем в игру «Вешалка для одежды»
Дети двигаются по залу под музыку. Когда назову предмет одежды, останавливаемся и разводим руки в стороны, услышав название другого предмета, скрещиваете руки на груди.
Итог занятия. Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими знаниями и умениями! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные шляпки», которые нужно украсить.