Ритмический слух как основа музыкальности | Гарипова Гульнара Флюровна. Работа №345990
Чувство ритма (ритмический слух) - одна из двух основных музыкальных способностей, составляющих центр музыкальности – эмоциональную отзывчивость на музыку.
Специфические особенности чувства ритма создают определенные сложности в его целенаправленном формировании.
Поэтому наиболее эффективны приемы, основанные на вовлечении в работу над ритмом других сфер моторики, не связанных непосредственно со звукоизвлечением.
Ритмический слух как основа музыкальности
(цитаты из статей музыкальных психологов)
Сообщение на методическом объединении 28.12.2020г.
Подготовила преподаватель по классу баяна и гитары Гарипова Г.Ф.
Чувство ритма (ритмический слух) - одна из двух основных музыкальных способностей, составляющих центр музыкальности – эмоциональную отзывчивость на музыку.
Это способность к различению, переживанию, запоминанию и воспроизведению временного развития в музыке. (Б.М.Теплов).
Специфические особенности чувства ритма создают определенные сложности в его целенаправленном формировании.
По меткому высказыванию Б.В.Асафьева, музыкальный ритм «легко ощутить, но нелегко определить».
Исследователи выделяют три главных элемента, составляющих первичную музыкальноритмическую способность: это чувство темпа, чувство акцента и соотношения длительностей во времени (Г.М.Цыпин, К.В.Тарасова, Е.П.Красовская).
Знаменитый педагог, создатель учения о ритмике Жак-Далькроз, считал, что «без телесных ощущений ритма…не может быть воспринят ритм музыкальный…В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело»
Поэтому наиболее эффективны приемы, основанные на вовлечении в работу над ритмом других сфер моторики, не связанных непосредственно со звукоизвлечением. По мнению Д.С. Надыровой : «Все их многообразие можно свести к двум основным:
1) воспроизведение метроритма с помощью голоса, движений голосового аппарата (счет вслух)
2) его воспроизведение в различных движениях тела человека (метод дирижирования, простукивание)»
Совершенствование чувства ритма ускоряет общемузыкальное развитие учащихся, так как ритм объединяет эмоциональное и двигательное начала.