Робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошкольников | Бельских Алина Владимировна. Работа №333017
Статья «робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошколЬников»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Также замечено, что в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше в приоритете было конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Робототехника для детей дошкольного возраста – направление, которое только набирает популярность. Казалось бы, детям до 7 лет сложно понять и познать такое занятие, как конструирование и моделирований подвижных устройств. На самом деле это не так. Робототехника для дошкольников имеет свои особенности: количество деталей сокращено, сложность моделей адаптирована под конкретный возраст. Благодаря этому дети, которым интересна техническая сфера, смогут уже с ранних лет начать раскрывать свой потенциал.
Таким образом, совместно с дошкольными образовательными учреждениями Центрального района города Новокузнецка (МАДОУ «Детский сад № 175»; МБДОУ «Детский сад № 196»; МБДОУ «Детский сад № 226») мы решили разработать и апробировать модели ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники.
Данный педагогический проект «Робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошкольников» ставил перед нами следующие задачи: разработать и экспериментально проверить возможности сетевой организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники; выявить и экспериментально проверить оптимальные варианты моделей STEAM-пространства в ДОО; способствовать овладению педагогами профессиональными компетенциями по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники; разработать методические рекомендации по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники.
Для решения поставленных задач представители педагогических коллективов территориально близко расположенных детских садов (участников проекта) были распределены на творческие группы.
Проект представлен двумя этапами: подготовительный и практический.
На первом этапе участники изучили психолого-педагогическую литературу, передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт в аспекте заявленной проблемы. Также были выявлены ресурсные возможности участников инновационного проекта для моделирования сетевого взаимодействия; начата работа по проектированию оптимальных вариантов STEM – пространства ДОО. Было разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационной площадки.
В рамках второго этапа решалась вторая задача инновационной деятельности (выявить и экспериментально проверить оптимальные варианты моделей STEAM-пространства в ДОО). В начале нашей работы в данном направлении большое внимание было уделено созданию РППС. Конкретизированы оптимальные варианты моделей STEM-пространства в ДОО. Приобретены необходимые наборы конструкторов Перворобот LEGO Education WeDo и «Азбука Робототехники» академии «НАУРАША» для обучения техническому конструированию дошкольников.
Участниками инновационного проекта модифицированы основные образовательные программы дошкольного образования. Смоделированы непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, осуществляемые с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста.
Также продумано расширение и углубление содержания конструктивной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO Education WeDo в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности.
Данный аспект инновационной деятельности потребовал проведения мониторинга программно-методического обеспечения образовательной деятельности в ДОО города Новокузнецка.
Анализ полученных данных показал, что в городе разработано 15 дополнительных общеразвивающих программ по конструированию и робототехнике для детей дошкольного возраста, из них 8 программ разработаны участниками нашего инновационного проекта.
Цель данных программ – развитие технического творчества и формирование технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Перворобот LEGO Education WeDo.
Также педагогами ДОО к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Роботенок» разработаны дидактические игры в интерактивных модулях LearningApps.org приложения Web 2.0.
Цель игр: учить детей различать детали Lego Wedo, формулировать названия деталей и их соединений, учить конструировать по схеме и заданным условиям, развивать память, мышление.
Данный дидактический материал рекомендован педагогам ДОО, учителям начальных классов, а также дистанционно родителями (законными представителями) для закрепления материала в домашних условиях.
Обеспечение формального и неформального повышения квалификации педагогических коллективов по овладению педагогами профессиональными компетенциями по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники осуществлялось с рамках реализации третьей задачи инновационного проекта.
Были подобраны тематические обучающие вебинары для педагогов, разработан план обучающих семинаров по данному направлению, а также апробированы в практической деятельности постоянно действующие семинары. Всеми педагогами, реализующими инновационную деятельность, были пройдены курсы повышения квалификации по заявленной теме.
Промежуточные результаты реализации инновационного проекта представлены на мероприятиях различного уровня:
- практикум «Программирование и робототехника», мастер-класс «Конструирование и программирование крокодила из деталей конструктора LEGO Education Wedo» в рамках I Сибирского научно-образовательного форума, XXI специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» (март 2019 г.);
- выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение профессионального выбора учащейся молодежи XXI века», посвященной 80-летию высшего педагогического образования Кузбасса (апрель 2019 г.);
- презентация опыта организации НОД «Лего-турнир» в рамках курсов повышения квалификации (апрель 2019 г.);
- информационная сессия «STEM-образование детей дошкольного возраста» в рамках фестиваля «Новокузнецк – территория цифровизации» (ноябрь 2019 г.);
- мастер-классы «Программирование на базе конструктора Lego education WeDo», «Lego-конструирование и робототехника», «Изготовление и программирование модели бронированной машины на основе интерактивного конструктора LEGO Education Wedo» в рамках II Сибирского научно-образовательного форума, XXII специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» (февраль 2020 г.);
- флешмоб видеороликов МИП в рамках XXI городских Дней науки (видеоролики: «Модель ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники»; «Робототехника и лего-конструирование в дошкольном образовании»; «Робототехника в детском саду» и др.) (февраль 2020 г.);
- оффлайн презентация опыта развития конструктивно-модельных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках форума педагогического мастерства – 2020 (май 2020 г.)
Статья «робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошколЬников»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Также замечено, что в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше в приоритете было конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Робототехника для детей дошкольного возраста – направление, которое только набирает популярность. Казалось бы, детям до 7 лет сложно понять и познать такое занятие, как конструирование и моделирований подвижных устройств. На самом деле это не так. Робототехника для дошкольников имеет свои особенности: количество деталей сокращено, сложность моделей адаптирована под конкретный возраст. Благодаря этому дети, которым интересна техническая сфера, смогут уже с ранних лет начать раскрывать свой потенциал.
Таким образом, совместно с дошкольными образовательными учреждениями Центрального района города Новокузнецка (МАДОУ «Детский сад № 175»; МБДОУ «Детский сад № 196»; МБДОУ «Детский сад № 226») мы решили разработать и апробировать модели ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники.
Данный педагогический проект «Робототехника как инновационное направление в ранней профориентации дошкольников» ставил перед нами следующие задачи: разработать и экспериментально проверить возможности сетевой организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники; выявить и экспериментально проверить оптимальные варианты моделей STEAM-пространства в ДОО; способствовать овладению педагогами профессиональными компетенциями по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники; разработать методические рекомендации по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники.
Для решения поставленных задач представители педагогических коллективов территориально близко расположенных детских садов (участников проекта) были распределены на творческие группы.
Проект представлен двумя этапами: подготовительный и практический.
На первом этапе участники изучили психолого-педагогическую литературу, передовой отечественный и зарубежный педагогический опыт в аспекте заявленной проблемы. Также были выявлены ресурсные возможности участников инновационного проекта для моделирования сетевого взаимодействия; начата работа по проектированию оптимальных вариантов STEM – пространства ДОО. Было разработано нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационной площадки.
В рамках второго этапа решалась вторая задача инновационной деятельности (выявить и экспериментально проверить оптимальные варианты моделей STEAM-пространства в ДОО). В начале нашей работы в данном направлении большое внимание было уделено созданию РППС. Конкретизированы оптимальные варианты моделей STEM-пространства в ДОО. Приобретены необходимые наборы конструкторов Перворобот LEGO Education WeDo и «Азбука Робототехники» академии «НАУРАША» для обучения техническому конструированию дошкольников.
Участниками инновационного проекта модифицированы основные образовательные программы дошкольного образования. Смоделированы непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, осуществляемые с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста.
Также продумано расширение и углубление содержания конструктивной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO Education WeDo в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности.
Данный аспект инновационной деятельности потребовал проведения мониторинга программно-методического обеспечения образовательной деятельности в ДОО города Новокузнецка.
Анализ полученных данных показал, что в городе разработано 15 дополнительных общеразвивающих программ по конструированию и робототехнике для детей дошкольного возраста, из них 8 программ разработаны участниками нашего инновационного проекта.
Цель данных программ – развитие технического творчества и формирование технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию на основе образовательного конструктора Перворобот LEGO Education WeDo.
Также педагогами ДОО к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Роботенок» разработаны дидактические игры в интерактивных модулях LearningApps.org приложения Web 2.0.
Цель игр: учить детей различать детали Lego Wedo, формулировать названия деталей и их соединений, учить конструировать по схеме и заданным условиям, развивать память, мышление.
Данный дидактический материал рекомендован педагогам ДОО, учителям начальных классов, а также дистанционно родителями (законными представителями) для закрепления материала в домашних условиях.
Обеспечение формального и неформального повышения квалификации педагогических коллективов по овладению педагогами профессиональными компетенциями по организации ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники осуществлялось с рамках реализации третьей задачи инновационного проекта.
Были подобраны тематические обучающие вебинары для педагогов, разработан план обучающих семинаров по данному направлению, а также апробированы в практической деятельности постоянно действующие семинары. Всеми педагогами, реализующими инновационную деятельность, были пройдены курсы повышения квалификации по заявленной теме.
Промежуточные результаты реализации инновационного проекта представлены на мероприятиях различного уровня:
практикум «Программирование и робототехника»
, мастер-класс «Конструирование и программирование крокодила из деталей конструктора LEGO
Education
Wedo
»
в рамках I Сибирского научно-образовательного форума, XXI специализированной выставки-ярмарки «Образование. Карьера» (март 2019 г.);
выступление на Всероссийской
научно-практическ
ой
конференци
и
«Педагогическое сопровождение профессионального выбора учащейся молодежи XXI века», посвященной 80-летию высшего педаго
гического образования Кузбасса
(
апрель
2019 г.)
;
презентация опыта организации НОД «
Лего
-турнир» в рамках курсов повышения квалификации (апрель 2019 г.);
и
нформационн
ая
сесси
я
«STEM-образование
детей дошкольного возраста
»
в рамках фестиваля
«Новокузнецк – территория
цифровизации
»
(
ноябрь
2019
г.)
;
мастер
-
класс
ы
«Программирование на базе конструктора
Lego
education
WeDo
»
,
«
Lego
-конструирование и робототехника», «Изготовление и программирование модели бронированной машины на основе интерактивного конструктора LEGO
Education
Wedo
»
в рамках II Сибирского научно-образовательного форума
,
XXII специализированной выставки-ярмарки «Образование.
Карьера»
(
февраль 2020 г.
);
флешмоб
видеороликов МИП в рамках XXI городских Дней науки
(
видеоролики:
«Модель ранней профориентации детей дошкольного возраста в области программирования и робототехники»
;
«
Робототехника и
лего
-конструир
ование в дошкольном образовании»
; «Робототехника в детском саду»
и др.) (февраль 2020 г.);
оффлайн
презентация опыта развития конструктивно-модельных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках форума педагогического мастерства – 2020 (май 2020 г.)