Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников». | Каковкина Елена Александровна, Ларичкина Людмила Анатольевна, Смирнова Наталия Юрьевна. Работа №299571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Каковкина Елена Александровна, Ларичкина Людмила Анатольевна, Смирнова Наталия Юрьевна
Аннотация. В статье приведена родительская гостиная, направленная на формирование у членов семей воспитанников представлений о важности развития мелкой моторики у младших дошкольников. Даны примеры пальчиковых игр и упражнений.

Ключевые слова. Родительская гостиная, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, младшие дошкольники.

Развитие у детей координи­рованных движений пальцев рук очень важно, поскольку в даль­нейшем воспитанникам придется выполнять разнообразные быто­вые и учебные действия, требую­щие развитой мелкой моторики.

Предлагаем вашему вниманию родительскую гостиную, в ходе, которой члены семьи младших дошкольников узнают о важности развития у детей мелкой моторики.

Цель: формирование у роди­телей представлений о необходи­мости развития мелкой моторики у детей.

Задачи:

- расширять представления ро­дителей о методах развития мелкой моторики;

- вызывать интерес и желание заниматься с детьми пальчи­ковыми играми;

- укреплять сотрудничество се­мей воспитанников и педаго­гического коллектива.

Предварительная работа:

Подготовка памяток для родите­лей по теме «Развитие мелкой моторики у детей»; анкетирова­ние родителей «Мой ребенок» (приложение 1).

Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Аннотация. В статье приведена родительская гостиная, направленная на формирование у членов семей воспитанников представлений о важности развития мелкой моторики у младших дошкольников. Даны примеры пальчиковых игр и упражнений.

Ключевые слова. Родительская гостиная, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, младшие дошкольники.

Развитие у детей координированных движений пальцев рук очень важно, поскольку в дальнейшем воспитанникам придется выполнять разнообразные бытовые и учебные действия, требующие развитой мелкой моторики.

Предлагаем вашему вниманию родительскую гостиную, в ходе, которой члены семьи младших дошкольников узнают о важности развития у детей мелкой моторики.

Цель: формирование у родителей представлений о необходимости развития мелкой моторики у детей.

Задачи:

- расширять представления родителей о методах развития мелкой моторики;

- вызывать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми;

- укреплять сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Предварительная работа:

Подготовка памяток для родителей по теме «Развитие мелкой моторики у детей»; анкетирование родителей «Мой ребенок» (приложение 1).

Воспитатель. Добрый день, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание. И я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие пять да пять,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

Родители отгадывают загадку.

Тема нашей гостиной посвящена развитию мелкой моторики у младших дошкольников. Эта работа должна проводиться с раннего возраста ребенка. Почему так важно формировать у детей мелкую моторику? Дело в том, что центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко друг от друга. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы действуем и на соседние зоны, отвечающие за речь.

Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно сформированы память, внимание и связная речь.

Координация движений пальцев зависит от зрелости структур головного мозга, которые управляют работой рук. Поэтому, если у ребенка что-то не получается, не стоит ругать его, надо больше внимания обращать на эту проблему и подбирать специальные игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Главное, чтобы это было интересно детям, доставляло им удовольствие.

Существует множество способов развития мелкой моторики. Какие вы знаете?

Родители отвечают.

Итак, развитию мелкой моторики способствуют массаж пальцев, пальчиковые игры и театр, лепка и рисование пальцами, игры с предметами (конструктором, мозаикой, нанизывание бус, шнурование, застегивание пуговиц, сматывание ниток в клубочки, игры с крупой, прищепками).

Предлагаю вам изучить игры, имеющиеся у нас в группе.

Родители рассматривают игровой материал.

Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и творческие и умственные способности, формируют речь, память. В них можно играть и дома.

Самый доступный способ развития мелкой моторики — пальчиковая гимнастика. В раннем и младшем дошкольном возрасте она имеет большое значение. Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умения подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Давайте вспомним пальчиковые игры.

Родители выполняют задание.

А теперь я предлагаю поиграть в них.

Серия игр «Расскажи стихи руками»

Воспитатель произносит текст и показывает движения, родители их повторяют.

«Капуста»

Воспитатель

Мы капусту рубим, рубим, (Участники стучат ребром одной ладони по другой ладони).

Мы морковку трем, трем, (Трут кулаком по ладони).

Мы капусту солим, солим, (Изображают, что сыплют соль).

Мы капусту жмем, жмем, жмем, (Изображают, что сжимают капусту).

В бочки плотно набиваем (Делают движения ладонями от себя).

И в подвалы выставляем. (Сцепляют пальцы «в замок», качают руками).

Ох, и вкусная капуста! (Гладят живот).

«Снежинки»

Воспитатель

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла. (Участники соединяют подушечки пальцев обеих рук и округляют их).

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой. (Поднимают руки вверх, растопыривают пальцы, поворачивают кисти, медленно опуская руки («снежинки летят»)).

Ветер дунул, загудел - (Дуют на кисти, губы округляют и слегка вытягивают вперед).

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхивают кистями, поднимают их вверх и вращают ими («снежинки летят»)).

Ветер с ними кружится,

Может быть, подружится. (Вращают кистями, попеременно скрещивая руки).

«Семья»

Участники загибают по одному пальцу на каждую строчку, начиная с большого.

Воспитатель

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

«Что делать после дождика?»

Воспитатель

Что делать после дождика? (Участники по очереди соединяют все пальцы с большими).

По лужицам скакать! (Щепоть одной руки приставляют к центру ладони другой руки).

Что делать после дождика? (Соединяют все пальцы с большими).

Кораблики пускать! (Рисуют в воздухе обеими руками восьмерку).

Что делать после дождика? (Соединяют все пальцы с большими).

На радуге кататься! (Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждой рукой очерчивают дугу).

Что делать после дождика? (Соединяют все пальцы с большими).

Да просто улыбаться! (Улыбаются).

«Части тела»

Воспитатель

Это глазки. Вот, вот. (Участники показывают на глаза).

Это ушки. Вот, вот. (Дотрагиваются до ушей).

Это нос, это рот. (Дотрагиваются до носа и рта).

Там спинка, тут живот. (Дотрагиваются до спины и живота).

Это ручки: хлоп-хлоп. (Хлопают).

Это ножки: топ-топ. (Топают).

Ох, устали вытрем лоб! (Проводят ладонью по лбу).

Воспитатель. Развивать мелкую моторику можно не только в специально организованных условиях с использованием различных пособий, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если взрослые будут выполнять задания вместе с детьми. Когда работа совершается совместно и в игровой форме, результаты будут лучше. Следует также помнить: чем раньше начата работа по развитию мелкой моторики, тем быстрее ребенок овладеет новыми умениями. Спасибо за участие в мероприятии. Надеюсь, вы узнали сегодня много нового и полезного. Задавайте вопросы. Вместе мы найдем решение проблем.

Родители задают вопросы, воспитатель отвечает.

Воспитатель раздает родителям памятки по развитию мелкой моторики у младших дошкольников (приложение 2).

Приложения

Практические материалы

Приложение 1

Анкета для родителей «Мой ребенок»

Уважаемые родители!

Вот и стал ваш ребенок воспитанником детского сада. Mы хотим помочь ему в ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять ребенка. Поэтому просим вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Развитие у ребенка мелкой моторики».

ФИО родителя

___________________________________________

ФИ ребенка

___________________________________________

Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику де

тей? Знаю; смутно представляю; не знаю.

(Нужное подчеркнуть.)

Считаете ли вы, что важно

развивать мелкую моторику у де

тей? Почему?

________________________________________________________

Знаете ли вы, как это де

лать?

________________________________

Какие способы развития

мелкой моторики рук вы знаете?

Какие

используете в своей прак

тике?

______________________________________

Есть ли дома у вас специ

альные пособия, игры, литерату

ра по данной теме?

_______________________________________________________

Что из ниже перечисленного есть в арсенале вашего ребенка:

- шнуровки;

- вкладыши;

- кубики (пластмассовые или деревянные);

- мелкий конструктор;

- дидактические кубы;

- мозаика;

- пазлы, разрезные картинки;

- пирамидки;

- дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»);

- специальная детская литература о пальчиковых играх?

(Нужное подчеркнуть)

Доступно ли ребенку в са

мостоятельной деятельности ма

нипулирование с пустыми пласт

массовыми флаконами, пузырь

ками?

_______________________________________________________________

Есть ли у ребенка возмож

ность играть с мелкими пред

метами, такими как пуговицы, бусины, пробки?

______________________________

Разрешаете ли вы ребенку

играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пере

сыпание круп, «возня» с тестом и т.п.)?

___________________________________________________________

Какие развивающие игры

вы предпочитаете покупать ре

бенку?

_______________________________________________________

Какая рука у вашего малы

ша ведущая?

_________________________

Какие средства развития и

активизации речи детей вы знае

те по

мимо развития мелкой мото

рики?__________________________________

Мы будем рады, если вы поделитесь с нами своим опытом, и предлагаем принять участие в родительской гостиной на тему «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Приложение 2

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка. Старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно с учетом возраста и уровня физического развития малыша.

Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно. Если малыш затрудняется с чем-то, помогите ему: зафиксируйте нужное положение пальцев и т.п. Следите за правильностью выполнения упражнений.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) текста.

Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает упражнения. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

А теперь приведем примеры игр и упражнений.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Катание по столу, между ладонями карандашей

Оборудование: граненые карандаши.

Детям дают граненые карандаши. Они помещают их между ладонями и катают, перемещая от их основания к кончикам пальцев.

Игры с пластилином

Оборудование: пластилин.

Дети делают из пластилина шарики и колбаски, катая его между ладонями. Эти игры развивают координацию движений, умение регулировать силу нажатия, воображение.

«Найди вторую половинку»

Оборудование: разрезные картинки.

Дети собирают разрезные картинки.

«Шнуровки»

Оборудование: шнурки, картон с отверстием.

Дети продевают шнурок в отверстие по подражанию, образцу.

«Пазлы»

Оборудование: деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые пазлы.

Дети собирают пазлы, сначала состоящие из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть предмета, а затем из большего количества частей.

«Рисунок на крупе»

Оборудование: поднос, крупа.

Взрослый берет яркий поднос и равномерно тонким слоем сыплет на него любую крупу. Затем проводит пальцем ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Потом взрослый предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе изобразить какие-нибудь предметы, буквы.

«Спрячь платочек»

Оборудование: носовые платки пли полиэтиленовые пакеты.

Дети комкают, начиная с уголка, носовой платок или полиэтиленовый пакет так, чтобы он целиком уместился в кулаке.

«Волшебное сито»

Оборудование: крупа, сито, чашка, тарелки.

Взрослый. В этой чашке перемешаны рис и манка.

Взрослый показывает крупицы риса и манки.

Как выбрать все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже вашими маленькими и ловкими пальцами. Но нам поможет сито!

Дети просеивают крупу через сито. Рис пересыпают в тарелку.

«Выловим из воды»

Оборудование: миска, мелкие предметы, сито, тарелка.

Взрослый наливает в миску воду и бросает в нее несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Дети с помощью сита с ручкой вылавливают их и кладут в тарелку.

«Была лужаи нет ее»

Оборудование: губки, тарелки, поднос.

Взрослый ставит на поднос две тарелки: слева — с небольшим количеством воды, справа — пустую, показывает, как пользоваться губкой: набирает ею воду в одной тарелке и отжимает над другой.

Затем он проливает немного воды на поднос и показывает, как вытереть лужу, собрав ее губкой. Дети повторяют действия.

«Не просыпь и не пролей»

Оборудование: кувшин, крупа, стаканы, щетки, совки, губки.

Взрослый насыпает в кувшин немного крупы и пересыпает ее в стакан, стоящий слева. Все просыпанные зерна дети сметают щеткой в совок. Взрослый хвалит их. Затем дети пересыпают крупу из кувшина в стакан.

Потом взрослый наливает в кувшин воду и переливает ее в емкость. Дети повторяют действия. Если вода попадет на стол, они собирают ее губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Оборудование: кусочек пластилина, куклы.

Дети лепят из пластилина «угощение» для кукол: «колобки», «колбаски» и «блинчики». Потом из этих заготовок составляют фг гурки людей и животных.

Дети должны действовать самостоятельно.

«Открой и закрой»

Оборудование: маленькие баночки с крышками разных размеров и формы.

Взрослый предлагает детям представить, что они — врачи. У них много баночек с лекарствами. Взрослый ставит перед детьми несколько маленьких баночек с крышками разных размеров и формы.

Воспитанники открывают все баночки, а потом снова закрывают их, правильно подобрав крышки.

«Смети, по не просыпь!»

Оборудование: щетки, совки.

Взрослый показывает детям, как держать щетку, сметать мусор со стола, чтобы соринки не падали на пол. Воспитанники повторяют действия.

«Ну-ка, вылови»

Оборудование: глубокая и мелкая тарелки, мелкие плавающие предметы, ложки, губки, поднос.

Взрослый ставит на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую наливает воду и бросает несколько мелких плавающих предметов. Предлагает детям выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Сначала взрослый помогает воспитании кам, слегка направляя их руки, следит, чтобы они правильно держали ложку.

Важно, чтобы дети выполнили задание полностью: все предметы перенесли в мелкую тарелку, а пролитую воду собрали губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Оборудование: 2 чашки (с крупой и пустая), ложки.

Взрослый ставит на поднос две чашки: слева — с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой детей, показывает, как набрать неполную ложку крупы, перенести ее к правой чашке и высыпать в нее крупу. Затем дети самостоятельно выполняют задание. Взрослый помогает при необходимости.

Это упражнение полезно сочетать с размешиванием. Например, дети могут насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Оборудование: крупа, полоски бумаги.

Взрослый предлагает сделать из крупы дорожку на столе шириной 3- 5 см. Дети выполняют задание. Взрослый ограничивает дорожку полосками бумаги. Крупу нужно сыпать тремя пальцами (сложив их щепотью), не выходя за края дорожки.

«Игры с бусинками»

Оборудование: бусинки, ниточки.

Дети нанизывают бусинки на ниточки в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

«Игры с мозаикой»

Оборудование: мозаика различных видов, образцы фигур.

Дети выкладывают несколько рядов из деталей мозаики одного цвета по образцу.

«Игры с конструктором»

Оборудование: конструктор.

Дети собирают фигуры из конструктора. Для младших дошкольников подойдут деревянные и пластиковые конструкторы с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять их друг с другом.

«Игры с магнитами»

Оборудование: магниты.

Дети прикрепляют фигурки на магнитах к холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.).

«Игры с прищепками»

Оборудование: прищепки, различные предметы.

Дети прикрепляют прищепки к различным предметам: пластмассовому ведерку, деревянной палочке, книжке, картонным силуэтам предметов, веревке, ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»

Оборудование: листы писчей бумаги, салфетки, оберточная бумага, игрушки.

Дети комкают лист бумаги или салфетку (делают «снежки»), Рвут салфетку на мелкие кусочки (получаются «снежинки»). Взрослый заворачивает в оберточную бумагу игрушку, дети разворачивают подарок.

«Игры в пальчиковом бассейне»

Оборудование: сосуд с крупой или мелкими предметами.

Дети опускают кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5-10 мин перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб дети с закрытыми глазами опускают руки в сосуд и стараются отгадать его содержимое, ощупывая пальцами элементы.

Литература

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2014.

Ермакова И.А. .Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб., 2008. Купренчук' О.И. Пальчиковые игры. СПб!, 2008.

Пименова Е.П. Пальчиковые игры. СПб., 2007

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×