«РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» | Василькова Евгения Александровна . Работа №351029
Методическая разработка Тренингдля родителей на тему:
«РОДИТЕЛЬСКАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬ»Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 94"
Методическая разработка Тренинг для родителей на тему:
«РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
Работу выполнила:
Василькова Евгения Александровна
Руководитель: Ивлева Оксана Николаевна
Новокузнецк 2023
Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков.
Механизмы интеграции семьи, в частностивзаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско- родительских отношений.
Беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога- психолога не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Эффективным средством может стать тренинговая форма работы с родителями и детьми.
В группе психологического тренинга для родителейсоздаётся уникальная возмо
жность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; проанализировать, как отражаются на формировании личности ребёнка и семейных отношений привычные паттерны родительского поведения; получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как обыденный стиль отношений, привычныесловаидействияформируютжизненныйсценарий
детей. Ребенку тренинг детско-родительских отношений позволит разрешить актуальные проблемы семейного взаимодействия, с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с необычной творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.
В методических рекомендациях представленыразнообразные техники и приемы групповой работы, направленные на коррекцию и улучшение взаимоотношений родителей, и детей.
Представленные тренинговые упражнения представляет собой групповое психологическое обучение, направленное на формирование навыка общения родителей с детьми.
Занятия проводятся в группах численностью не менее 10 человек. Необходима комфортная обстановка, желательно наличие ковра, столов для проведения письменных и рисуночных занятий.
С целью выявления запроса участников тренинга и получения дополнительной информации о них можно провести предварительное анкетирование.
Тренингродительскойкомпетенции.
Анкета для родителей
Цель анкетирования: Определить меру необходимости проведения тренинга родительской компетентности.
Ф.И.О.
Датазаполнения
УчаствовалилиВыкогда-нибудьв
тренингах?
МожнолиназватьВаше
родительство
полностью
компетентным?
Применяете ли Вы по отношению к ребенку эффективные воспитательные меры?
Стоит ли совершенствоваться в родительской компетентности
родительства
?
КакВысчитаете
,В
ашегоребенкаинтересуютособенности детско-родительских отношений?
Готовы ли Вы к постоянной и системной работе на получение положительного результата?
Имеете ли Вы возможность в течение недели выделить день, которыймоглибыпосвятитьребенк
у(
указать
день
)
Как Вы считаете, совместными усилиям
и детей, родителей и
восаитателя
достигнем ли мы положительных изменений в системе воспитательных воздействий?
Методические рекомендации
Основная форма проведения встреч- практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми.
Упражнение«5 ситуаций»
Необходимо написать 5 жизненных ситуаций связанных с ребенком: «Чувствую себя хорошо» и «Чувствую себя плохо».
Обсуждение. Сравнить ситуации, вызывающие те или иные чувства, которые встречаются у родителей. Выделить те, которые встречаются наиболее часто.
Упражнение«Без маски»
Тренер раздает заранее приготовленные карточки, на которых написано начало предложений, участники должны их продолжить.Послетого, когдавсеответят, этикарточкипередаются по кругу по часовой стрелке до тех пор, пока все родители не продолжат каждое предложение.
«Особенномненравиться,когда…»,«Мнебывает…»,
«Думаю,чтосамоеважноедлямоегоребенка...»,«Мойребенок...»,
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...», «Стыдно, когда я...» «Думаю, что самое важное для меня, как дляродителя…», «Мне особенно приятно…», «Мне бывает неловко перед ребенком, когда...», «Особенно меня…», «Что мне хотелосьбы изменить в себе, так это...», «Когда...», «Иногда ребенок не понимает меня, потому что я..», «Раздражает то, что я..».
Данное упражнение полезно провести и в конце всех занятий, немного изменив начало предложений.
Упражнение«Мозговойштурм»
Воспитатель зачитывает родителям различные трудные жизненные ситуации, по вопросам которых они чаще всего обращаются к психологу. Например: “Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?”; “Как реагировать надетские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?”; “Почему ребенок такой вредный, перечит всем?”; “Ребенок все время всехзадирает, дерется со всеми.Что делать?”; “Ребенок постоянно просит у родителей купить что-либо. Что делать?” и т.д.
На основе вышеописанных рекомендаций и приемов, с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают
на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и найти правильный способ решения трудных ситуаций.
Упражнение“Шагзашагом”
Для достойного решения конфликта в отношениях с ребенком мы должны пройти ряд этапов. Вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.
Этапывыходаиз конфликтныхситуаций:
Первыйэтап“Прояснение”. Сначаланеобходимо выслушать ребенка. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
Второй этап “Банк идей”.Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?” Надо дать ребенку первому высказать своерешение,затемпредложитьсвоиварианты.Неотвергать
никаких, даже абсурдных, предложений. Если предложений много, их можно записать на бумаге.
Третий этап “Важный выбор”. Провести совместное обсуждение предложений. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы. Определить и осознать истинные желания друг друга. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.
Четвертыйэтап“Контроль”
Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чембыла причина неудачи. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Анализ упражнения:
Использовали ли вы в общении с ребенком каку
ю-
ни будь
технологию разрешения конфликта?
Какойизэтаповвампоказался более
сложным?
Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
Упражнение«Зонтиккачеств»
Родители по группам рисуют по 4 зонтика: два зонтика с положительнымикачествами:своимиисвоегоребенка,двадругих – с отрицательными. По желанию зачитываются качества родителей и детей.
Обсуждение: Что ощущал родитель, когда выполнял
задание?
Затемнаватманеилидоскестроимобщиезонтикиисмотрим, каких качеств больше.
Это упражнениепомогаетувидетьположительныекачества – найти «свет» в душе ребенка!
Упражнение
«Способы выражения недовольства своим ребенком и способы похвалы»
Родители встают в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Участники внешнего круга вначале ругают, а затем хвалят своего партнера (затем они меняются ролями).
Обсуждение:
Ч
точувствоваливпервомивтором
случаях?;
Ч
егобыло
больше?;
Ч
тобыло
проще?;
Ч
толучше удавалось
партнеру?;
конфликт–чьяэто
проблема?
Упражнение
«Копилкаидейпоукреплениюсемейныхтрадиций»
Все участники пишут на листке бумаги идею, которая, по их мнению, способствует укреплению семьи и налаживаниюотношений с детьми и опускают ее в ящик или мешок. За ребёнка может написать родитель. Затем по очереди вытаскиваю идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение.
ЛИТЕРАТУРА
Валкер
Дж. Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы: Как нам договориться?:
Практическое
руководствопо
ненасильственному разрешению конфликтов (пер. с нем.
Эйвадиса
Р. С.) - 128 с., СПб: Светлячок /Речь, 2001.
Вачков
И. В.. Психология для малышей, или Сказка о самой "душевной
"н
ауке: Своеобразная психологическая азбука для детей 5-6 лет: Для чтения родителей с детьми - 216 с., М: Педагогика-Пресс /Аграф, 1996.
Ветрова
В. В.. Я - справлюсь с неудачами и невзгодами, с конфликтами и раздорами в семье и на работе, с обидами и ревностью, с хронической усталостью и плохим настроением
- 272с.,М:Знание,1996.
ДобсонДж
..
Исчерпывающие ответы: Родителям о детях (пер. с англ.
ЧигиревойМ.Б.,Чупровой
Л. М.) - 587с., СПб: Мирт, 2000.
Запаренко
В. С. Энциклопедия интеллекта для талантливых
детейимудрыхизаботливых
родителей-192
с.
,С
Пб
: Нева
/М:Олма-Пресс,2000.
Ключников С.Ю..Семейные конфликты: Практика решения
-160 с.,СПб: Питер,2001.
Кэмпбелл
Р. "Как по-настоящему любить своего подростка", 177с., Санкт-Петербург, издательство "Мирт", 1998.
Кэмпбелл
Р. Как по-настоящему любить своего ребенка, 160с., Санкт-Петербург, издательство "Мирт", 1996.
Кэмпбелл
Р. Как справляться с гневом ребенка, 192с., Санкт- Петербург, издательство "Мирт", 1999.
Овчарова
Р.В. "Справочная книга школьного психолога", 352с., М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
Рождественская М.В. "Будьте внимательны к детям" Киев.
Радяньска
школа, 1999.