Родительские собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации "Мировое кафе» | Санникова Туяна Архиповна. Работа №344568
Аннотация. Современные способы взаимодействия между школой и семьей становятся особенно актуальными в контексте повышения качества образования и создания комфортной образовательной среды. Одной из таких технологий является "Мировое кафе", которая помогает организовать живое обсуждение актуальных вопросов, вовлекая всех участников в процесс. Данная статья рассматривает концепцию "Мирового кафе", его принципы и применение на родительских собраниях в начальной школе. Также исследуются преимущества данной технологии и предлагаются практические рекомендации для ее эффективного внедрения в образовательный процесс.
Ключевые слова: родительские собрания, интерактивные технологии, фасилитация, Мировое кафе, начальная школа, взаимодействие, образовательная среда.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФАСИЛИТАЦИИ "МИРОВОЕ КАФЕ»
Санникова Туяна Архиповна, учитель начальных классов
МКОУ "Верхнегутарская ООШ", обл.Иркутская с.Верхняя Гутара
Аннотация. Современные способы взаимодействия между школой и семьей становятся особенно актуальными в контексте повышения качества образования и создания комфортной образовательной среды. Одной из таких технологий является "Мировое кафе", которая помогает организовать живое обсуждение актуальных вопросов, вовлекая всех участников в процесс. Данная статья рассматривает концепцию "Мирового кафе", его принципы и применение на родительских собраниях в начальной школе. Также исследуются преимущества данной технологии и предлагаются практические рекомендации для ее эффективного внедрения в образовательный процесс.
Ключевые слова: родительские собрания, интерактивные технологии, фасилитация, Мировое кафе, начальная школа, взаимодействие, образовательная среда.
Взаимодействие между школой и родителями имеет ключевое значение для успешного обучения и развития детей. Родительские собрания традиционно служат платформой для обсуждения учебных успехов учеников, формирования совместного видения образовательного процесса и решения возникающих проблем. Однако зачастую такие мероприятия проходят в достаточно формальной обстановке, что снижает уровень вовлеченности родителей.
В условиях стремительных изменений в образовательной политике и новых вызовов, с которыми сталкиваются педагоги и родители, необходимы инновационные методы работы. Одним из таких методов является концепция фасилитации под названием "Мировое кафе". В данной статье мы рассмотрим, что это за метод, как его можно интегрировать в родительские собрания и какие преимущества он предоставляет.
Что такое "Мировое кафе"?
"Мировое кафе" — это методика фасилитации, которая позволяет проводить обсуждения в неформальной и открытой атмосфере. Она основана на принципе малых групповых бесед и обеспечивает возможность каждому участнику высказать свое мнение. Процесс организован следующим образом:
Участники делятся на небольшие группы (обычно по 4-6 человек).
Каждая группа находится за своим столом и обсуждает определенную тему или вопрос. Через определенное время участники меняют столы, принося с собой идеи и выводы предыдущих обсуждений. В конечном итоге все участники объединяются для общей дискуссии, подводя итоги. Такой подход способствует повышению вовлеченности участников, активному обмену мнениями и созданию совместного знания.
Преимущества использования "Мирового кафе" на родительских собраниях
Повышение вовлеченности родителей. Традиционные форматы родительских собраний часто предполагают одностороннюю передачу информации. В то время как "Мировое кафе" создает динамичную среду, где каждый голос имеет значение. Это способствует активному участию и вовлеченности родителей в учебный процесс.
Улучшение коммуникации. Участие в общем обсуждении облегчает коммуникацию между родителями и педагогами. Они могут делиться своими мыслями и переживаниями, озвучивать проблемы и вырабатывать предложения по их решению.
Поддержка коллективного мышления. В "Мировом кафе" акцент делается на совместной разработке идей. Участники могут черпать вдохновение из мнений других, что способствует появлению новых и оригинальных решений проблем, с которыми сталкиваются дети и их семьи.
Чтобы сделать собрание продуктивным, важно заранее определить ключевые вопросы, которые будут обсуждаться. Темы могут варьироваться от академических успехов и трудностей до вопросов эмоционального благополучия и взаимодействия с учителями.
Для успешного проведения "Мирового кафе" необходимо создать уютную атмосферу, где родители будут чувствовать себя расслабленно. Можно использовать декор, приятную музыку, а также предложить угощения.
Важно подготовить необходимые материалы для обсуждений, такие как флипчарты, маркеры и специальные карточки для записей. Также стоит продумать задание для каждой группы, чтобы направить обсуждение.
Примеры тем для обсуждения на родительском собрании.
Адаптация детей к школе: как помочь детям легко начать учебу.
Взаимодействие с учителями: методы и практики для эффективной коммуникации.
Эмоциональное благополучие: как поддерживать детей в стрессовых ситуациях.
Вовлеченность родителей: какие формы участия в жизни школы наиболее продуктивны.
Некоторые школы уже внедрили модель "Мирового кафе" на родительских собраниях с положительными результатами. Например, одна из школ в Москве организовала обсуждение на тему "Как поддержать детей в их увлечениях". Участники делились опытом, обсуждали дополнительные кружки и секции, и в итоге разработали совместный план мероприятий для детей, что способствовало укреплению связи между семьей и школой.
Интерактивная технология фасилитации "Мировое кафе" служит эффективным инструментом для организации родительских собраний. Она не только повышает вовлеченность родителей, но и способствует созданию открытой и поддерживающей атмосферы для обсуждения важных вопросов, связанных с обучением и развитием детей. Внедрение данной технологии в практику начальных классов способно значительно укрепить взаимодействие между всемирной и школой, что в итоге положительно скажется на образовательном процессе и благополучии учащихся.
Учителям и администраторам начальных школ рекомендуется задуматься о применении "Мирового кафе" на будущих родительских собраниях, чтобы сделать их более продуктивными и ориентированными на совместное решение проблем.
Список литературы
Ермаков Д.С. Применение методики "мировое кафе" в педагогических исследованиях // Педагогика и просвещение. 2020. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-mirovoe-kafe-v-pedagogicheskih-issledovaniyah
.
Молодых Е. Н. Современные формы методической работы в школе в условиях реализации ФГОС общего образования: инструменты и технологии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №2 (38). https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-metodicheskoy-raboty-v-shkole-v-usloviyah-realizatsii-fgos-obschego-obrazovaniya-instrumenty-i-tehnologii.
Поликарпова, Л. С. Родительское собрание в стиле «тимбилдинг» в дошкольном учреждении / Л. С. Поликарпова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8562/.