Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Родительский клуб «Малыш» на тему «Развитие мелкой моторики рук | Кудрявцева Виктория Мухарбековна. Работа №339541

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.Показать родителям взаимосвязь развития мелой моторики рук и речи дошкольников, значимость и важность этой работы. Познакомить с приёмами развития мелкой мотрики рук у детей дошкольного возраста. Формировать представление об играх и упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики рук, элементов самомассажа и пальчиковой гимнастики, научить родителей этим играм. Укрепить содрудничество семьи и педагогического коллектива.

Заседание родительского клуба «Малыш» на тему

«Развитие мелкой моторики рук, с использованием

нетрадиционных техник, в младшем дошкольном возрасте.

 

 

Цель: формировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи:

П

оказать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошк

ольников, значимость и

важность этой работы;

П

ознакомить с приемами развития мелкой моторики

рук детей дошкольного возраста;

Ф

ормировать представление о играх и упражнениях, направленных

на развитие мелкой моторики рук,

элементах самомассажа и пальчиковой гимнастик

и, научить родителей этим играм;

У

крепить сотрудничество сем

ьи и педагогического коллектива;

О

богатить

методическую копилку родителей.

Подготовительная работа: использование мультимедийного оборудования, презентация «Наши пальчики играют, говорить нам помогают», фотовыставка детских работ по данной теме (использование нетрадиционного материала по развитию мелкой моторики рук), подборка материала и пособий для развития мелкой моторики, бейджик на каждого родителя, карандаши, мольберт, магнитная доска.

Домашнее задание для родителей: «Как я развиваю мелкую моторику рук своего ребенка», «Какие игры вы используете по развитию мелкой моторики дома?»

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мы с вами собрались на очередную встречу в нашем родительском клубе «Малыш». Тема нашей встречи «Развитие мелкой моторики рук детей». Мы с вами уже знакомы, но сегодня на нашем заседании каждый родитель может назвать себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались. Напишите имя на виньетке, прикрепив ее к одежде.

В: Итак, познакомимся с вами вновь (игра «Знакомство»).

Цель: Развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контактов в группе.

В: Сейчас у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать о себе (что любите, свое хобби, что лучше получается, свои увлечения и т.д.).

Мы все познакомились, и я предлагаю правила работы:

Каждый может высказывать свое мнение.

Слушателей нет, работают все.

Послушайте загадку:

«Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся

Если вскапываешь грядку, держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют, вместе все в одни игрушки,

А зимою всей гурьбою, дружно прячутся в теплушки

Вот такие «пять» да «пять», угадайте, как их звать? (пальцы).

В: Да, действительно, это пальцы. И тема нашей встречи - практикума посвящена развитию мелкой моторики руки и влияния их развития на речь детей. Домашним заданием было: рассказать, как вы разговариваете с ребенком, читаете ли сказки, рассказываете их, рассматриваете картинки, беседуете, пропеваете песенки, которые есть в сказке, какие игры используете для развития речи, какие пальчиковые игры знаете, и как играете в них с ребенком? (родители и педагог беседуют по этой теме).

Сегодня разговор пойдет о наших детях, о развитии речи, формировании словаря и развитии мелкой моторики рук, о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника. И вы сами попробуете поиграть и рассмотреть несколько подборок упражнений и игр.

Как вы думаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывания родителей).

В: Развитие рук находится в тесной связи с развитием координации движений рук и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развито внимание, память и связная речь.

Мы знаем, что большую пользу в развитие мелкой моторики приносят пальчиковые игры. Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития речи. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития. Движения рук сопровождается стихами и положительно влияет на развитие детской речи.

В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, поэтому ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики, стимулирует развития мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихи, речь становится более точной и выразительной.

Что же происходит, когда ребенок начинает заниматься пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений,

ритмических движений

пальцами, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают

благоприя

тный эмоциональный фон, развиваю

т

умение подражать взрослому, уча

т вслушиватьс

я и понимать смысл речи, повышаю

т речевую активность детей, развиваются творческие способности.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то речь станет более четкой, ритмичной, яркой.

Малыш учится концентрировать свое внимание, развивается пространственная ориентировка, способность усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа, формируются навыки шнуровки.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение руки и последовательность движений.

Овладев всеми упражнениями, малыш может рассказать целые истории.

В результате усвоения всех упражнений кисти руки и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, так как идет подготовка

руки к письму и развива

е

тся усидчивость.

С чего может начинаться такая работа? Начинать нужно с ежедневной разминки рук и пальцев по 2-3 минуты.

Поглаживать и растирать ладошки вверх

-

вниз.

Разминать и растирать каждый пальчик вдоль и поперек.

Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Катать между ладошками и пальчиками шарики, палочки разного размера.

Рвать бумагу, отщипывать кусочки от теста, от глины, от пластилина.

Перекладывать из одной коробки в другую мелкие предметы одной рукой или одновременно двумя: бусинки, пуговицы, фасоль и др.

В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста. В эти игры можно играть дома с детьми.

А сейчас мы вместе поиграем.

Станция «Пальчики играют» - упражнение на обозначение пальцев.

«Шел медведь к своей берлоге (

мизинец

),

Да споткнулся на пороге (безымянный).

Видно очень мало сил (средний),

Я на зиму накопил (указательный).

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел (большой).

2. Все медведи сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец).

Упражнения на активное сжимание и разжимание пальцев в кулачки.

«Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!» (пальцы сжать).

«Снеговик» - вот кулак,

и вот - кулак, их соединяю

Снеговик чтоб получился

Пальчик поднимаю».

«У меня две руки» - пальчики, ладошки,

Крепко кулачки сжимать

Поучусь немножко».

Станция «Массажная» - проводится самомассаж, как правило в игровой форме. Упражнения сопровождаются стихами, которые помогают запомнить последовательность движений, можно управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбужденного ребенка успокоить, а расслабленного активизировать. Если ребенок возбужден, то мы проговариваем стихи в медленном темпе, и наоборот, быстро, если ребенок расслаблен. Какие же приемы нужно выполнять при проведении самомассажа с детьми?

Поглаживание, это обязательный прием, с которого начинается самомассаж. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно - расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Растирание и разминание проводится в области отдельных мышечных групп. Способствует повышению тонуса, усилению кровообращения и активизирует работу мышц.

В: Давайте все вместе выполним некоторые элементы массажа. Этот массаж и пальчиковую гимнастику мы используем с детьми каждый день.

Задачи: Научить элементам самомассажа и сюжетным упражнениям для пальчиков; развивать быстроту, мелкую моторику рук, память.

Самомассаж пальцев рук.

«Согреем ладошки» -

Руки крепко прижимаем и ладошки растираем

Сильно, сильно, сильно трем, разогреться им даем»

«Спиральки» - мы с мизинца начинаем,

Большим пальцем растираем.

Как по лесенке вверх идем, так все пальцы разомнем».

Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата -  это сухие бассейны, мячики - ёжики, горошины, сорока-ворона…

Упражнения, развивающие взаимодействие

между полушариями мозга: «Ладонь - кулак»,

«Поочерёдное соединение всех пальцев».

«Ножки» -

«Ножки, ножки топ, топ, топ, потопайте скорей.

Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп, похлопайте скорей.
Мы погладим ушки, бровки, носик разотрём
И дружно песенку споём!»

«Мишки лепят» -

Чтоб всегда здоровым быть,
Будем с мишками лепить (сжимают и разжимают кулачки)
Слепим брови и реснички, носик будет как у птички.

Поколачивание

Лопнул шарик, не беда, новый шар надую я».

«Грибок» - я сжимаю кулачок, это будет ножка,

Чтобы шляпку получить, приложу ладошку».

Станция «Песочная».

Перед вами стоят подносы, на которых расположена крупа. Вам необходимо нарисовать любые рисунки по своему желанию. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего малыша, развивает фантазию, мышление, воображение. Здесь же можно использовать игры «Найди игрушку», «Найди и расскажи какого цвета предмет» и др.

Станция «Здесь живет Золушка» - для этой игры подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом. Ребенок должен разобрать их по отдельным тарелочкам. Такие игры являются неким массажем для пальцев рук.

ладонями по груди слева, справа, по рукам и ногам, по бокам, по плечам, по коленям, по спине.

«Стирка» - мы белье стирали (тереть один кулачок о другой)

в речке полоскали (движения ладонями вправо-влево)

Выжали. развесили (имитировать, развешивания белья),

То - то, стало весело! (фонарики)».

«Печем блины» -

Попеременно касаться поверхности стола

тыльной стороной кисти руки и ладонью.

«Шарик» - я надул упругий шарик

(руками надуваем шар),

Укусил его комарик (и.п.).

Станция «Разноцветные прищепки» - развивают мелкую моторику пальцев рук детей, способствуют развитие силы нажима в пальцах, развитию глазомера, мышления, внимания, усидчивости.

Игры с прищепками очень полезное, веселое и интересное занятие. Тренировка пальцев и выполнение движений руками развивают головной мозг ребенка. Многократное повторение движения сжимания и разжимания прищепок с усилием, дает отличную тренировку пальчикам рук: сделай уши и хвостик зайчику, иголки - ежу, дождь - к облаку. В играх с прищепками задействован большой и указательный пальцы, которые нужны будут при умении держать ручку.

Родителям предлагается поиграть с прищепками, которые надо прицепить на шаблон разных плоскостных предметов.

Станция «Тесто» - на кухне вместе с детьми лепим из теста различные фигурки, разнообразные по форме, размеру, раскатываем шарики, колбаски, пирожки, булочки и т.д. Ведь тесто, особенно соленое, это идеальный материал для развития ребенка во всех направлениях. Оно мягкое, эластичное, безопасное, не пачкается, не липнет к рукам.

Сухой пальчиковый бассейн наполнен мелкими камешками, горохом, фасолью, колпачками. Механическое воздействие этих предметов действуют на нервные окончания, расположенных на кончиках пальцев.

Использование массажных мячей, шишек, карандашей с гранями, грецкие орехи, катушки, при перекатывании также воздействуют на нервные окончания пальцев рук, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение.

Очень разнообразны приемы развития мелкой моторики с использованием кинетического песка, работа с ватными палочками, выкладывание нитями по контуру, работа с бумагой, лепка из пластилина и соленого теста, конструктором, мозаикой, игры с волчками, выкладывание из бусинок и пуговиц по контуру, также работа с красками в нетрадиционной технике: рисование пальчиками, ватными палочками, ребром ладони и др.

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторикой, большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается фиксированной нагрузкой на первоклассника. Кроме усвоения новой информации, приходится учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструктором, играми с мозаикой, пуговицами, крупой, фасолью. Играйте с детьми в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые, делайте артикуляционную гимнастику, учите стихи и акцентируйте внимание на выразительность их рассказывания.

Родители должны понимать, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха. Предлагаю вашему вниманию подборку простых, но интересных игр с пальчиками.

Дом

«Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел».

(Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» и прижать к ладоням).

Очки

«Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными

образуют колечко, колечки поднести к глазам).

Лодка

«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки».

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы

прижаты к ладоням, как ковшик).

Лодочка

«Я ладошку округляю,

Пальцы все соединяю.

Плавно движется рука,

Стала лодочкой она»

(правая рука повернута ладошкой вверх, все пальцы прижаты и немного согнуты).

Тарелка

«Пальцы крепко прижимаем

И ладошки округляем.

Чтоб тарелку получить

Надо их соединить»

(ладошки немного округлить и прижать друг к другу).

Гирлянда

«Украшать мы будем елку,

Кулачки скорей сожми.

Чтоб гирлянда получилась,

Пальчики соедини»

(сжать кисти обеих рук в кулачки, большие пальцы вытянуть и соединить).

Пальчиковые игры из серии «Кулачки - ладошки»

«Топ - топ» (эту игру можно использовать частями)

«Вышли пальчики гулять»

Таким образом, уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем лучше он развивается. Поэтому, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Хочу предложить вам, высказать свое мнение, свои мысли о нашем заседании - практикуме. Для этого поиграем в словесную эстафету, которая начинается с фразы: «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должна…». Наша задача, чтобы в содружестве с вами, родителями, создать все условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развить мелкую моторику рук детей, и помочь в дальнейшем для более успешного овладения навыками письма.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×