Родительское собрание «Конструктор ТИКО», «Юные инженерики» | Румынина Ксения Григорьевна. Работа №351945
Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи: познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию инженерного мышления. Повысить педагогические компетенции родителей в вопросах конструкторской деятельности детей.
Родительское собрание «Конструктор ТИКО», «Юные инженерики»
Подготовила: воспитатель Румынина. К. Г.
МБДОУ №15 «Радосмть» г. Саров
Пояснительная записка
Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования.
Задачи: познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию инженерного мышления. Повысить педагогические компетенции родителей в вопросах конструкторской деятельности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Основными характеристиками инженерии являются:
пространственное представление и воображение, работа с чертежами, моделями, схемами, разработка и конструирование различных предметов, приборов и механизмов, умение применять технические знания в конкретной ситуации.
Развивать предпосылки инженерного мышления необходимо уже с дошкольного детства.
Конструкторы всегда интересны детям, они побуждают желание самостоятельно создавать что-то новое. Развивающее значение этого продуктивного вида деятельности заключается в том, что перед ребенком открываются возможности проявить свою активность и самостоятельность. Развивается не только познавательный интерес, но и познавательные действия, направленные на достижение результата.
Вместе с тем, дошкольник приобретает конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала, приобретает навыки использования схем и чертежей. У него формируется умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
В процессе конструирования, помимо интеллектуальных способностей, развиваются эмоционально-волевая сфера и творчество. Дети имеют возможность общаться, исследовать и играть.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «ТИКО». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «ТИКО». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника. Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества. Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Приложение 1.
Диагностика сформированности
Пред инженерного мышления ребенка дошкольного возраста
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Диагностика проводится на основе наблюдений, бесед, обсуждений, игровых заданий.
Критерии и показатели взяты из материалов Л.И. Миназовой «Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста» // Молодой ученый. - 2015. - № 17 (97). - С. 545-548. - URL: https://moluch.ru/archive/97/20543/
Диагностика проводится 2 раза: вводная - в начале проекта, итоговая - в конце проекта.
Цель педагогической диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Роль конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
№
Вопрос
Ответ
1
Есть ли у Вас дома конструкторы? Какие именно?
2
Как Вы считаете, для чего нужно конструирование?
3
Что Вы делаете для того, чтобы заинтересовать ребенка конструированием?
4
Какие постройки Вы сооружаете с детьми?
5
Обыгрываете ли Вы эти постройки?
6
Какие качества личности помогает развивать конструктивная деятельность? (любознательность, настойчивость, инициативу, стремление к экспериментированию и др.)
7.
Какая помощь требуется Вам от воспитателей группы по вопросам развития конструктивных навыков дошкольника? (консультация, мастер-класс, показ занятия или др.).
Спасибо за сотрудничество!