Родительское собрание «Кризис семи лет» | Латыпова Светлана Сергеевна. Работа №341352
Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Родительское собрание «Кризис семи лет»
ФИО: Латыпова С.С.
воспитатель
Бийск, 2024
Пояснительная записка
Актуальность темы, обоснование ее выбора:
Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделают достаточного внимания состоянию ребенка.
Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода.
Поэтому эта тема, является, на мой взгляд, актуальной.
Целевая аудитория: педагоги, дети, родители.
Цель: Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 7-им ребенком.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «кризис семи лет», особенности взаимоотношений детей со взрослыми в период кризиса семи лет;
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 7-ми лет и учитывать их в общении;
- сформировать представление о кризисе семи лет;
- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями.
Планируемые результаты:
- привлечь внимание родителей к решению проблемы кризиса 7 лет;
- использование информации в домашних условиях для разрешения проблемных ситуаций.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: беседа, игры, вопросы, постановка и решение вопросов проблемного характера.
Ресурсы, используемые при подготовки и проведении мероприятия:
Бумага, ручки, стеклянный «сосуд», камушки, буклет «советы и рекомендации для благоприятного протекания кризиса семи лет».
1. Мотивация.
- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить о важнейших особенностях развития шести - семилетнего ребенка. Полученные знания помогут Вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Сегодня будут предложены рекомендации и ситуации создания условий для благоприятного протекания кризиса семи лет. Их учет поможет вам и вашим детям справится с очередным из возрастных и неизбежных кризисов.
Игра на сближение «Передача тепла»
Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.
Пусть наша добрая улыбка согреет всех своим теплом,
Напомнит нам, как важно в жизни, делиться счастьем и добром!
Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд означает маленького человека, который родился. Попытаемся наполнить его теми качествами (опускаем по одному камушку в сосуд – это качество), которые бы вы хотели видеть в своем ребенке.
Я опускаю первый камень и произношу слово: «Любовь!»
(Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд).
Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.
2. Информационное сообщение «Внешние проявления кризиса 7 лет»
Как и прошедшие переломные моменты развития (1 год, 3 года), этот критический период имеет свои внешние, не слишком приятные проявления. Даже посторонний человек может заметить изменения в его поведении, в отношениях с окружающими. Эти перемены совсем не похожи на те, что были раньше, характер их значительно глубже, сложнее. Ребенок становится не таким понятным во всех своих проявлениях, каким мы привыкли видеть его до сих пор.
Несмотря на то, что все без исключения дети и до 7 лет кривляются и капризничают, именно теперь такое поведение становится демонстративным, приобретает оттенок искусственности. Зачастую оно способно вызвать не улыбку и смех, а напротив, осуждение и неприязнь со стороны взрослых.
Как понять, что с малышом что-то не так? Есть несколько признаков, выделяемых психологом Поливановой.
Ребенок начинает делать паузы в разговоре, например в ответ на ваши указания.
У вас с малышом постоянно возникают споры
,
как реакция на просьбу или напоминание.
Ребенок перестал вас слушаться, не выполняет привычные требования.
Вы замечаете, что малыш стал хитрить, причем весьма беззлобно.
Ребенок демонстрирует
«взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется.
Ваш ребенок
начинает обращать внимание на свой внешний вид: одежду, прическу и т.п.
В детском хара
ктере стало проявляться
упрямство. Ситуация похожа на ту, которую вы могли наблюдать во время кризиса 3 лет, но теперь все зависит не от конкретной ситуации, а от эмоционального состояния ребенка в определенный момент.
Малыш часто
капризничает.
У ребенка
просыпается интерес к школе и появляет
ся беспокойство по поводу нее
.
Психологи условно разделили поведенческие характеристики на три группы:
Негативные - когда ребенок противопоставляет себя взрослым: пауза, спор, непослушание, хитрость, упрямство, требовательность, капризы, реакция на критику.
Нейтральные - внимание к своему внешнему виду, взрослое поведение.
Положительные - возрастающая самостоятельность, новые занятия, интерес к школе.
Итак, мы познакомились с внешними проявлениями кризиса семи лет. Для того чтобы вы могли определить симптомы кризиса семи лет у ваших детей предлагаем поиграть в игру «Какой он – мой ребенок».
Игра
«Какой он – мой ребенок»
.
Цель: определить какие качества видят родители в своих детях.
Каждый родитель обводит вначале правую ладонь, затем левую. Воспитатель предлагает на правой руке (на каждом пальце) написать положительные качества ребенка, левой – отрицательные. В центре ладони написать имя ребенка.
Примеры положительных качеств ребенка: доброта, эмпатия, открытость, энергичность, активность, общительность, любознательность, артистичный, вдумчивый, вежливый, весёлый, доблестный, заботливый, креативный, культурный, самостоятельный.
Примеры отрицательных качеств: упрямство, непослушание, хитрость, конфликтность, негативизм, капризный, требовательный, повышенная утомляемость, спорит, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, равнодушность, агрессивность или, наоборот излишняя застенчивость, повышенная тревожность, ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, чрезмерно вежлив, старается угодить воспитателям и родителям, низкая самооценка.
А сейчас посмотрите внимательно на список качеств.
Поведенческие качества ребенка в период кризиса семи лет:
1. Пауза («Не слышит обращений»)
2. Спор
3. Непослушание
4. Хитрость.
5. «Взрослое поведение»
6. Внешний вид
7. Упрямство
8. Требовательность.
9. Капризы
10. Реакция на критику
11. Общие вопросы
12. Самостоятельность
13. Самостоятельные занятия
Это, «классический» портрет детей в период кризиса семи лет и это закономерное развитие ребенка. Подчеркните те качества, которые совпадают с нашим списком. Если большинство качеств совпали, то можно утверждать, что у вашего ребенка кризисный период.
А теперь давайте разберемся, что же стоит за всеми этими переменами?
Информационное сообщение «
Взгляд изнутри
»
Наиболее значимым признаком серьезных изменений считается утрата детской наивности и непосредственности. В поведении еще недавно беззаботного малыша появляется интеллектуальный момент, другими словами, он начинает обдумывать и переживать собственные поступки. Главной причиной перемен считают начало разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка. У малыша появляется новая внутренняя жизнь, которая может значительно отличаться от внешних ее проявлений, однако оказывает на них существенное влияние. Теперь поведение ребенка обусловлено личными внутренними переживаниями. В такой период детей очень увлекают таинственные и необъяснимые истории, у них появляются различные секреты. Все это – результат разделения личности на две половинки: внешнюю и внутреннюю. Оно, в свою очередь, и является причиной исчезновения детской непосредственности, наивности. Ведь непосредственным мы называем поведение малыша, когда поступки целиком и полностью соответствуют его внутреннему состоянию – снаружи он такой же, как и внутри. С появлением внутренней стороны личности между поступками и переживаниями ребенка возникает этап осознания, осмысления собственных действий. Поступки малыша становятся совсем не так очевидны и прозрачны, как было раньше, потому что теперь для него важно не только действие само по себе, но и значение, которое это действие будет иметь и для него самого, и для окружающих. Удивительный и захватывающий мир собственных чувств и переживаний открывается вашему малышу! Можно сказать, что он начинает интересоваться собой как личностью, ведь только теперь ребенок полностью осознает, что значит «я добрый» или «я злой», «я рад» или «я огорчен».
Этот период требует особого внимания и чуткости со стороны родителей. Ведь от отношения с ними зависит очень многое: какой будет самооценка маленького человека, насколько он будет уверен в себе, в своих силах, сможет ли он доверять окружающим. Сейчас малыш стоит на пороге сложного и серьезного пути – школьного обучения. С одной стороны, перемены, происходящие с ребенком, диктуют ему переход к новой социальной ситуации, роль которой и займет школа. Ведь с появлением внутренней жизни, личностных переживаний, самооценки он пытается осознать свое место в мире. У маленького человечка появляется стремление почувствовать себя частью социума, самоутвердиться в обществе, получить оценку собственных действий. Такая потребность ребенка объясняется желанием сформировать адекватное представление о самом себе, узнать себя лучше, выяснить, на что он способен, и в соответствии с этим дать самому себе оценку. Нетрудно догадаться, что то, с каким окажется этот автопортрет, в первую очередь зависит от ближайшего окружения ребенка: родителей, родственников, друзей.
Теперь, когда внутренняя жизнь ребенка скрыта от глаз окружающих, излишняя строгость и требовательность по отношению к малышу приведет к тому, что он просто замкнется в себе. Кризис протекает как процесс малопонятный для окружающих, потому что он скрывает в себе цепь серьезных внутренних изменений при незначительных внешних переменах. В этот непростой для малыша момент именно родители должны оказать ему необходимую поддержку. Ведь все капризы, упрямство, кривлянье исчезнут сами собой, а полезные и важные изменения характера останутся! Пусть любовь и терпение помогут совместными усилиями преодолеть этот непростой период!
Решение проблемных ситуаций:
Игра- ситуация «Сложный период»
По желанию один родитель - «родитель», другой - «ребенок». Разыгрываются ситуации.
Ситуация 1. Ребенку надоел детский сад и он отказывается туда идти.
Ситуация 2. Ребенок начал ломать свои игрушки, которые были для него очень важны.
Ситуации 3. Ребенок говорит, что его обижают в детском саду сверстники.
Начинается диалог «родителя» и «ребенка». Группа и ведущий не только следуют за их разговором, но и обращают внимание на невербальные знаки: позу, жесты, движения тела, мимику. После окончания упражнения участники диалога отвечают на вопрос: «Что каждый чувствовал, находясь в своей роли?», «Какие переживания испытал?», «Что подумал?» Обсуждение.
6. Рефлексия «Я начну, а ты закончи…»
А теперь, уважаемые родители, предлагаю вам закрепить полученные знания о создании условий для благоприятного протекания кризиса семи лет и продолжить нашу работу следующим образом: я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчиваете:
Проявляйте к ребенку… (любовь, тепло, внимание и т.д.).
Если ребенок капризничает… (обнимите его, поцелуйте, переключите внимание на другой вид деятельности).
Если ребенок спорит… (обсудить, разъяснить и т.п.)
Следите за выполнением… (режима дня, выполнение домашнего задания и т.д.).
Поощряйте… (самостоятельность, активность и т.д.).
Кризис 7 лет, это... (негативизм, своеволие, упрямство и т.д)
Семилетние дети – «почемучки», поэтому… (поощряйте любознательность, интерес и т.д.).
Благодарю вас за ответы!
Я предлагаю вам буклеты, где описаны советы и рекомендации для благоприятного протекания кризиса семи лет:
1. Будьте внимательны к ребенку, уважайте. Проявляйте любовь, тепло, ласку. Чаще говорите, что вы его любите и скучаете без него. Но не «привязывайте» его к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
2. Поощряйте самостоятельность и активность. Разрешайте ребенку стирать и шить вещи, конструировать, ремонтировать, убираться, покупать что-либо в присутствии вас, если ему это интересно, нравится.
3. Отвечайте на вопросы ребенка, ведь 6-7 лет это возраст «почемучек». Детям интересно все, его любознательность не знает границ. Они задают вопросы о политике, происхождении планет, жизни на Земле, жизнь в других странах и другие. И не отмахивайтесь от вопросов, даже если вы отвечали на них.
4. Учите ребенка управлять своими эмоциями. На примере своего поведения, покажите пример «взрослого поведения». Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Если ребенок капризничает, не надо вступать с ним в пререкания, навязывать свое мнение, угрожать наказаниями. Лучше взять тайм-аут и на время прекратить общение, а потом не вспоминать о произошедшем.
5. Соблюдайте культуру диалога, ведь дети подражают нам, а в поведении мы можем увидеть отражение своих привычек и способов общения.
6. Необходимы доброжелательные и открытые отношения в семье.
7. Поощряйте общение со сверстниками.
8. Создайте условия для развития интеллекта (игры-задания, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), для развития речи (чтение сказок, стихов, беседы). Делайте подделки, оценивайте результаты, хвалите ребенка. 9. Следите за состоянием здоровья и выполнением режима дня (больной ослабленный ребенок хуже воспринимает информацию, не идет на контакт с окружающими).
10. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться. Расскажите свои интересные истории из жизни школы.
Если вы будете использовать хотя бы некоторые из приведенных рекомендаций, вы сможете преодолеть негативные проявления кризиса 7 лет и с честью выйти из этого сложного периода как для ребенка, так и для вас.
Заключение:
Я считаю, что острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей детей и от поведения взрослых (родителей, педагогов), а некоторые отрицательные черты (упрямство, конфликтность, непослушание и т.д.) могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Есть такой термин, как «школьная зрелость», то есть дети должны «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ними.
Список источников:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2001. – 523 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. СПб.: 2009. – 400 с.
3. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. - СПб: Питер, 2009. – 240 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. – 357с.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. – СПб.: «Речь», 2007. — 136 с.
6. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. –М.: ВАКО, 2018. – 320с.