Родительское собрание по теме"Агрессия ребенка" | Сальникова Светлана Владимировна. Работа №254892
Автор: Сальникова Светлана Владимировна
Основа воспитательной работы в классе – «союз трех сердец»: учитель – ученик – родитель.
Проработав в школе 25лет, я до сих пор не могу идти на встречу с родителями, не подготовившись. За ранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.
Классный руководитель должен наладить контакт с родителями. Если родители рады встрече с учителем и искренне делятся с ним самым сокровенным, можно считать, что такой контакт найден. Учитель станет другом, советчиком, помощником семьи.
Самообобщение опыта работы с родителями.
Основа воспитательной работы в классе – «союз трех сердец»: учитель – ученик – родитель.
Проработав в школе 25лет, я до сих пор не могу идти на встречу с родителями, не подготовившись. За ранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.
Классный руководитель должен наладить контакт с родителями. Если родители рады встрече с учителем и искренне делятся с ним самым сокровенным, можно считать, что такой контакт найден. Учитель станет другом, советчиком, помощником семьи.
Родительские собрания провожу один раз в месяц по определенной тематике. Думаю, что каждый учитель планирует тематику собраний исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Использую разные формы проведения собраний.
Конечно, главное назначение родительского собрания – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Родительское собрание – одна из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой.
На классном родительском собрании решается ряд задач, направленных на:
Организацию коллектива родителей;
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Участие родителей в совместной с детьми деятельности;
Оказание помощи родителям в воспитании детей.
Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Основополагающим должно быть вовлечение всех родителей в совместную деятельность по воспитанию счастливой личности из ребенка. Это не всегда легко.
По содержанию родительские собрания могут быть:
Организационные
– это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, сообщаются результаты успеваемости учащихся, избирается родительский комитет;
Тематические –
это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса.
Итоговые –
это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
Каким бы по содержанию не было родительское собрание, оно требует тщательной подготовки.
I. Подготовка собрания.
1. Выбрать тему собрания.
2. Определить основные задачи собрания.
3. Уточнить регламент и продумать ход собрания.
4. Изучить научно – методическую литературу по рассматриваемой проблеме.
5. Определить, каких специалистов можно пригласить.
6. Разослать родителям приглашения.
7. Продумать выставочный и информационный материал.
8. Подготовить сценарий собрания.
9. Разработать проект решения собрания, рекомендации и памятки родителям.
Для того чтобы собрание было эффективным, вызвало отклик у родителей, важно использовать разнообразные формы взаимодействия семьи и школы. Это:
Родительские конференции;
Мастер – классы (мастерские семейного опыта)
Круглые столы для родителей;
Собрания – практикумы;
Вечера вопросов и ответов;
Собрания – диспуты;
Устные журналы для родителей;
Консультации – индивидуальные, групповые, тематические;
Совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, походы, соревнования);
Собрания – лекции;
Психологические тренинги;
Творческие собрания, когда дети показывают родителям свои достижения и умения;
Собрания – праздники.
II. Правила общения с родителями.
Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
Показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а
только советовать
.
Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе. (о неудачах говорить наедине)
Всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо».
Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, внимательно, доброжелательно, стараясь
быть тактичным
и требовательным.
Стараться помнить: ребенок – главная цель общения.
III. Этапы родительского собрания.
Этап. Организация родительского собрания.
Этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Этап. Осмысление итогов родительского собрания.
IV. Правила подготовки
классного родительского собрания.
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
План проведения собрания должен быть известен.
Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
Самый приятный звук человека – его имя, положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
Не забудьте «Золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
Предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти;
Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
Осуждать присутствующих родителей за неявку предыдущего собрания;
Сравнивать успехи отдельных учащихся;
Давать негативную оценку всему классу;
Переоценивать значение отдельных предметов.
Родительское собрание во 2 классе.
«Детская агрессия»
Цели собрания:
1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.
Участники: классный руководитель, родители детей класса, школьный психолог.
Форма проведения: круглый стол.
Организация родительского собрания:
подготовка приглашений для родителей;
анкетирование;
проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессии;
разработка сценария собрания;
подготовка памятки для родителей;
организация выставки детских рисунков на тему «Мои чувства и эмоции»
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется как бегством от собственной
душевной боли….
Эрих Фромм
Вступительное слово классного руководителя:
- Уважаемые мамы и папы. Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.
Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?
Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить.
Выступление школьного психолога: Что такое агрессия?
Определение понятия «агрессия» и его характерные черты.
Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки), и вербально ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства)
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия – проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.
Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:
преодолеть трудности
использует в своем арсенале умение слушать ребенка
включает в общение тепло, доброе слово,
ласковый взгляд
.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессию. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
оно следует немедленно за проступком;
объяснено ребенку;
оно суровое, но не жестокое;
оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества. Наказывая ребенка,
отец или
мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Анализ исследований психологической службы:
Анализ анкетирования
.
Анкета для родителей.
Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
В каких ситуациях он проявляет агрессию?
Против кого он проявляет агрессию?
Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Выступление классного руководителя:
Анализ анкет показывает, что причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной.
Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.
Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.
VI. Презентация выставки рисунков учащихся на тему
«Мои чувства и эмоции»
( К родительскому собранию дети готовят выставку рисунков «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»)
По данным статистики, 80 % детей с эмоциональными нарушениями.
Эмоция – переживание, волнение.
Чувство – внутреннее состояние, то, что испытывает человек.
Сильные - слабыеАффектыНастроенияСтрастиЭМОЦИИ ЧУВСТВАИнтеллектуальные НравственныеЭстетические
V.Выступление классного руководителя по теме:
«Коррекция агрессивности в поведении детей»
_ Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.
Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свом причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.
Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.
Рекомендации родителям:
сказкотерапия
психотехнические освобождающие игры
режиссерские игры
VI. Подведение итогов.
- Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.
Вот несколько советов:
Учитесь слышать своих детей.
Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.
Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
Умейте принять и любить их такими, какие они есть.
(Памятки для родителей)
- Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо вашего ребенка, будьте честны переж ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется если,
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со
свом
ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
VII. Решение собрания.
Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
Делать установку на положительные эмоции.
Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
Памятка для родителей.
Агрессивность ребенка проявляется если,
ребенка бьют;
над ребенком издеваются;
над ребенком зло шутят;
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
родители заведомо лгут;
родители пьют и устраивают дебоши;
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
родители не умеют любить одинаково своих детей;
родители ребенку не доверяют;
родители настраивают ребенка друг против друга;
родители не общаются со
свом
ребенком;
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.