Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Родительское собрание Слушать и слышать своего ребенка | Трубиленко Наталья Сергеевна. Работа №363848

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Групповое занятие с элементами психологического тренинга для педагогов

«Мой учитель: секреты сохранения психологического здоровья»

 

Цели:

1.                       Организация групповой дискуссии по теме сохранения и укрепления психического здоровья учителя с помощью релаксации.

2.                       Гармонизация внутреннего мира педагогов, ослабление психической напряженности.

3.                       Развитие внутренних сил учителей, расширение профессионального самосознания.

Оборудование:

Беджики и тетрадные листы (по 1 на каждого участника), ручки. Карточки с формулами самовнушения: 

·                    «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,

·                    «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»

·                    «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»

·                    «Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»

·                    «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»

·                    «Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»

·                    «Я верю в то, что могу легко восстановится после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»

·                    «После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»

·                    «Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».

*****

                                                1.  «Меня зовут...»          Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе.          Материалы: беджики и ручки.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет свое имя и представляется. Каждый последующий участник делает то же самое.

2. «Я чувствую себя…»

         Цель: создать соответствующую обстановку и настрой в группе.

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

Как Вы себя сейчас чувствуете?

          Как хотели бы чувствовать?

 

Наше занятие сегодня посвящено условиям сохранения и укрепления психического здоровья с помощью релаксации. Какие способы релаксации Вы знаете?

3. Игры - релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями – а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя – важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течении 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в ходе своей работы и после нее психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

3.1«Пещера»

Цель: Снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Инструкция: «Займите удобную позу. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните... А теперь представьте себе место, где вам приятно находиться… где вам легко, тепло и безопасно… где вы испытываете положительные эмоции… мысленно перенеситесь туда… представьте в деталях – что вас окружает: запахи, звуки, ощущения…» (3 мин.)

Обсуждение:

Легко ли было «перенестись» в это место?

Что чувствовали, находясь там?

Что сейчас чувствуете? Изменилось ли что-нибудь?

3.2                  «Голова»

Цель: Снятие неприятных соматических ощущений.

Профессия педагога относится к разряду не только стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течении рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и , как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения.

Инструкция: «Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли»

Обсуждение:

Получилось ли выполнить это упражнение?

Что Вы ощущали при выполнении упражнения?

3.3                  «Дерево»

Цель: Формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.

Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужением сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации, т.е. снятия центра ситуации с себя и перенос на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. Предлагаем Вам упражнение, способствующее развитию внутренних средств ролевой децентрации.

Инструкция: «Представьте себя деревом… каким Вам нравится… представьте его мощный или гибкий ствол… переплетающиеся ветви… колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя… циркуляцию питательных соков по стволу… корни, прочно вросшие в землю». (3 мин.)

Обсуждение:

Удалось ли отождествить себя с деревом?

Что это было за дерево?

4. Игры - формулы

Если нет возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры, можно  использовать метод вербального самовнушения. Их можно произносить «про себя» или вслух утром и вечеров, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации в выборе формулы, слов, длительности фраз…

Для того, чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:

ü     Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз

ü     Большое значение имеет начало формулы. «Я вижу себя человеком…», «Я все смею, я все могу…»,  «Я верю в то, что…», «Я убежден в том, что…»)

ü     Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7)

ü     Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами

ü     Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

4.1 «Формулы №1»

Цель: Познакомиться с готовыми формулами самовнушения.

Всем участникам раздается по одной карточке с формулами самовнушения, они по очереди зачитывают их.

·                    «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,

·                    «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»

·                    «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»

·                    «Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»

·                    «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»

·                    «Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»

·                    «Я верю в то, что могу легко восстановится после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»

·                    «После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»

·                    «Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».

Обсуждение:

Какие формулы самовнушения  кажутся подходящими для Вас?

Какие нет? Почему?

Какие формулы Вы бы стали использовать для снятия усталости и восстановления работоспособности?

А какие перед сложным разговором?

В течении рабочего дня?

Утром перед работой?

4.1 «Формулы №2»

Цель: Научиться самостоятельно формулировать формулы самовнушения, органично переплетающиеся со своим состоянием и внешними условиями.

         Участникам предлагается самостоятельно в течении 5 минут сформулировать несколько коротких самоприказов /формул самовнушения/ для разных ситуаций (на выбор участников). По истечении времени, участники по-очереди зачитывают получившиеся формулы самовнушения, комментируя их. Остальные могут задавать вопросы.

Обсуждение:

Какие из названных формул самовнушения Вам понравились больше всего?

5.                       «Незаконченные предложения»

Цель: Рефлексия.

Участникам предлагается письменно продолжить следующие предложения:

Мое имя __________________

1.Во время занятия я поняла, что...

2.Самым полезным для меня было...

3.Я была бы более откровенной, если...

4.Своими основными ошибками на занятии я считаю...

5.Мне не понравилось...

6.Больше всего мне понравилось, как работала...

    7.На месте ведущего я бы...

Обсуждение:

Чем было полезно данное занятие для Вас?

Что Вы узнали нового для себя?

Чья работа на этом занятии Вам понравилась больше всего?

Желающие могут зачитать вслух свои предложения.

Литература:

1.                 Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

2.                 Родионов. В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе – Ярославль, 2001.

Групповое занятие с элементами психологического тренинга для педагогов

«Мой учитель: секреты сохранения психологического здоровья»

 

Цели:

Организация групповой дискуссии по теме сохранения и укрепления психического здоровья учителя с помощью релаксации.

Гармонизация внутреннего мира педагогов, ослабление психической напряженности.

Развитие внутренних сил учителей, расширение профессионального самосознания.

Оборудование:

Беджики и тетрадные листы (по 1 на каждого участника), ручки. Карточки с формулами самовнушения:

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,

«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»

«Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»

«Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»

«Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»

«Я верю в то, что

могу легко восстановится

после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»

«После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»

«Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».

*****

1. «Меня зовут...»
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе.
Материалы: беджики и ручки.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет свое имя и представляется. Каждый последующий участник делает то же самое.

2. «Я чувствую себя…»

Цель: создать соответствующую обстановку и настрой в группе.

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

Как Вы себя сейчас чувствуете?

Как хотели бы чувствовать?

 

Наше занятие сегодня посвящено условиям сохранения и укрепления психического здоровья с помощью релаксации. Какие способы релаксации Вы знаете?

3. Игры - релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями – а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя – важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течении 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в ходе своей работы и после нее психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

3.1«Пещера»

Цель: Снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Инструкция: «Займите удобную позу. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните... А теперь представьте себе место, где вам приятно находиться… где вам легко, тепло и безопасно… где вы испытываете положительные эмоции… мысленно перенеситесь туда… представьте в деталях – что вас окружает: запахи, звуки, ощущения…» (3 мин.)

Обсуждение:

Легко ли было «перенестись» в это место?

Что чувствовали, находясь там?

Что сейчас чувствуете? Изменилось ли что-нибудь?

«Голова»

Цель: Снятие неприятных соматических ощущений.

Профессия педагога относится к разряду не только стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течении рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и , как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения.

Инструкция: «Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли»

Обсуждение:

Получилось ли выполнить это упражнение?

Что Вы ощущали при выполнении упражнения?

«Дерево»

Цель: Формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.

Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужением сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации, т.е. снятия центра ситуации с себя и перенос на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. Предлагаем Вам упражнение, способствующее развитию внутренних средств ролевой децентрации.

Инструкция: «Представьте себя деревом… каким Вам нравится… представьте его мощный или гибкий ствол… переплетающиеся ветви… колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя… циркуляцию питательных соков по стволу… корни, прочно вросшие в землю». (3 мин.)

Обсуждение:

Удалось ли отождествить себя с деревом?

Что это было за дерево?

4. Игры - формулы

Если нет возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры, можно использовать метод вербального самовнушения. Их можно произносить «про себя» или вслух утром и вечеров, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации в выборе формулы, слов, длительности фраз…

Для того, чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:

Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз

Большое значение имеет начало формулы.

«Я вижу себя человеком…», «Я все смею, я все могу…», «Я верю в то, что…», «Я убежден в том, что…»)

Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7)

Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами

Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.

4.1 «Формулы №1»

Цель: Познакомиться с готовыми формулами самовнушения.

Всем участникам раздается по одной карточке с формулами самовнушения, они по очереди зачитывают их.

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,

«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»

«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»

«Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»

«Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»

«Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»

«Я верю в то, что

могу легко восстановится

после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»

«После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»

«Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».

Обсуждение:

Какие формулы самовнушения кажутся подходящими для Вас?

Какие нет? Почему?

Какие формулы Вы бы стали использовать для снятия усталости и восстановления работоспособности?

А какие перед сложным разговором?

В течении рабочего дня?

Утром перед работой?

4.1 «Формулы №2»

Цель: Научиться самостоятельно формулировать формулы самовнушения, органично переплетающиеся со своим состоянием и внешними условиями.

Участникам предлагается самостоятельно в течении 5 минут сформулировать несколько коротких самоприказов /формул самовнушения/ для разных ситуаций (на выбор участников). По истечении времени, участники по-очереди зачитывают получившиеся формулы самовнушения, комментируя их. Остальные могут задавать вопросы.

Обсуждение:

Какие из названных формул самовнушения Вам понравились больше всего?

«Незаконченные предложения»

Цель: Рефлексия.

Участникам предлагается письменно продолжить следующие предложения:

Мое имя __________________

1.Во время занятия я поняла, что...

2.Самым полезным для меня было...

3.Я была бы более откровенной, если...

4.Своими основными ошибками на занятии я считаю...

5.Мне не понравилось...

6.Больше всего мне понравилось, как работала...

7.На месте ведущего я бы...

Обсуждение:

Чем было полезно данное занятие для Вас?

Что Вы узнали нового для себя?

Чья работа на этом занятии Вам понравилась больше всего?

Желающие могут зачитать вслух свои предложения.

Литература:

Самоукина

Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

Родионов. В.А.,

Ступницкая

М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе – Ярославль, 2001.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз