Родительское собрание Слушать и слышать своего ребенка | Трубиленко Наталья Сергеевна. Работа №363848
Групповое занятие с элементами психологического тренинга для педагогов
«Мой учитель: секреты сохранения психологического здоровья»
Цели:
1. Организация групповой дискуссии по теме сохранения и укрепления психического здоровья учителя с помощью релаксации.
2. Гармонизация внутреннего мира педагогов, ослабление психической напряженности.
3. Развитие внутренних сил учителей, расширение профессионального самосознания.
Оборудование:
Беджики и тетрадные листы (по 1 на каждого участника), ручки. Карточки с формулами самовнушения:
· «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,
· «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»
· «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»
· «Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»
· «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»
· «Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»
· «Я верю в то, что могу легко восстановится после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»
· «После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»
· «Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».
*****
1. «Меня зовут...» Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе. Материалы: беджики и ручки.
Группа располагается кругом. Первый из участников пишет свое имя и представляется. Каждый последующий участник делает то же самое.
2. «Я чувствую себя…»
Цель: создать соответствующую обстановку и настрой в группе.
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
Как Вы себя сейчас чувствуете?
Как хотели бы чувствовать?
Наше занятие сегодня посвящено условиям сохранения и укрепления психического здоровья с помощью релаксации. Какие способы релаксации Вы знаете?
3. Игры - релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями – а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя – важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течении 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в ходе своей работы и после нее психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.
3.1«Пещера»
Цель: Снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Инструкция: «Займите удобную позу. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните... А теперь представьте себе место, где вам приятно находиться… где вам легко, тепло и безопасно… где вы испытываете положительные эмоции… мысленно перенеситесь туда… представьте в деталях – что вас окружает: запахи, звуки, ощущения…» (3 мин.)
Обсуждение:
Легко ли было «перенестись» в это место?
Что чувствовали, находясь там?
Что сейчас чувствуете? Изменилось ли что-нибудь?
3.2 «Голова»
Цель: Снятие неприятных соматических ощущений.
Профессия педагога относится к разряду не только стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течении рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и , как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения.
Инструкция: «Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли»
Обсуждение:
Получилось ли выполнить это упражнение?
Что Вы ощущали при выполнении упражнения?
3.3 «Дерево»
Цель: Формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.
Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужением сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации, т.е. снятия центра ситуации с себя и перенос на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. Предлагаем Вам упражнение, способствующее развитию внутренних средств ролевой децентрации.
Инструкция: «Представьте себя деревом… каким Вам нравится… представьте его мощный или гибкий ствол… переплетающиеся ветви… колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя… циркуляцию питательных соков по стволу… корни, прочно вросшие в землю». (3 мин.)
Обсуждение:
Удалось ли отождествить себя с деревом?
Что это было за дерево?
4. Игры - формулы
Если нет возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры, можно использовать метод вербального самовнушения. Их можно произносить «про себя» или вслух утром и вечеров, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации в выборе формулы, слов, длительности фраз…
Для того, чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:
ü Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз
ü Большое значение имеет начало формулы. «Я вижу себя человеком…», «Я все смею, я все могу…», «Я верю в то, что…», «Я убежден в том, что…»)
ü Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7)
ü Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами
ü Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
4.1 «Формулы №1»
Цель: Познакомиться с готовыми формулами самовнушения.
Всем участникам раздается по одной карточке с формулами самовнушения, они по очереди зачитывают их.
· «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,
· «Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»
· «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»
· «Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»
· «Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»
· «Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»
· «Я верю в то, что могу легко восстановится после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»
· «После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»
· «Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».
Обсуждение:
Какие формулы самовнушения кажутся подходящими для Вас?
Какие нет? Почему?
Какие формулы Вы бы стали использовать для снятия усталости и восстановления работоспособности?
А какие перед сложным разговором?
В течении рабочего дня?
Утром перед работой?
4.1 «Формулы №2»
Цель: Научиться самостоятельно формулировать формулы самовнушения, органично переплетающиеся со своим состоянием и внешними условиями.
Участникам предлагается самостоятельно в течении 5 минут сформулировать несколько коротких самоприказов /формул самовнушения/ для разных ситуаций (на выбор участников). По истечении времени, участники по-очереди зачитывают получившиеся формулы самовнушения, комментируя их. Остальные могут задавать вопросы.
Обсуждение:
Какие из названных формул самовнушения Вам понравились больше всего?
5. «Незаконченные предложения»
Цель: Рефлексия.
Участникам предлагается письменно продолжить следующие предложения:
Мое имя __________________
1.Во время занятия я поняла, что...
2.Самым полезным для меня было...
3.Я была бы более откровенной, если...
4.Своими основными ошибками на занятии я считаю...
5.Мне не понравилось...
6.Больше всего мне понравилось, как работала...
7.На месте ведущего я бы...
Обсуждение:
Чем было полезно данное занятие для Вас?
Что Вы узнали нового для себя?
Чья работа на этом занятии Вам понравилась больше всего?
Желающие могут зачитать вслух свои предложения.
Литература:
1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
2. Родионов. В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе – Ярославль, 2001.
Групповое занятие с элементами психологического тренинга для педагогов
«Мой учитель: секреты сохранения психологического здоровья»
Цели:
Организация групповой дискуссии по теме сохранения и укрепления психического здоровья учителя с помощью релаксации.
Гармонизация внутреннего мира педагогов, ослабление психической напряженности.
Развитие внутренних сил учителей, расширение профессионального самосознания.
Оборудование:
Беджики и тетрадные листы (по 1 на каждого участника), ручки. Карточки с формулами самовнушения:
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,
«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»
«Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»
«Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»
«Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»
«Я верю в то, что
могу легко восстановится
после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»
«После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»
«Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».
*****
1. «Меня зовут...»
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе.
Материалы: беджики и ручки.
Группа располагается кругом. Первый из участников пишет свое имя и представляется. Каждый последующий участник делает то же самое.
2. «Я чувствую себя…»
Цель: создать соответствующую обстановку и настрой в группе.
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
Как Вы себя сейчас чувствуете?
Как хотели бы чувствовать?
Наше занятие сегодня посвящено условиям сохранения и укрепления психического здоровья с помощью релаксации. Какие способы релаксации Вы знаете?
3. Игры - релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями – а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя – важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы», расслабляться. В течении 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, учитель сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в ходе своей работы и после нее психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.
3.1«Пещера»
Цель: Снятие утомления, обретение внутренней стабильности.
Инструкция: «Займите удобную позу. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните... А теперь представьте себе место, где вам приятно находиться… где вам легко, тепло и безопасно… где вы испытываете положительные эмоции… мысленно перенеситесь туда… представьте в деталях – что вас окружает: запахи, звуки, ощущения…» (3 мин.)
Обсуждение:
Легко ли было «перенестись» в это место?
Что чувствовали, находясь там?
Что сейчас чувствуете? Изменилось ли что-нибудь?
«Голова»
Цель: Снятие неприятных соматических ощущений.
Профессия педагога относится к разряду не только стрессогенных, но и к профессиям управленческого труда. Учитель вынужден в течении рабочего дня непрерывно воздействовать на учащихся: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя «стресс руководства» и , как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Одной из наиболее частых жалоб учителей является жалоба на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Предлагаем Вам упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения.
Инструкция: «Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли»
Обсуждение:
Получилось ли выполнить это упражнение?
Что Вы ощущали при выполнении упражнения?
«Дерево»
Цель: Формирование внутренней стабильности, баланса нервно-психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.
Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужением сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации, т.е. снятия центра ситуации с себя и перенос на какой-либо предмет или внешние обстоятельства ситуации. Предлагаем Вам упражнение, способствующее развитию внутренних средств ролевой децентрации.
Инструкция: «Представьте себя деревом… каким Вам нравится… представьте его мощный или гибкий ствол… переплетающиеся ветви… колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя… циркуляцию питательных соков по стволу… корни, прочно вросшие в землю». (3 мин.)
Обсуждение:
Удалось ли отождествить себя с деревом?
Что это было за дерево?
4. Игры - формулы
Если нет возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры, можно использовать метод вербального самовнушения. Их можно произносить «про себя» или вслух утром и вечеров, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации в выборе формулы, слов, длительности фраз…
Для того, чтобы заготовленные заранее или спонтанно возникшие формулы были эффективными, помните о следующих правилах:
Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз
Большое значение имеет начало формулы.
«Я вижу себя человеком…», «Я все смею, я все могу…», «Я верю в то, что…», «Я убежден в том, что…»)
Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7)
Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами
Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
4.1 «Формулы №1»
Цель: Познакомиться с готовыми формулами самовнушения.
Всем участникам раздается по одной карточке с формулами самовнушения, они по очереди зачитывают их.
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь!»,
«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими учениками»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является высшим смыслом моей жизни»
«Я хочу быть спокойной и стабильной. Я хочу быть уверенной в себе»
«Я спокойна и уверена в себе. У меня правильная позиция. Я готова и диалогу и взаимопониманию»
«Мне легко. Свободно. Легко. Я счастлива»
«Я верю в то, что
могу легко восстановится
после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрой – энергичной после работы»
«После работы я чувствую бодрость, энергичность во всем теле»
«Я полна сил и энергии, я готова продолжать работу на уровне своих возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полна сил и энергии».
Обсуждение:
Какие формулы самовнушения кажутся подходящими для Вас?
Какие нет? Почему?
Какие формулы Вы бы стали использовать для снятия усталости и восстановления работоспособности?
А какие перед сложным разговором?
В течении рабочего дня?
Утром перед работой?
4.1 «Формулы №2»
Цель: Научиться самостоятельно формулировать формулы самовнушения, органично переплетающиеся со своим состоянием и внешними условиями.
Участникам предлагается самостоятельно в течении 5 минут сформулировать несколько коротких самоприказов /формул самовнушения/ для разных ситуаций (на выбор участников). По истечении времени, участники по-очереди зачитывают получившиеся формулы самовнушения, комментируя их. Остальные могут задавать вопросы.
Обсуждение:
Какие из названных формул самовнушения Вам понравились больше всего?
«Незаконченные предложения»
Цель: Рефлексия.
Участникам предлагается письменно продолжить следующие предложения:
Мое имя __________________
1.Во время занятия я поняла, что...
2.Самым полезным для меня было...
3.Я была бы более откровенной, если...
4.Своими основными ошибками на занятии я считаю...
5.Мне не понравилось...
6.Больше всего мне понравилось, как работала...
7.На месте ведущего я бы...
Обсуждение:
Чем было полезно данное занятие для Вас?
Что Вы узнали нового для себя?
Чья работа на этом занятии Вам понравилась больше всего?
Желающие могут зачитать вслух свои предложения.
Литература:
Самоукина
Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.
Родионов. В.А.,
Ступницкая
М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе – Ярославль, 2001.