родительское собрание ☼☼☼ | Щека Маргарита Николаевна. Работа №210413. Номер работы: №210413
Автор: Щека Маргарита Николаевна
повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста
Родительское собрание
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
1. Способствовать развитию педагогической компетенции родителей.
2. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Ход:
1. Проблемы детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению.
• Недостаточная развитость мелкой мускулатуры рук (слабая сформированность графических умений) и мелких мышц спины (ведёт к нарушению осанки).
• Тяга к шалостям и веселью, недостаточная усидчивость и способность к длительной работе.
• Проявление негативизма, упрямство, нарушение форм общения со взрослыми и сверстниками.
• Недостаточный уровень развития психических процессов.
• Неумение управлять своей деятельностью без помощи взрослого.
• Повышенная возбудимость.
• Рассеянное внимание.
2. Социальная ситуация развития.
• Ведущими социальными потребностями в этом возрасте являются:
-потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и доброжелательности;
-потребность в активном познании и информационном обмене;
-потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;
-потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
-потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
• Расширяется круг общения детей, что является важным условием активного процесса социализации.
• Появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения).
• Дети ориентируется в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому побуждению.
3. Развитие личностной сферы.
• Негативный характер:
-угасание интереса к любимым игрушкам и занятиям,
-нарушение сложившихся форм отношений с окружающими.
• Скачкообразное изменение психики ребёнка:
-негативизм (направлен против взрослого);
- упрямство (настаивает на чём-либо только потому, что он это попросил);
-строптивость (направлена против установленных для ребёнка правил;
-своеволие (желание делать всё самому).
• Воля формируется постепенно: могут в определённой мере управлять своим поведением, но быстро устают от однообразной деятельности.
4. Как справится с кризисом?
• Понимать, что кризисы неизбежны.
• Их появление говорит о том, что ребёнок стал старше.
• Главное в кризисе не его отрицательный характер, а изменения, которые происходят в самосознании, формирование внутренней позиции ребёнка.
• Появление кризиса говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
• Создавать в семье атмосферу любви, доверия, уважения, прививая ребёнку культуру общения с окружающими и правила поведения в обществе.
5. При повышенной возбудимости, утомляемости, раздражительности:
-Проконсультируетесь с врачом;
-Соблюдайте режим дня;
-Контролируйте время просмотра ребёнком телевизора и время игры за компьютером.
6. Для избежания повышенной тревожности:
-Проявляйте заботу, любовь и тепло по отношению к ребёнку;
-Предоставляйте ему возможность выговорится и вместе обсудите возникающие сложные ситуации;
-Беседуйте перед сном – это успокаивает и помогает уснуть;
-Пересмотрите свои требования к ребёнку – возможно они слишком завышены или наоборот?
-Не позволяйте себе срываться на ребёнке!
7. Осознанное отношение к себе и окружающему.
• Осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции: внутренней позиции школьника.
• Активное формирование самооценки.
• Поведение становится более осознанным, дети проявляют живой интерес к к правилам и нормам общения и взаимодействия.
8. Возрастает познавательная активность детей.
Появляется интерес, выходящего за рамки личного опыта.
Но, возникают трудности общения со сверстниками (нормой психического состояния является бодрое с тягой к веселью и шалостям. Дети любят шутить, передразнивать, придумывать прозвища, что является поводом для конфликтов).
9. На что обратить внимание:
-Формировать положительное отношение к школе, учителю, учению;
-Формировать культуру общения;
-Учить доводить начатое дело до завершения, оценивая свой результат;
-Соблюдать правила, выполнять требования взрослых.
10. Отношение к сверстникам:
-Зависят от того, насколько сейчас у ребёнка развито умение взаимодействовать с другими ребятами, уступать другому, уметь действовать сообща.
На что обратить внимание:
-Создавать условия для полноценного общения со сверстниками, формируя культуру общения;
-Учить способам как избежать конфликтную ситуацию.
11. Отношение к родным и близким:
-Формируется из уважительного отношения семьи к новой роли ребёнка – школьника;
-Создания в семье атмосферы любви и доверия;
-Заинтересованности в занятиях и делах ребёнка!
12. Отношение к себе: формируется из индивидуального опыта ребёнка и его умственного развития. Поэтому необходимо:
-развивать познавательную активность;
-предоставлять возможность проявлять самостоятельность;
-всегда положительно оценивать личность ребёнка;
-вместе находить причины трудностей, формируя адекватную самооценку (правильное отношение к своим способностям, деятельности, умениям планировать сои дела, доводить дело до завершения, формировать отношение к результатам своего труда).
13. Психологическая готовность девочек к школе
-Мышление конкретное.
-Предпочитают шаблонные задания, которые тщательно выполняют.
-Лучше, чем у мальчиков, развит речевой компонент интеллекта.
-Больший объём и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти.
-Хорошо сформирована произвольность общения поведения.
-Воспринимают учебную деятельность как само собой разумеющееся и осознанно противопоставляют её игровой деятельности.
-Менее тревожны и агрессивны, чем мальчики.
Девочки лучше готовы к школе, чем мальчики!
14. Психологическая готовность мальчиков к школе
-Мышление абстрактное.
-Нацелены на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач.
-Внимание более рассеянное, менее устойчивое, чем у девочек.
-Не разделяют учебную и игровую деятельности.
-Эмоции кратковременны, но ярки.
-Более агрессивны, чем девочки.
-Излишне тревожны.
15. Что важно формировать у ребёнка?
• Самостоятельность (на её формирование оказывают влияние ваши отношения с ребёнком).
• Умение планировать свои действия (эти навыки помогут развить занятия конструированием, лепкой, аппликацией, игры с конструктором).
• Самоконтроль и самооценку (учить проверять свою работу, сравнивать её с образцом, исправлять ошибки).
• Умение правильно организовывать своё рабочее место.
• Умение доводить начатое дело до конца.