Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна | Мой кабинет. Работа №351755

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ребенок с синдромом Дауна в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, если вовремя заняться его развитием. И именно родители в первую очередь должны ему в этом помочь! Для детей с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье и даже жизнь малыша. С самого начала очень слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации: принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное - укрепить общее здоровье малыша.

РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ РЕБЕНКА С

СИНДРОМОМ ДАУНА

Каримова Рината Ренатовна

Студентка 2 -го курса кафедры

«Специальной педагогики» Чирчикского

государственного педагогического университета

Аннотация: В данной статье речь идет о рекомендации родителям

имеющих детей синдром Дауна и так же советы по развитию активной речи детей синдромом Дауна.

Abstract: This article is about recommendations for parents with children with Down syndrome and also advice on developing active speech in children with Down syndrome.

Ключевые слова: синдром Дауна, помощь, рекомендации, советы, дети, малыш, речь, развитие речи.

Keywords: Down syndrome, help, recommendations, advice, children, baby, speech, speech development.

 

 

Ребенок с синдромом Дауна в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, если вовремя заняться его развитием. И именно родители в первую очередь должны ему в этом помочь! Для детей с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье и даже жизнь малыша. С самого начала очень слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации: принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное - укрепить общее здоровье малыша.

Рекомендации родителям:

1 Использование «детской речи» - высокий, распевный голос. Темп речи медленный с длинными паузами и повторениями.

2 Использование монолога в форме диалога: при отсутствии сигналоввзрослый ведет себя так, будто они есть. Затем происходит постепенный переход от воображаемого диалога к реальному.

3 Смена дистанции при общении: приближение и удаление от лица ребенка.

4 Постоянная тактильная, двигательная и вестибулярная стимуляция: поглаживание, похлопывание, покачивание, тормошение ручек и ножек, нежные объятия и т.д.

5 При общении с ребенком следует использовать «контактные» позы.

6 Необходимо уделить особое внимание развитию крупной моторики, т. к. недостаточная сила мышц и эластичность связок затрудняют формирование движений. Развитие крупной моторики позволяет предупредить нарушения других сфер развития. Особенно это касается развития мелкой моторики и познавательной деятельности.

7 Структурирование пространства и создание режима дня помогает ребенку ориентироваться в происходящем.

8 Чтобы помочь ребенку выделить в речевом потоке слова, несущие основной смысл, нужно медленно и понятно называть предлагаемый предмет и совершаемые действия.

9 Используйте многократное повторение простых игр-потешек в сочетании с краткими комментариями

10 Разговаривая с ребенком, повторяйте за ним звуки и слоги, которые он произносит. Старайтесь, чтобы при этом малыш видел ваше лицо.

11 Разговаривая с ребёнком, делайте паузы, давая ему возможность вам ответить.

12 Пойте распевные песенки, в виде припева можно распевать звуки из «репертуара» малыша.

13 Двигательная и тактильная стимуляция часто вызывает речевую активность ребенка. Гладьте, похлопывайте, подкидывайте – используйте все, что вызывает у него радостное оживление.

14 Стимуляция ребенка в бытовых ситуациях: купание, переодевание, умывание и т.д.

15 Использование жестов и звукоподражание вместе со словом и демонстрация предмета создают условия для развития экспрессивной речи.

16 Обеспечьте круг общения со сверстниками, и ваш малыш будет тянуться за ними.

Практические советы по развитию активной речи детей

Важно все время, с самого первого дня общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза. Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут. «Внешний» массаж (легонько поглаживать лицо подушечкам пальцев, медленно, не сдвигая складки кожи):

• поглаживание лба от середины к вискам;

• поглаживание щек от носа к ушам;

• поглаживание от подбородка к ушам;

•разминание скуловой и щечной осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:

• от середины верхней губы к углам губ;

• от середины нижней губы к углам;

• поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;

• пощипывание губ.

После массажа важно проговорить с ребенком звуки, которым он позже сможет подражать.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций. Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости.

Поэтому помимо профилактики простудных заболеваний необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например, дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка. Музыка и пение совершенно необходимы для развития малыша. Но очень важно, чтобы игрушек с электронной музыкой не было. А вот игрушки по принципу шарманки, где звук появляется за счет задевания штыречков на барабане, очень хороши. Детки очень чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки. Детям необходимо осознать, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут оказывать влияние на поведение окружающих, что они способны помочь им в определенной степени влиять на то, что происходит вокруг них. Звуками и жестами можно поздороваться, попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить о помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюбимой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п. Малыш, начинающий говорить, учится соблюдать очередность не только в произнесении звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов - подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок постепенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова. Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто хороший лексический запас.

Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему говорить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова – имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имелибы смысл. В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др.

Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.

Проводя занятия по развитию речи детей, важно помнить основные правила:

-давать малышу время на ответ;

-слушать;

-ждать;

-разговаривать с ребенком о том, что его интересует.

 

В общении с ребёнком всегда помните: ваш ребёнок – это личность со своими достоинствами, надеждами, мечтами, правами.

• Не пытайтесь найти «проявление синдрома» в поведении ребёнка, его эмоциях.

• Ваш ребёнок может проявлять свои чувства, так же, как и любой другой ребёнок.

• Помните, что основные потребности вашего ребёнка ничем не отличаются от потребности любого другого ребёнка.

• Постарайтесь, чтобы нужды вашего ребёнка не заслонили потребности всех остальных членов семьи. Ваша семья должна быть гармоничной.

• Помните, что ребёнок с синдромом Дауна не должен всецело занимать вашу жизнь. Не относитесь к нему, как к «кресту», который нужно нести.

• Ребёнок с синдромом Дауна нуждается в любви своих родных и всегда отвечает им тем же в общении с другими людьми.

• Никогда не принимайте ни от друзей, ни от специалистов утверждений, которые звучат: «Они все такие, как…». Настаивайте на том, навыки и особенности вашего ребёнка должны оцениваться индивидуально.

• Старайтесь отвечать спокойствием и достоинством на пристальные взгляды посторонних.

• Старайтесь, не стесняясь, честно отвечать на вопросы друзей и прохожих.

• Заводите новых друзей, если нужно, чтобы и вы, и ваш ребёнок чувствовали себя более комфортно.

• Постарайтесь понять, что разные люди имеют большие или меньшие навыки в выражении сопереживания и участия в других людях.

• Используйте интернет-сайты для переписки и обмена мнениями с такими же семьями, в общении со специалистами:

• Спросите человека, который даёт вам советы в связи с синдромом Дауна, где он получил информацию и какой опыт непосредственно общения с людьми синдромом Дауна имеет сам.

• Настаивайте на том, чтобы специалист, дающий информацию о синдроме Дауна, делал это одновременно для обоих родителей и тех родственников, которых родители считают нужным об этом проинформировать.

• Не позволяйте людям давать вам советы на ходу, это должно быть в приватной беседе, в удобном для разговора месте.

• Постарайтесь понять, что в точности никто не знает, что именно сказать вам и как наилучшим образом помочь, поэтому:

- задавайте любые вопросы относительно своего ребёнка, даже если

они кажутся вам тривиальными;

- попросите познакомить вас с родителями другим детей с синдромом Дауна, чтобы поговорить о том, что они чувствовали, когда в их семье родился ребёнок, и что чувствуют сейчас, если вам это кажется нужным;

- обсудите со специалистом, что для вас представляет наибольшие

сложности, и попытайтесь совместно найти решение.

• Помните, что родители всегда являются экспертами в вопросах,

касающихся их собственного ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» Москва 2022

2. Кодирова, Ф. У. (2023). РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В

РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА: ВЫВОДЫ ИЗ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ. ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ

ИДЕИ В МИРЕ, 33(2), 100-104.

3. Кодирова, Ф. У., Рискулова, А. У. (2023). РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ. SCHOLAR, 1(16), 93-101.

4. Кодирова, Ф. У. (2023). СИНДРОМ ДАУНА И ЕГО КЛИНИКО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. Journal of new century

innovations, 41(1), 149-153.

5. Эгамбердиева, Н. А. , & Рискулова, А. У (2023). ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТЯМ

ДО ПРИЁМА ЛОГОПЕДА. 11(3), 50-

57.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×