Родное слово. Рабочая программа. | Петрова Татьяна Васильевна. Работа №276811
Автор: Петрова Татьяна Васильевна
Рабочая программа для внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся основного общего образования для дополнительного и углубленного изучения предмета.
Внеурочный курс “Родное слово” позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, что активизирует стремление школьников расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Это имеет большое значение для формирования устойчивых познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли курса “Родное слово”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывать необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Особое внимание на занятиях следует уделять заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на формирование этических норм речевого поведения, на воспитание у школьников чувства языка.
Содержание и методы обучения, реализуемые в контексте данного курса, содействуют закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
I.Пояснительная записка
Основной формой обучения в школе является урок, строгие рамки которого, а также насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы, интересующие детей, показать им богатство родного языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Родное слово”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, целями и задачами ООП ООО МБНОУ «Гимназия № 44» г.Новокузнецка.
Внеурочный курс “Родное слово” позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, что активизирует стремление школьников расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Это имеет большое значение для формирования устойчивых познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли курса “Родное слово”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывать необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Особое внимание на занятиях следует уделять заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на формирование этических норм речевого поведения, на воспитание у школьников чувства языка.
Содержание и методы обучения, реализуемые в контексте данного курса, содействуют закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель программы: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробудить у
обучающихся
потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
расширить знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
вос
питывать
культуру обращения с книгой;
форми
ровать и развивать
разносторонние интересы, культуру мышления.
воспитывать любви к родному языку.
Развивающие:
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
развивать мотивацию к изучению русского языка;
развивать творческие способности;
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умения пользоваться справочной литературой;
развивать коммуникативные способности
обучающихся
.
II.Общая характеристика внеурочного курса «Родное слово»
Содержание программы внеурочной деятельности «Родное слово» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой МБНОУ «Гимназия № 44» г.Новокузнецка.
Организация деятельности обучающихся в рамках данного курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Программа предполагает использование:
- следующих форм проведения занятий:
лекций, бесед
;
экскурсий
;
игр-конкурсов и
КВН;
театрализации;
практических занятий
с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельных работ
(инди
видуальных и групповых
);
учебно-исследовательской деятельности;
- видов деятельности:
игровой
;
познавательной
;
проблемно-ценностного общения
;
художественного творчества и театрализации
;
краеведческой деятельности
.
- методов и технологий:
развивающего
и проблемного
обучения
;
обучения в сотрудничестве;
ИКТ
.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Связь содержания программы с учебными предметами
Предмет
Темы учебных предметов
Темы программы «Родное слово»
Русский язык
Звуки речи и буквы
Звуки не буквы
Гласные и согласные звуки
На сцене гласные
Приставка и суффикс
Поговорим обо всех приставках сразу
Словари русского языка
Где же хранятся слова?
Антонимы
Слова-антонимы
Чередования в корне слова
Кто командует корнями?
Самостоятельные и служебные части речи
Что рассказали о себе части речи?
Литература
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Сказка как особая форма фольклора
Королевство ошибок
Пушкинская сказка – прямая наследница народной
В стране сочинителей
III.Описание места курса внеурочной деятельности «Родное слово» в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, школьная библиотека. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Родное слово»
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цель занятия;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы.
V.Содержание курса внеурочной деятельности «Родное слово»
Введение (1 ч)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. Отражение народной мудрости и фантазии в произведениях устного народного творчества.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1 ч)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2 ч)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с орфоэпией. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2 ч)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2 ч)
Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч)
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.На карнавале слов.
Омонимы.
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка»)
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3 ч)
Тема 17-19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2 ч)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (14 ч)
Тема 22-23. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25-26. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 27-28. Анаграммы и метаграммы
История изобретения анаграмм и метаграмм, использование их в творчестве. Практическая часть: работа с примерами.
Тема 29-30. Шарады и логогрифы
Происхождением шарад и логогрифов.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов.
Тема 31-32. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 33. Экскурсия в библиотеку им. Д.С. Лихачева
Экскурсия в библиотеку им. Д.С. Лихачева: лингвистическое краеведение.
Практическая часть: составление презентации
Тема 34-35. КВН по русскому языку
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
VI. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности «Родное слово»
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
• понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• умение оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• осознание себя как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• чувство прекрасного на основе знакомства с мировой культурой;
• приобретение опыта эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
• осознание своего места в мире;
• оптимистическое восприятие мира.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Родное слово» является формирование универсальных учебных действий:
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• анализировать и обобщать на основе фактов;
• устанавливать причинные явления и их следствия;
• представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• выполнять проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
• узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
• четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
• расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• взаимодействовать со сверстниками;
• совершенствовать собственную речь.
VII.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Учебная тема
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Введение
1
Извлечение информации в соответствии с темой занятия и заданием учителя; построение монологического сообщения на основе эмоционально окрашенного, личностного отношения к народной культуре; выработка в диалоге с учителем критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Фонетика
1
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определение отличительных признаков основных языковых единиц, осмысление терминов и понятий, связанных с фонетикой, четкое артикулирование слов, воспроизведение интонаций речи; оценивание себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Орфоэпия
2
Правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. Знакомство с приемами мнемотехники. Работа в паре и группе. Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Графика
2
Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями. Расширять, систематизировать исходные представления о языке; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; взаимодействовать со сверстниками.
Морфемика
2
Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; пользоваться словарями значений морфем и морфемного строения слов устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила. Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания; оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Лексикология
8
Осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; выполнять внеучебные задания с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово и др.
Орфография
3
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; формулировать собственное мнение и позицию; научиться пользоваться орфографическими нормами русского языка; знать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией
Морфология
2
Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; классифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; правильно определять морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи
Культура речи
14
Осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; научиться пользоваться нормами русского языка; совершенствовать собственную речь; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей
Итого
35
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Родное слово»
Литература для учителя
1. Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
2. Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
3. Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
4. Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
6. Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
7. Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
8. Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
9. Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
10. Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
11. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
12. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
13. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
14. Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
Литература для учащихся
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М.,1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
Материально-техническое обеспечение:
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010
3. Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся.
4. Научно-популярные книги о языке для внеклассного чтения.
5. Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи).
6. Компьютер
7. Проектор, экран
8. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
9. Стенд для размещения творческих работ учащихся.
10. Стол учительский с тумбой
11. Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.