Статья Роль адаптивной физической культуры в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.Роль адаптивной физической культуры в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.. Автор: Кочетова Влада Алексеевна

Автор: Кочетова Влада Алексеевна
В статье рассмотрена актуальность данной темы. Рассмотрена педагогическая функция в адаптивном физическом воспитании. Рассмотрен принцип постоянного повышения адекватного уровня воздействий на занимающихся. Также кроме преимуществ касающихся укрепления здоровья рассматривается психологический аспект этого вопроса.


Автор: Кочетова Влада Алексеевна

Роль адаптивной физической культуры в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация

В статье рассмотрена актуальность данной темы. Рассмотрена педагогическая функция в адаптивном физическом воспитании. Рассмотрен принцип постоянного повышения адекватного уровня воздействий на занимающихся. Также кроме преимуществ касающихся укрепления здоровья рассматривается психологический аспект этого вопроса.

Ключевые слова: Физическая культура, реабилитация детей, лица с ограниченными возможностями, здоровье, физическое воспитание.

The role of adaptive physical culture in the process of rehabilitation of children with a health license.
Annotation

The article considers the relevance of this topic. The pedagogical function in adaptive physical education is considered. The principle of constant increase of the adequate level of effects on the students is considered. In addition to the merits in terms of health promotion, the psychological side of this issue is being raised.

Key words: Physical culture, rehabilitation of children, persons with disabilities, health, physical education.

Достижение увеличения свойства жизни человека с ограниченными возможностями считается важной целью, стоящей перед государством. Это выдвинуло на фронтальный проект науки такой парадокс, как адаптивная физическая культура.

В наше время процесс саморазвития человека ограниченными возможностями исследуют профессора многих секторов науки. Психологи, философы, социологи, преподаватели, общественные специалисты по психологии исследуют всевозможные нюансы сего вопроса, изучают механизмы, рубежи и стадии, моменты социализации.

Трудности самостоятельного развития лиц с ограниченными возможностями, с использованием средств адаптивной физиологической культуры в российской литературе считается не изученной в достаточной степени. Неувязка саморазвития человека с отклонениями психологического и физиологического становления очень обсуждаема как в теории, так и на практике.

По сведениям Организации Объединенных Наций, в мире существует примерно 450 миллионов людей с отклонениями. Это около 10% от доли людей живущих на планете.

Данные всемирной организации здравоохранения говорят, что количество этих жителей в мире уже около 13% (3% людей уже рождены с дефектом интеллектуального развития и 10% людей имеют другие умственные или физические недостатки) в мире в пределах 200 миллионов нетрудоспособных людей [2, с.8].

Инвалидность подразумевает под собой ограничение жизнедеятельности, она содействует утрате человеком способности приспосабливаться к окружающей среде, которая обоснована задержкой развития интеллектуальной деятельности, потерей частичной или полной возможности самообслуживания, общении, овладении в будущем профессиональными способностями [1, с.29]. Освоение детьми, с ограниченными возможностями, общественного навыка, подключение их в уже имеющуюся социальную систему ставит перед обществом ряд добавочных мер, средств и усилий (это имеют все шансы быть особые программы, особые центры по реабилитации, особые учебные заведения). Но проектирование данных способов обязано основываться на познании сути процесса социализации.

Сообразно изучениям научных работников, каждый год возрастает процент россиян, нуждающихся в особом внимании и социализации. Одолевать эти трудности надо вместе. Лишь только так возможно добиться совершенствования физиологического и психологического здоровья, одолеть препятствия недопонимания и обособленности от нормальных людей [4, с.175]. Доброта и упорство – ключевые двигатели прогресса в данном направлении.

Адаптивная физическая культура (далее – АФК) считается одним из средств совершенствования состояния здоровья, социального взаимодействия людей имеющих инвалидность, а еще содействует самосовершенствованию человека. По сведениям организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, всего 3% инвалидов в мире занимаются разными видами физической активности.

АФКэто подраздел физической культуры, в котором используется определенная совокупность эффективных способов физической реабилитации (Закон о ФКС, 2007 г.). АФК ориентирована на выработку положительных реакций в организме, нужные двигательные координации, физические свойства и возможности, нацеленные на жизнеобеспечение, становление и улучшение организма инвалида.

Способом подбора материала для данной статьи стало исследование научной литературы по данной проблеме.

Главными коррекционными целями АФК являются: направление на восстановление, замену и компенсацию утраченных функций организма, улучшение мышечно-суставного чувства, становление самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к общественной интеграции.

АФК, по мнению авторов, ставит следующие задачи: достижение уровня физической подготовки соответствующего возрасту, повышение физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и т.д.; применение методов и средств, содействующих увеличению функциональных возможностей организма; развитие всех функций организма связанные с восстановительной работой.

К. Л. Беккер выделяет четыре общих метода АФК:

Стимуляция – метод

постоянного использования отличающихся от нормы видов деятельности для многостороннего развития личности

;

Компенсация – метод формирования заменителей;

Коррекция – метод

устранения

нарушений;

Подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня

[1

, с.49

]

.

Физическое воспитание выполняет важную педагогическую роль, подготавливая часть населения, с ограниченными возможностями к трудовой деятельности. Данная роль очень актуальна в связи с тем, что после окончания обучения в каком-либо учебном заведении, перед такими людьми, как правило, остро встает вопрос связанный с дальнейшей занятостью и способности к конкуренции на рынке труда, а так же материальной обеспеченностью

Выбор профессий для нетрудоспособного населения содержит свои «подводные камни». Для всех видов нетрудоспособных граждан существуют медицинские критерии профориентации, в которых отражается вид дефекта и степень его тяжести, показания рекомендуемые при выборе дальнейшей специальности и формы труда. Таким образом, круг специальностей нетрудоспособного населения сильно ограничивается. Но все же лица с ограниченными возможностями могут найти место в таких специальностях, как: столяр, слесарь, швея, обувщик, полевод, животновод и т.п. [2, с.4].

Исходя из этого, можно сказать, что физическая культура способствует общей физической подготовке учащихся и как последствие - успешному овладению рабочими специальностями, обретая прикладное значение. Физкультура развивает волевые свойства личности, умение организовывать собственную деятельность соответствующую установленной цели. Имея хорошую физическую форму, интеллектуально отсталые рабочие проще приспосабливаются к производственным условиям и рабочим нагрузкам, позволяет в короткие сроки освоить профессиональные навыки и содействует увеличению производительности труда и, таким образом, способствует нормальной социальной адаптации.

Не считая вышеперечисленных плюсов АФК в плане улучшения здоровья, упражнении двигательных функций и многое другое, невозможно исключить психологический аспект, играющий очень важную роль. Люди с ограниченными возможностями – точно такие же личности, как и люди без каких-либо ограничений, поэтому они в равной степени стремятся самореализоваться во всех жизненных планах.

Иногда человек, получивший в процессе жизни ограниченные возможности, или же с рождения живущий с ними, теряет всякое стремление к жизни, и перестает дальше развиваться как личность. Но такие, на удивление, простые вещи, как упражнения АФК, помогают таким людям снова поверить в себя и вновь пробудить в них потребность в самосовершенствовании. Данному парадоксу есть вполне разумное обоснование.
Все это потому, что здоровье человека занимает более весомое значение меж его жизненных ценностей. Добиться благополучия можно расширяя и реализовывая собственные духовные и физические качества, а так же социальные возможности. В составе благополучия человека лежат две основные составляющие: физическая и духовная [4, с.103].

Физическое и духовное здоровье являются обязательными частями общего человеческого здоровья, которые необходимо постоянно поддерживать в гармонии, обеспечивая высокий уровень здоровья. В данном положении скрывается высокая роль АФК для самосовершенствования людей с ограниченными возможностями.

Люди с ограниченными возможностями, занимающиеся АФК, содействуют укреплению своего здоровья. Такие занятия возвращают ощущение социальной полноценности, а также прежнее стремление к самореализации себя в этом мире, задействуют морально-волевые качества человека. Отсутствие такого рода занятий у этих людей несут деструктивный характер для развития личности, способствуют фиксации на личных недостатках и состоянию угнетенности у личности [5, с.6].

 

 

Список литературы

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2013. – 153c.

2. Батуева А.Э. Значение определения адаптационного потенциала у лиц с отклонениями в состоянии здоровья при проведении занятий адаптивной физической культурой / А.Э. Батуева // Адаптивная физическая культура. 2014. - № 2(18). - 11-13c.

3. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфобиомеханический подход : научно-метод. пособие. – М.: Сов. спорт, 2012. – 45c.

4. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013. 272c.

5. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012. 13c.

6. Ращупкин Г. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2015. -132c.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x