Роль базинга в начальный период обучения игре на трубе | Логинов Николай Александрович . Работа №354522. Номер работы: №354522
В данном докладе рассмотрено применение пока мало используемого в практике «базинга», который помогает педагогу в самый ответственный момент постановки губного аппарата учащегося – в начале обучения игре на инструменте.
Особенности постановки мундштука на губах и общей постановки амбушюра начинающего трубача освещены в данной работе. Автор затрагивает также проблему дыхания, особенно важную в начальный период обучения.
Занятиям базингом нужно посвятить несколько первых уроков, чтобы помочь ученику в усвоении способа складывания губ и извлечения звуков вначале без инструмента. В дальнейшем, для вырабатывания навыка правильной работы амбушюра, нужно также пользоваться этим методом, как бы разыгрываясь перед упражнениями на трубе.
МБУ ДО «Детская школа искусств №3»
Доклад:
«Роль базинга в начальный период обучения игре на трубе»
Подготовил: Логинов Н. А.
Преподаватель духовых и ударных инструментов
г. Липецк, 2024 г.
Введение
В данном докладе рассмотрено применение пока мало используемого в практике «базинга», который помогает педагогу в самый ответственный момент постановки губного аппарата учащегося – в начале обучения игре на инструменте.
Особенности постановки мундштука на губах и общей постановки амбушюра начинающего трубача освещены в данной работе. Автор затрагивает также проблему дыхания, особенно важную в начальный период обучения.
Занятиям базингом нужно посвятить несколько первых уроков, чтобы помочь ученику в усвоении способа складывания губ и извлечения звуков вначале без инструмента. В дальнейшем, для вырабатывания навыка правильной работы амбушюра, нужно также пользоваться этим методом, как бы разыгрываясь перед упражнениями на трубе.
Вопросам дыхания и постановки мундштука на губах уделяется внимание на каждом занятии, поэтому рекомендации, данные в этом докладе помогут их усвоению в совокупности с упражнениями на трубе. Начальный курс постановки аппарата для игры на инструменте ориентировочно рассчитан на 1 – 1,5 года. Работа над художественным репертуаром не входит в круг рассматриваемых задач данной методической работы, хотя подбор пьес на начальном этапе обучения неотделим от успешного усвоения техники игры на инструменте. Поэтому выбор художественного репертуара возлагается на педагога, подбирающего пьесы по мере усвоения учащимся технического материала.
Для более полного изучения техники овладения инструментом следует использовать дополнительную литературу.
РОЛЬ БАЗИНГА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
В начале обучения игре на трубе педагог должен объяснить и, желательно, показать ученику, каким образом складываются губы в момент извлечения звука без инструмента. Необходимо рассказать о том, что звук формируется вследствие вибрации верхней и нижней губ. После проведения теоретических занятий несколько уроков нужно посвятить постановке мундштука на губах. Нет необходимости начинать занятия сразу на инструменте. Правильное звукоизвлечение является основой для дальнейшего обучения, поэтому педагог должен настойчиво и последовательно воспитывать у ученика навык чёткой и ясной атаки (атака – момент возникновения звука).
В книге «Методика обучения игре на трубе» Ю. А. Усов говорит: «Умение играть на одном мундштуке — также одно из важных условий воспитания профессионального амбушюра трубача». Этот приём исполнения в зарубежной методике получил название «базинг». Понятие происходит от английского «buzzing», что означает «жужжать, гудеть».
Метод проведения постановочных занятий по обучению игре только на мундштуке был известен в России ещё в прошлом веке. Видный корнетист, профессор Петербургской консерватории В. Вурм в своей «Школе» писал, что «упражняться в извлечении звука следует сначала на одном мундштуке, потом, когда ученик усвоил основные навыки его постановки на губах, переходить к занятиям на трубе». Те же рекомендации были даны и в других его работах: «Метод для обучения в войсках на сигнальном рожке» (1876 г.), «Метод для обучения в войсках на кавалерийской трубе» (1879 г.). За рубежом этот приём получил название «русского» и был широко распространён, особенно в США и Англии.
Позднее приём игры на мундштуке был рекомендован в «Первоначальной прогрессивной школе для трубы» в 4-х частях (1946-1953) известного советского трубача, солиста ГАБТа, профессора Московской консерватории М. И. Табакова.
Метод первоначального обучения игре на одном мундштуке активно поддерживают зарубежные авторы методических пособий, педагоги и известные исполнители. Многие профессиональные исполнители на духовых инструментах используют базинг в качестве ежедневных упражнений. Это даёт возможность поддерживать губы в хорошей форме при длительных перерывах в занятиях на инструменте (во время каникул, из-за травмы губ и др.).
Данный метод полезен для исполнителей и в тех случаях, когда отсутствуют необходимые условия для того, чтобы хорошо разыграться перед выступлением.
Ежедневные занятия базингом перед игрой на инструменте, хотя бы в течении нескольких минут, дают возможность даже опытным музыкантам совершенно без всяких нагрузок и давления на губы заставить их работать, согреть губные мышцы. Это как лёгкая разминка перед утренней гимнастикой.
Несмотря на то, что метод базинга пока не получил широкого практического применения в педагогической практике, польза его в первоначальном периоде обучения огромна. Для выработки правильной вибрации губ полезны ежедневные «гудящие» упражнения, выполняемые без прикосновения к мундштуку. Для того, чтобы издать звук одними губами, нужно собрать мышцы, т.е. подтянуть углы рта к центру, послать кончиком языка струю воздуха, имитируя в момент атаки слог «ту». Если губы не вибрируют при произношении этого слога, упражнение повторяют с изменением напряжения до начала свободной вибрации губ. Начинать звук можно с любой доступной для свободного воспроизведения ноты, но в среднем или нижнем регистрах, чтобы не зажимать мышцы губ и лица (упражнения в школе Ю. А. Усова). Эти упражнения развивают мышцы уголков рта и приучают губы принимать наилучшее для свободной вибрации положение. Но свободное тренировочное «гудение» и игра на инструменте значительно различаются между собой, так как при приёме прикосновения мундштука к губам меняется их положение при выдохе. Без изменения остаётся только положение уголков рта. А поскольку именно уголки рта участвуют в правильной вибрации губ, упражнения без инструмента полезны. Продолжительность гудящего звука произвольна и зависит от длительности выдоха учащегося. Достаточно делать такие упражнения ежедневно не более 1-2 раза по 3-5 минут, чтобы губы не потеряли чувствительность.
Упражнения с мундштуком относятся к числу полезных и важных для начинающего трубача, поэтому в начальный период обучения педагог не должен форсировать постановку мундштука на губах. Следует избегать чрезмерного давления мундштука на губы, держать его нужно за край ножки большим и указательным пальцем левой руки, свободно, не зажимая. Взяв любой звук губами, нужно, не прекращая вибрации, продолжить его при помощи мундштука. При этом извлечение верхних звуков значительно облегчается. Это происходит потому, что поля останавливают вибрацию губ, отчего звук становится более высоким, подобно укороченной пальцем струне.
На первых занятиях для более точной настройки на звуки определённой высоты целесообразно использовать рояль. С этой целью педагог вместе с концертмейстером работают в доступном для ученика регистре. Это вырабатывает точное ощущение высоты звука, мышечную память, точность интонации, что очень важно для стройной игры на трубе. Занятиям на мундштуке нужно уделять довольно много времени и не спешить переходить к занятиям на трубе. Большую трудность представляет собой вырабатывание правильного давления мундштука на губы. Как говорилось выше, упражняться лучше всего в среднем или нижнем регистрах (от «до», «соль» и выше). От степени прижатия мундштука к губам зависит качество звука. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы звук был чистым, без шипа. Если чрезмерно давить мундштуком на губы, звук будет сдавленным, слабым, а мышцы губ зажатыми и неэластичными. При слишком слабом давлении мундштука звук становится вялым, неустойчивым, неплотным. При переходе от звука к звуку в нижнем регистре давление следует несколько ослабить, уголки рта двигать от центра, а при переходе в верхний регистр уголки губ следует двигать к центру, скорость воздушной струи при этом увеличивать. Излишнее давление мундштука на губы не способствует правильному развитию амбушюра. На начальной стадии обучения возникает и другая, не менее важная проблема – динамика звука. Когда обучающийся ещё не овладел умением извлекать из мундштука звуки, рекомендуется использовать достаточно высокий по динамике уровень звучания за счёт подачи более интенсивной струи воздуха в мундштук. При этом губы должны быть собранными. В процессе овладения техникой звукоизвлечения надо добиваться устойчивого звука, прежде всего за счёт максимальной вибрации губ и ровной, без толчков, струи выдыхаемого воздуха.
Итак, при извлечении звука на одном мундштуке педагог должен следить за плотно собранным губами ученика, чёткой и ровной атакой, непрерывно выпускаемой струи воздуха. Надо помнить о том, что для извлечения плотного, устойчивого звука с естественной, свободной вибрацией губ, в мундштуке должно собираться наибольшее количество мышечной ткани.
В связи с тем, что основная часть губных мышц скрыта под чашечкой мундштука, во время занятий трудно наблюдать за их работой – вибрацией, направлением струи воздуха. С этой целью рекомендуется использовать так называемый «визуалайзер» (обрезная чашка мундштука). Кроме того, полезны занятия с ним перед зеркалом, где можно видеть весь процесс работы губного аппарата.
На начальном этапе обучения непременно нужно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Полезно повторить в несколько приёмов с перерывами одно упражнение. Время проигрывания упражнения и паузы должны быть примерно одинаковыми. Это необходимо для восстановления губных тканей.
Можно задать упражнение на дом для повторения утром и вечером по 5-10 минут.
Таким образом, от урока к уроку, закрепляя навыки звукоизвлечения, учащийся постепенно развивает устойчивость губных мышц. Это координированная работа губ и дыхания будет способствовать усвоению в более короткий срок навыков правильного звукоизвлечения и интонационной устойчивости, уже непосредственно при игре на инструменте.
Список используемой литературы:
Арбан
Ж.
Полная школа игры на корнет-а-пистоне и трубе
: учебное пособие/Ж.Б.
Арбан
; редакция И.Г. Орвида. – 3е изд., – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020 г.
Баласанян
С. Школа игры на трубе: редактор Н. Яворский. – 3е изд., – Москва «Музыка», 1988 г.
Докшицер
Т.А. Система компле
ксных упражнений трубача. – Москва
«
Музыка
»
, 1985
г
.
Лютак
Л. Школа для трубы. – Краков, 1971 г.
Митронов
А.П. Школа игры на трубе. - Ленинград: Музыка, 1986
г.
Селянин А. Роль
базинга
в ежедневных занятиях трубача. - В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 4. - М.: Музыка, 1983
г
.
Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. –
Москва
«
Музыка
»
,
1984 г.
Усов Ю.
Мундштук и губной аппарат трубача // Вопросы методики начального музыкального образования / Под ред. В.
Натансона
и В. Руденко. – Москва, 1981 г.