Роль библиотекаря в развитии информационной культуры у студентов как нового типа культуры | Ковязина Ольга Анатольевна. Работа №341908
Аннотация. Статья посвящена роли педагога-библиотекаря в развитии информационной культуры у студентов как новой формы культуры, которая необходима для успешной учебной и профессиональной деятельности в современном мире. Рассматриваются ключевые задачи библиотекаря в формировании информационных навыков у обучающихся, значение информационной культуры в образовательном процессе и методы её развития. Также уделяется внимание вызовам, с которыми сталкиваются данные специалисты в условиях стремительного развития технологий и информационных ресурсов.
Ключевые слова: информационная культура, педагог-библиотекарь, студенты, образовательный процесс, информационные навыки, цифровые ресурсы.
РОЛЬ БИБЛИОТЕКАРЯ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ КАК НОВОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ
Ковязина Ольга Анатольевна, педагог-библиотекарь
ГАПОУ СО «Нижнетагильский торгово-экономический колледж»
Аннотация. Статья посвящена роли педагога-библиотекаря в развитии информационной культуры у студентов как новой формы культуры, которая необходима для успешной учебной и профессиональной деятельности в современном мире. Рассматриваются ключевые задачи библиотекаря в формировании информационных навыков у обучающихся, значение информационной культуры в образовательном процессе и методы её развития. Также уделяется внимание вызовам, с которыми сталкиваются данные специалисты в условиях стремительного развития технологий и информационных ресурсов.
Ключевые слова: информационная культура, педагог-библиотекарь, студенты, образовательный процесс, информационные навыки, цифровые ресурсы.
Информационная культура — это комплекс навыков и умений, необходимых для эффективного поиска, анализа, оценки и использования информации. В условиях информационного общества развитие информационной культуры становится важной задачей не только для студентов, но и для образовательных учреждений. Педагог-библиотекарь играет ключевую роль в формировании этой культуры, помогая обучающимся ориентироваться в огромном потоке информации и использовать её с пользой для учебной и профессиональной деятельности.
Современные студенты сталкиваются с необходимостью обработки большого количества информации, часто представленной в цифровом виде. Это требует от них не только технических навыков, но и умения критически оценивать источники, различать достоверную информацию от ложной и эффективно применять её для решения учебных задач. В этой связи роль педагога-библиотекаря выходит за рамки традиционного понимания и включает в себя широкий спектр педагогических функций.
Информационная культура студентов — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с информацией. Она включает в себя следующие аспекты.
Способность находить нужную информацию в различных источниках, как традиционных (книги, журналы), так и цифровых (электронные библиотеки, базы данных).
Способность оценивать достоверность, актуальность и релевантность найденной информации.
Понимание правовых и этических аспектов работы с различными материалами, включая соблюдение авторских прав и цитирование источников.
Умение работать с разнообразными цифровыми инструментами и ресурсами, использовать информационные технологии в учебной и научной работе.
Развитие информационной культуры является важным аспектом подготовки студентов к успешной учебной деятельности и последующей профессиональной карьере. Педагог-библиотекарь в этом процессе выступает как наставник и проводник, помогая им формировать необходимые навыки и ориентироваться в современном информационном пространстве.
Педагог-библиотекарь занимает уникальное место в образовательном процессе, объединяя функции информационного специалиста и учителя. Его роль в развитии информационной культуры студентов включает несколько ключевых аспектов.
Библиотекарь помогает студентам освоить эффективные стратегии поиска информации, использовать различные источники и базы данных. Это включает в себя обучение работе с каталогами, цифровыми библиотеками, академическими ресурсами и интернет-поисковиками.
В условиях информационного изобилия важно не только находить информацию, но и уметь её критически оценивать. Библиотекарь учит студентов различать правдивые источники от недостоверных, распознавать признаки фальшивой или манипулятивной информации и принимать обоснованные решения на основе полученных данных.
Одним из важных аспектов информационной культуры является соблюдение академической честности. Данный специалист проводит работу по разъяснению правил цитирования, использования источников и предупреждению плагиата. Это помогает обучающимся понять важность соблюдения этических норм в академической среде.
Значительную роль играет и интеграция информационных ресурсов в образовательный процесс. Педагог-библиотекарь активно участвует в разработке учебных программ, внедряя в них использование современных цифровых материалов. Это может включать создание и управление электронными библиотеками, разработку онлайн-курсов и учебных пособий, а также организацию доступности различных цифровых ресурсов для студентов.
Современные педагоги-библиотекари сталкиваются с рядом вызовов в процессе формирования информационной культуры студентов. Одним из таких вызовов является быстрый темп развития технологий и информационных ресурсов, что требует постоянного обновления знаний и навыков самого специалиста. Кроме того, важно учитывать различия в уровне информационной грамотности среди учащихся, что требует индивидуального подхода и гибкости в образовательном процессе.
Перспективы развития информационной культуры у студентов связаны с активным использованием новых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, а также с внедрением инновационных методик обучения. Педагог-библиотекарь должен не только следить за развитием этих технологий, но и активно использовать их в своей работе, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Таким образом, роль педагога-библиотекаря в развитии информационной культуры студентов становится всё более значимой в условиях информационного общества. От его профессионализма и педагогического мастерства зависит, насколько успешно обучающиеся смогут ориентироваться в мире информации, критически её оценивать и использовать для достижения своих учебных и профессиональных целей. Важно, чтобы педагог-библиотекарь постоянно совершенствовал свои навыки и был готов к вызовам, которые приносит современный мир.
Список литературы
Вохрышева
, М.Г. Библиография и культура: новые векторы взаимодействия / М. Г.
Вохрышева
// Библиография в пространстве культуры: сб. науч. ст. - Самара: СГАКИ, 2010.
Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учеб. -метод. пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева. - М.:
Либерея-Бибинформ
, 2007
.