Название статьи:
Роль деепричастий в нашей речи. | Кульчикова Надежда Андреевна. Работа №319684
Дата публикации:
29.08.2023
Автор:
Кульчикова Надежда Андреевна
Описание:
«У каждой речи свои достоинства».
А.М. Пешковский
Предлагаю вам, следуя требования сегодняшнего дня по подготовке к ОГЭ, работу по подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. Для успешного написания данного сочинения необходима большая предварительная работа.
- Обратите внимание: сочинение на лингвистическую тему!
- О чём мы будем писать сочинение?
- Как вы считаете, о какой единице языка пойдёт сегодня речь?
(Деепричастие, т.к. закончили изучение этой части речи).
Стратегическая задача:
Научиться построению доказательной части текста - рассуждения!
Разработка урока по русскому языку. 7 КЛАСС. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Маркс Саратовская область
Кульчикова Н.А.
УМК: учебник Русский язык. 7 класс для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Тема: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Роль деепричастий в нашей речи.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи урока:
Обучающая: отработать алгоритм подготовки построения сочинения – рассуждения, умение находить яркие языковые единицы в исходном тексте.
Развивающая: развивать умение выстраивать аргументы в рассуждении; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Обеспечение занятия: презентация, наглядные средства, опорные карты
У каждой речи свои достоинства.
А.М. Пешковский
I. Приветствие:
Слово учителя:
Сегодня я предлагаю вам, следуя требования сегодняшнего дня по подготовке к ОГЭ, продолжить работу по подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. Для успешного написания данного сочинения необходима большая предварительная работа.
- Обратите внимание: сочинение на лингвистическую тему!
- О чём мы будем писать сочинение?
- Как вы считаете, о какой единице языка пойдёт сегодня речь?
(Деепричастие, т.к. закончили изучение этой части речи).
II. Постановка цели урока:
- Выдающийся учёный А.М. Пешковский сказал: У каждой речи свои достоинства.
Любая единица языка обладает только ей присущими грамматическими признаками и лексико - семантическими значениями.
- Исходя из этого, определите, каковы основные задачи и цель сегодняшнего урока?
1. Повторить лексико – грамматические признаки деепричастия, структуру текста – рассуждения.
2.Учиться определять коммуникативную задачу деепричастий в конкретном тексте.
3. Стратегическая задача:
Научиться построению доказательной части текста - рассуждения!
- Запишите тему урока!
III. Актуализация опорных знаний:
- Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
У каждой речи есть свои достоинства.
- Как вы считаете, можно ли сказать так о деепричастии?
(Несомненно, это относится и такой удивительной части речи, как деепричастие).
Ученица представляет небольшой творческий проект - лингвистическая сказка:
Удивительная страна Морфология.
В очень умной и веселой стране Морфологии жил Глагол. Никогда не сидел он без дела,
читал, писал, веселил, подбадривая друзей. Его любили все части речи. Особенно Существительное, Наречие, Местоимение, Числительное. Они любили вместе обсуждать разные проблемы, думали о будущем.
У Глагола было две дочери — Причастие и Деепричастие. Первая, совсем как отец, вечно была занята. Прочитанная книга уже лежит на полке, а она, раскрасневшаяся, ищет другую. Задумавшаяся, в кругу друзей, существительных, местоимений, обсуждает, как они будут встречать праздник.
Деепричастие же робко оглядывалась на отца, боялась сделать самостоятельный шаг. Глагол, улыбаясь, рассказывал сказку. Усевшись за столом, расспрашивал о новостях. Вечером, уходя спать, желал всем спокойной ночи. Скоро все привыкли к тому, что Деепричастие — особенная дочь, она не могла существовать без своего отца. А Глагол любил больше всех на свете свою беззащитную дочь.
Фронтальный опрос:
- Как вы понимаете фразы из сказки?
О каких морфологических признаках деепричастия повествуется в сказке?
(Деепричастие обозначает добавочное действие при основном глаголе. Имеет глагольные признаки: вид и время. В отличие от причастия, оно неизменяемое).
- Ребята, а давайте посмотрим, какова же роль деепричастий в тексте?
IV. Усвоение нового материала.
1. - Чтение стихотворения.
(Заранее подготовленный ученик читает текст).
Стихотворение Лодорский водопад
Оно написано английским поэтом Робертом Саути.
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
2. Беседа по тексту:
- Удивительная миниатюра!
- Это необычное не только по содержанию, но и по построению стихотворение! Почему?
( Фигурное стихотворение в форме ВОДОПАДА! Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды).
В тексте - 49 деепричастий, один деепричастный оборот!!!
- Можете ли вы найти лишнее деепричастие, не касающееся описания водопада? (нет)
- Обратите внимание, какая форма деепричастий? (несов. вид, наст. время?)
- Почему? (вода и сейчас бурлит, клокочет, движется…)
3. Работа над сочинением:
- Ребята, обратите внимание, у каждого из вас на столе небольшая памятка структуры текста – рассуждения.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какая -либо мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах. Оно состоит из трёх частей:
I Тезис (убеждение, которое требует доказательств)
II Доказательство
Аргумент -1 факт, который мы берём из исходного текста.
Аргумент -2 пример
III Вывод, который солидарен со вступлением.
- Выразительно прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы считаете, можно ли эти слова взять за тезис? (Да).
Тезис: У каждой речи свои достоинства.
Внимание! Логическая ступенька!
Небольшой комментарий фразы автора (объяснение мысли автора, формулировка того, о чём будете писать в доказательной части).
- Существует 2 способа формулировки проблемы:
(таблица напоминания на доске).
В виде каскада вопросов:
Можно ли так сказать о деепричастии? Какими же достоинствами обладает деепричастие?
Обычное вступление:
Я согласен с мнением выдающегося учёного. Докажем это на примере деепричастия.
1). Работа в группах:
- А теперь в группах сформулируйте свой грамотный и доказательный аргумент, (Группа, создавшая лучший аргумент, получает выше на балл оценку).
Доказательство:
А-1. Во-первых, деепричастие в данном тексте добавляет к основному действию глагола множество действий, происходящих одновременно с падением воды. Деепричастия несовершенного вида, настоящего времени передают картину бесконечно бегущих вод красивейшего природного явления.
- Прочитайте свои аргументы!
2 часть работы с текстом:
Физминутка! Закройте глаза, расслабьтесь и мысленно перенеситесь к красивейшему водопаду! Представьте себя у водопада!
(Звук водопада)
2). Работа в парах:
- Чтобы выдвинуть весомы аргумент, давайте определим, а какая коммуникативно - смысловая задача в тексте успешно разрешается автором с помощью деепричастий?
- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) динамике движения (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
3). Конкурсное задание: Каковы выразительные возможности деепричастий в тексте:
- Кто же самый внимательный читатель? (Получает выше балл!)
(Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы).
- Какие яркие выразительные средства использует автор? (Антитеза и олицетворение, звукопись и т.д.)
- Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт?
- Какими человеческими качествами характеризует поэт водопад? (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя). Какой это приём?
- Устно сформулируйте 2 аргумент:
- Какую коммуникативную задачу выполняют деепричастия в данном тексте?
А-2. Во – вторых, деепричастия, дорисовывают действия. Например, деепричастия журча, шипя, шелестя… передают меняющийся звук водопада. А олицетворение ворча, обнимаясь, смеясь и ласкаясь…. создаёт образ зримой живой природы.
Вывод: Несомненно, деепричастие - одно из самых значимых и красивейших частей речи в русском языке!
- Как не вспомнить слова великого классика: Нам дан во владение самый могучий русский язык!
V. Рефлексия:
- Что, по-вашему, вам удалось понять на уроке, над чем вам ещё надо поработать?
- К кому бы из ребят ты обратился за помощью? Как ты оцениваешь его знания?
VI. Домашнее задание: Отредактировать собранный материал, написать сочинение на тему: Роль деепричастий в тексте. (70 слов)
VII. Итоги урока:
Скачать работу
Кульчикова Н.А.
УМК: учебник Русский язык. 7 класс для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Тема: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Роль деепричастий в нашей речи.
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи урока:
Обучающая: отработать алгоритм подготовки построения сочинения – рассуждения, умение находить яркие языковые единицы в исходном тексте.
Развивающая: развивать умение выстраивать аргументы в рассуждении; совершенствовать речевые умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Обеспечение занятия: презентация, наглядные средства, опорные карты
У каждой речи свои достоинства.
А.М. Пешковский
I. Приветствие:
Слово учителя:
Сегодня я предлагаю вам, следуя требования сегодняшнего дня по подготовке к ОГЭ, продолжить работу по подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. Для успешного написания данного сочинения необходима большая предварительная работа.
- Обратите внимание: сочинение на лингвистическую тему!
- О чём мы будем писать сочинение?
- Как вы считаете, о какой единице языка пойдёт сегодня речь?
(Деепричастие, т.к. закончили изучение этой части речи).
II. Постановка цели урока:
- Выдающийся учёный А.М. Пешковский сказал: У каждой речи свои достоинства.
Любая единица языка обладает только ей присущими грамматическими признаками и лексико - семантическими значениями.
- Исходя из этого, определите, каковы основные задачи и цель сегодняшнего урока?
1. Повторить лексико – грамматические признаки деепричастия, структуру текста – рассуждения.
2.Учиться определять коммуникативную задачу деепричастий в конкретном тексте.
3. Стратегическая задача:
Научиться построению доказательной части текста - рассуждения!
- Запишите тему урока!
III. Актуализация опорных знаний:
- Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
У каждой речи есть свои достоинства.
- Как вы считаете, можно ли сказать так о деепричастии?
(Несомненно, это относится и такой удивительной части речи, как деепричастие).
Ученица представляет небольшой творческий проект - лингвистическая сказка:
Удивительная страна Морфология.
В очень умной и веселой стране Морфологии жил Глагол. Никогда не сидел он без дела,
читал, писал, веселил, подбадривая друзей. Его любили все части речи. Особенно Существительное, Наречие, Местоимение, Числительное. Они любили вместе обсуждать разные проблемы, думали о будущем.
У Глагола было две дочери — Причастие и Деепричастие. Первая, совсем как отец, вечно была занята. Прочитанная книга уже лежит на полке, а она, раскрасневшаяся, ищет другую. Задумавшаяся, в кругу друзей, существительных, местоимений, обсуждает, как они будут встречать праздник.
Деепричастие же робко оглядывалась на отца, боялась сделать самостоятельный шаг. Глагол, улыбаясь, рассказывал сказку. Усевшись за столом, расспрашивал о новостях. Вечером, уходя спать, желал всем спокойной ночи. Скоро все привыкли к тому, что Деепричастие — особенная дочь, она не могла существовать без своего отца. А Глагол любил больше всех на свете свою беззащитную дочь.
Фронтальный опрос:
- Как вы понимаете фразы из сказки?
О каких морфологических признаках деепричастия повествуется в сказке?
(Деепричастие обозначает добавочное действие при основном глаголе. Имеет глагольные признаки: вид и время. В отличие от причастия, оно неизменяемое).
- Ребята, а давайте посмотрим, какова же роль деепричастий в тексте?
IV. Усвоение нового материала.
1. - Чтение стихотворения.
(Заранее подготовленный ученик читает текст).
Стихотворение Лодорский водопад
Оно написано английским поэтом Робертом Саути.
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
2. Беседа по тексту:
- Удивительная миниатюра!
- Это необычное не только по содержанию, но и по построению стихотворение! Почему?
( Фигурное стихотворение в форме ВОДОПАДА! Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды).
В тексте - 49 деепричастий, один деепричастный оборот!!!
- Можете ли вы найти лишнее деепричастие, не касающееся описания водопада? (нет)
- Обратите внимание, какая форма деепричастий? (несов. вид, наст. время?)
- Почему? (вода и сейчас бурлит, клокочет, движется…)
3. Работа над сочинением:
- Ребята, обратите внимание, у каждого из вас на столе небольшая памятка структуры текста – рассуждения.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какая -либо мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах. Оно состоит из трёх частей:
I Тезис (убеждение, которое требует доказательств)
II Доказательство
Аргумент -1 факт, который мы берём из исходного текста.
Аргумент -2 пример
III Вывод, который солидарен со вступлением.
- Выразительно прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы считаете, можно ли эти слова взять за тезис? (Да).
Тезис: У каждой речи свои достоинства.
Внимание! Логическая ступенька!
Небольшой комментарий фразы автора (объяснение мысли автора, формулировка того, о чём будете писать в доказательной части).
- Существует 2 способа формулировки проблемы:
(таблица напоминания на доске).
В виде каскада вопросов:
Можно ли так сказать о деепричастии? Какими же достоинствами обладает деепричастие?
Обычное вступление:
Я согласен с мнением выдающегося учёного. Докажем это на примере деепричастия.
1). Работа в группах:
- А теперь в группах сформулируйте свой грамотный и доказательный аргумент, (Группа, создавшая лучший аргумент, получает выше на балл оценку).
Доказательство:
А-1. Во-первых, деепричастие в данном тексте добавляет к основному действию глагола множество действий, происходящих одновременно с падением воды. Деепричастия несовершенного вида, настоящего времени передают картину бесконечно бегущих вод красивейшего природного явления.
- Прочитайте свои аргументы!
2 часть работы с текстом:
Физминутка! Закройте глаза, расслабьтесь и мысленно перенеситесь к красивейшему водопаду! Представьте себя у водопада!
(Звук водопада)
2). Работа в парах:
- Чтобы выдвинуть весомы аргумент, давайте определим, а какая коммуникативно - смысловая задача в тексте успешно разрешается автором с помощью деепричастий?
- Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) динамике движения (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
3). Конкурсное задание: Каковы выразительные возможности деепричастий в тексте:
- Кто же самый внимательный читатель? (Получает выше балл!)
(Если учащиеся затрудняются, можно задать наводящие вопросы).
- Какие яркие выразительные средства использует автор? (Антитеза и олицетворение, звукопись и т.д.)
- Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт?
- Какими человеческими качествами характеризует поэт водопад? (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя). Какой это приём?
- Устно сформулируйте 2 аргумент:
- Какую коммуникативную задачу выполняют деепричастия в данном тексте?
А-2. Во – вторых, деепричастия, дорисовывают действия. Например, деепричастия журча, шипя, шелестя… передают меняющийся звук водопада. А олицетворение ворча, обнимаясь, смеясь и ласкаясь…. создаёт образ зримой живой природы.
Вывод: Несомненно, деепричастие - одно из самых значимых и красивейших частей речи в русском языке!
- Как не вспомнить слова великого классика: Нам дан во владение самый могучий русский язык!
V. Рефлексия:
- Что, по-вашему, вам удалось понять на уроке, над чем вам ещё надо поработать?
- К кому бы из ребят ты обратился за помощью? Как ты оцениваешь его знания?
VI. Домашнее задание: Отредактировать собранный материал, написать сочинение на тему: Роль деепричастий в тексте. (70 слов)
VII. Итоги урока: