Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР при формировании грамматического строя речи старших дошкольников. ☼

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шкляр Светлана Анатольевна
В статье рассматривается понятие грамматического строя речи,пути его формирования у старших дошкольников 5-6 лет,анализируется роль дидактических игр,влияющих на развитие грамматических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Статья:" Роль дидактических игр и упражнений при формировании грамматического строя речи старших дошкольников пяти-шести лет."

Автор: воспитатель Шкляр Светлана Анатольевна(IКК)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-Детский сад комбинированного вида№5"Рябинка"Барабинского района Новосибирской области(МКДОУ№5"Рябинка",г.Барабинск)

 


Роль дидактических игр и упражнений при формировании грамматического строя речи старших дошкольников пяти-шести лет.

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие грамматического строя речи русского языка, пути его формирования у старших дошкольников 5-6 лет, анализируется роль дидактических игр, влияющие на развитие грамматических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дидактическая игра, грамматический строй речи.

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребёнка к обучению в школе. Поэтому важно заботится о формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в детском саду, так и в семье.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, надо ещё понять грамматические отношения между этими словами. Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности детей, сложностью грамматической системы русского языка, но и трудностями его усвоения.

Грамматика-наука о строе языка, о его законах. Она представляет собой "систему систем", объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Чтоб сформировать навыки грамматики, значит научить детей правильно изменять слова по грамматическим категориям, образовывать новые слова, строить предложения и использовать в речи разные их типы.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Ф.А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь детей развивается на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. По словам психолингвиста Д. Сдобина, "усвоение грамматики связанно когнитивным развитием ребёнка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления". Процессы анализа, синтеза, абстракции приводят к усвоению грамматических значений слов.

В период 5-6 года жизни важно формировать стремление к правильности своей речи и потребностей узнавать грамматические нормы. Опираясь на задачи формирования грамматического строя речи, старшие дошкольники должны уметь: - согласовывать существительные с другими частями речи; - согласовывать слова в предложении, строить разные синтаксические конструкции; пользоваться несклоняемыми существительными; - образовывать однокоренные слова (по образцу), названия детёнышей животных во мн.ч. (жеребята); - различать и активизировать глаголы "надеть", "одеть", употреблять в разных формах глагол "хотеть".

Трудности усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, сложностью грамматической системы языка. При общении с детьми педагог выясняет, в каких грамматических формах дошкольники допускают ошибки, повседневно наблюдает за их речью. Причины грамматических ошибок в области грамматики определяются различными факторами: - общими психофизиологическими закономерностями развития; - скудным запасом знаний об окружающем мире; - неблагоприятном влиянии окружающей речевой среды (неправильной речи родителей), - педагогической запущенностью.

Под формированием грамматических навыков в повседневном общении понимают именно исправление ошибок, основные положения которых таковы: - исправление способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, как надо говорить правильно; - не повторять неправильную форму, а подумать, как сказать правильно; - ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно; - детей следует учить слышать ошибки и самостоятельно их исправлять (образец - правильная речь одного из детей или воспитателя); - необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником:

а) ребёнок чем-то огорчён, жалуется воспитателю, хочет помощи, совета, но допускает речевую ошибку;

б) ребёнок играет, он возбуждён, что-то говорит, делает ошибки в речи и т.п.

Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического строя речи старших дошкольников. Данные игры активизируют поисковую деятельность ребёнка, воспитывают чуткость к языковой форме. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры служат неотъемлемой частью занятия. Руководя игрой во время речевых занятий, воспитатель через игровые действия с наглядным материалом, при помощи словесных пояснений, указаний, повторений направляет внимание детей, уточняет их представления, способствует развитию речи, овладению различными формами грамматики. Дидактические игры и упражнения следует проводить непринуждённо, живо и эмоционально, чтобы дети не утомлялись, не снижалась их умственная активность, не падал интерес. В часы отведённые для игр, во второй половине дня, в распоряжение детей даётся разнообразный дидактический материал: панно "Поляна родственных слов", игры: "Поварёнок", "Чудесный мешочек", "Лесное царство" и т.д. Педагог должен подбирать ряд игр и упражнений, способствующих закреплению трудных слов, словосочетаний и построению предложений.

В дидактической игре "Три линейки" дошкольники должны правильно поставить предметы на верхней, средней, нижней линейках (им. существительные ж.р., м.р., ср. р.). Старшие дошкольники упражнялись ещё и в правильном употреблении несклоняемых имён существительных. Дидактическая игра " Что это?" (изображение одного пальто и несколько). Картинки убираем, ребята дают правильный ответ: "Какой картинки нет?" (одного пальто, двух пальто).

Особое внимание в работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо уделить формированию ориентировки в пространстве, пространственных отношений, передаваемых предлогами. Дидактические игры " Что изменилось?", "Где кто?", "Где что?" и т. п.

В работе со старшими дошкольниками необходимо акцентировать внимание на обучении типичным способам образования слов (наименований посуды: сахарница; детёнышей животных: лисята – дидактические игры "В гостях у куклы", " Что, где храним?", "У кого кто?"), образование слов по образцу на базе однокоренных слов – дидактические игры "Грибное царство", "Домашнее варенье").

Для введения в речь глаголов разного вида важен прием фиксированной ситуации действие-речь. Дидактические игры: "Раз, два, три, четыре, пять – мы хотим играть!", "Загадай желание". Работу над употреблением глаголов (надевать, одевать) следует проводить по предметным картинкам (надевают: пальто, одевать человека).

Работая над формированием грамматически правильной речи, необходимо совершенствовать и синтаксическую сторону речи дошкольников. Для составления предложений со значением противопоставления можно использовать пары картинок с изображением противоположных сюжетов (Папа держит шары, а Ваня отпустил их). Знакомить детей с конструкцией сложноподчиненного предложения лучше начинать с рассказывания сказки Рыбакова "Два гнома" (Почему и Потому): - Почему колесо катится? – Потому что оно круглое. Другие дидактические: "Телефон", "Где ошибка?". Большие трудности возникают в работе с детьми по обучению высказыванию одной мысли разными словами: "Дети веселятся, - Дети рады". По другой картинке дошкольники аналогично составляют подобные предложения.

Некоторые дидактические игры важно проводить в сочетании с пересказом коротких текстов, составлением рассказов творческого характера. Воспитатель должен фиксировать своё внимание на возникающих детских речевых ошибках, чтобы в дальнейшем успешно исправлять их на занятиях, во время проведения игр и в повседневной жизни детей. Важной особенностью работы по развитию грамматически правильной речи дошкольников 5-6 лет является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития детей; - сформулировать у родителей желание помочь своему ребёнку; - уметь правильно реагировать на проблемы (грамматические ошибки), помогать преодолевать их. В этих целях педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение). "Играть с детьми на кухне","Сварим варенье" (из яблок - яблочное), "Что я видел?"). Очень полезно коллективное чтение в семье, разыгрывание сказок, заучивание стихотворений.

Совместное взаимодействие нужно выстраивать в процессе личностно-ориентированного общения с целью выработки стратегии и тактики дальнейшей работы, которая осуществляется через следующие формы:

1) информационно - наглядный материал (тематический уголок: " Говори правильно, играя");

2) консультации: "Сборник игр в домашних условиях");

3) родительские собрания;

4)беседы с родителями;

5) "открытые дни " для просмотра занятий.

Не зря бытует мнение: " Игра - вещь полезная, игра с родителями - вещь особо полезная! Систематическая работа по формированию грамматического строя речи старших дошкольников 5-6 лет даёт свои результаты. Дети умеют самостоятельно образовывать названия детёнышей животных по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. На данном возрастном этапе дошкольники умеют правильно пользоваться неизменяемыми существительными, согласовывать их с другими частями речи; различать и активизировать в речи глаголы "надеть" ("одеть"), соблюдать правильность употребления глагола "хотеть".

Овладев синтаксической стороной речи, старшие дошкольники правильно строят простые распространённые предложения, используют в речи ССП и СПП. Ребята научились исправлять ошибки в речи товарищей, следить за собственным произношением, вслушиваться в слова воспитателей, родителей. Наряду с тем, что в речевом запасе детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм, формированию которых помогают дидактические игры и упражнения. Этому способствовала целенаправленная работа с семьями воспитанников, благодаря чему педагогический коллектив ДОУ добивается понимания родителями необходимого формирования грамматического строя в речевом развитии старших дошкольников 5-6 лет.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×