Роль дидактической игры в развитии познавательных процессов у детей с ОВЗ среднего школьного возраста | Хлепитько Галина Николаевна. Работа №344371
Аннотация. Статья посвящена роли дидактической игры в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего школьного возраста. Рассматриваются основные преимущества использования дидактических игр в образовательном процессе, их влияние на мотивацию и активность учащихся, а также на развитие когнитивных навыков. Особое внимание уделяется выбору игр в зависимости от индивидуальных особенностей детей и интеграции игровых методик в учебный процесс.
Ключевые слова: дидактическая игра, познавательные процессы, дети с ОВЗ, средний школьный возраст, когнитивное развитие, мотивация.
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Хлепитько Галина Николаевна, учитель
КГОБУ «Ракитненская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Аннотация. Статья посвящена роли дидактической игры в развитии познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего школьного возраста. Рассматриваются основные преимущества использования дидактических игр в образовательном процессе, их влияние на мотивацию и активность учащихся, а также на развитие когнитивных навыков. Особое внимание уделяется выбору игр в зависимости от индивидуальных особенностей детей и интеграции игровых методик в учебный процесс.
Ключевые слова: дидактическая игра, познавательные процессы, дети с ОВЗ, средний школьный возраст, когнитивное развитие, мотивация.
Дидактическая игра представляет собой мощный инструмент в образовательном процессе, особенно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среднего школьного возраста. В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната использование игр позволяет не только улучшить качество обучения, но и активно вовлечь учащихся в познавательную деятельность. Дидактические игры обладают уникальной способностью сочетать обучение и развлечение, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию устойчивой мотивации к обучению.
Одним из ключевых преимуществ дидактических игр является их способность развивать познавательные процессы. В процессе игры дети не только осваивают новые знания, но и учатся применять их на практике. Игровая форма обучения стимулирует интерес и активность учащихся, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в восприятии учебного материала. Через игры дети развивают такие когнитивные навыки, как внимание, память, мышление, воображение и речь.
Дидактические игры помогают создать позитивную атмосферу на уроке, что является особенно важным для детей с ОВЗ, у которых могут быть выражены страхи и тревожность перед учебным процессом. Игровая форма позволяет снизить уровень стресса и напряженности, а также способствует укреплению социальных навыков. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать, делиться мнениями, что улучшает их коммуникативные способности и навыки сотрудничества.
При выборе дидактических игр для детей с ОВЗ необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Игры должны быть адаптированы к уровню развития и интересам учащихся. Например, для детей с нарушениями слуха можно использовать игры, основанные на зрительном восприятии и тактильных ощущениях, а для детей с задержкой речевого развития — игры, направленные на развитие речевых навыков. Важно, чтобы игры были доступными и понятными, что поможет избежать фрустрации и негативного опыта.
Интеграция дидактических игр в учебный процесс требует от педагогов креативности и гибкости. Игры могут быть использованы как на уроках, так и в дополнительной деятельности. Например, можно организовать игры в виде конкурсов или соревнований, что позволит стимулировать интерес к учебе и укрепить командный дух. Дидактические игры могут быть включены в различные предметные области: математику, русский язык, окружающий мир и другие. Это поможет создать междисциплинарный подход и развить у детей более целостное восприятие знаний.
Кроме того, дидактические игры способствуют развитию критического мышления. В процессе игры дети сталкиваются с различными задачами, требуют от них анализа ситуации, принятия решений и выработки стратегий поведения. Это способствует формированию у них навыков, необходимых для решения жизненных задач. Игры могут включать элементы ролевого поведения, что позволяет детям примерять на себя разные социальные роли и учиться взаимодействовать с окружающим миром.
Для успешной реализации дидактических игр важно также обеспечить соответствующие условия. Необходимо создать комфортное и безопасное пространство, где дети смогут свободно двигаться и активно участвовать в игре. Организация групповых игр требует внимания к численности участников, чтобы каждый ребенок имел возможность активно участвовать и получать обратную связь. Педагог должен быть готов к тому, что в процессе игры могут возникать ситуации конфликта или непонимания, и уметь управлять этими ситуациями, помогая детям находить компромиссы.
Важно также включить родителей в процесс дидактических игр. Проведение открытых уроков с элементами игр может способствовать созданию единого образовательного пространства, где родители смогут увидеть, как их дети взаимодействуют с другими и как развивается их познавательная активность. Это поможет родителям лучше понять методы и подходы, используемые в обучении, и поддержать своих детей в домашних условиях.
В заключение, дидактическая игра является эффективным методом развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья среднего школьного возраста. Она способствует формированию устойчивой мотивации, развитию когнитивных навыков и социализации учащихся. Педагоги должны учитывать индивидуальные особенности детей при выборе игр и интеграции игровых методов в образовательный процесс, создавая таким образом условия для успешного обучения и развития. Это позволит каждому ребенку раскрыть свой потенциал и достичь новых высот в учебе и жизни.
Список литературы
Борякова
, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. / Н. Ю.
Борякова
. — М.: АСТ, Астрель, 2018. — 222 с.
Гонеев
, А. Д. Основы коррекционной педагогики. / А. Д.
Гонеев
, Н. И.
Лифинцева
, Н. В.
Ялпаева
; Под ред. В. А.
Сластенина
. — 5-е изд.,
перераб
. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 280 с.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. М.: ООО «Аспект», 2019. — 448 с.