Роль динамических пауз в сохранении здоровья детей: практическое применение методики Базарного | Сметанина Светлана Александровна. Работа №352987
Аннотация. Динамические паузы являются важным элементом образовательного процесса, способствующим сохранению здоровья младших школьников. В статье рассматривается практическое применение методики Базарного в организации динамических пауз, раскрывается их влияние на физическое и эмоциональное состояние детей. Приводятся примеры упражнений, адаптированных к школьным условиям, а также рекомендации для учителей начальных классов по эффективному внедрению динамических пауз в уроки.
Ключевые слова: динамические паузы, методика Базарного, здоровье детей, начальная школа, здоровьесберегающие технологии, двигательная активность, учебный процесс.
Роль динамических пауз в сохранении здоровья детей: практическое применение методики Базарного
Сметанина Светлана Александровна, учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 536
имени Т. И. Гончаровой Московского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Динамические паузы являются важным элементом образовательного процесса, способствующим сохранению здоровья младших школьников. В статье рассматривается практическое применение методики Базарного в организации динамических пауз, раскрывается их влияние на физическое и эмоциональное состояние детей. Приводятся примеры упражнений, адаптированных к школьным условиям, а также рекомендации для учителей начальных классов по эффективному внедрению динамических пауз в уроки.
Ключевые слова: динамические паузы, методика Базарного, здоровье детей, начальная школа, здоровьесберегающие технологии, двигательная активность, учебный процесс.
Учебный процесс в начальной школе предъявляет серьезные требования к концентрации внимания и умственной активности детей, что может негативно сказываться на их здоровье. Введение динамических пауз, особенно с использованием методики Базарного, помогает решить эту проблему, создавая условия для гармоничного физического и умственного развития младших школьников. Эта методика базируется на идее о том, что постоянное чередование умственной и физической активности стимулирует работу мозга, улучшает кровообращение и способствует снижению усталости.
Для младших школьников важно организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы поддерживать их интерес к учебе и минимизировать негативное влияние статической нагрузки. Учитывая особенности возраста, динамические паузы не только снимают мышечное напряжение, но и способствуют улучшению памяти и внимания. Применяя элементы методики Базарного, учитель создает среду, в которой обучение становится не только познавательным, но и безопасным для здоровья ребенка.
Одним из ключевых принципов методики Базарного является использование естественных движений, которые помогают детям восстанавливать энергетический баланс. Например, во время урока математики можно включить упражнения на развитие координации движений: дети стоят у своих парт и выполняют «рисование цифр в воздухе» с помощью рук. Это упражнение не только активизирует кровообращение, но и помогает лучше запомнить материал, ассоциируя цифры с движением.
Еще одним эффективным примером является упражнение «Птицы и деревья». Дети встают из-за парт, учитель произносит команды: «Птицы летят» — дети машут руками, как крыльями, «Деревья растут» — медленно поднимают руки вверх. Эти движения задействуют мышцы спины и плечевого пояса, предотвращая застойные явления в мышцах и суставах, а также способствуют снятию напряжения в области шеи.
Методика Базарного акцентирует внимание на использовании специализированных динамических комплексов, которые включают в себя упражнения, способствующие формированию правильной осанки. Например, упражнение «Солнышко и дождик». Дети выполняют наклоны вперед, изображая капли дождя, а затем плавно выпрямляются, поднимая руки вверх, как будто тянутся к солнцу. Такие упражнения помогают укрепить мышцы поясничной области и выработать правильные двигательные привычки.
Не менее важным аспектом является интеграция динамических пауз в учебный процесс без потери его содержательности. Например, во время уроков русского языка можно использовать игровые упражнения: учитель задает детям вопрос, связанный с темой занятия, и предлагает ответить движением. Если ответ правильный, дети приседают, если неправильный — машут руками. Это позволяет не только активизировать внимание, но и создать позитивную атмосферу в классе.
Особенность младших школьников заключается в том, что они быстро устают от монотонной деятельности. Поэтому учителю важно заранее планировать динамические паузы и учитывать, что их продолжительность должна составлять 1–2 минуты каждые 15–20 минут урока. Используя методику Базарного, учитель может подобрать упражнения, которые соответствуют теме урока. Например, на уроках природоведения можно предложить детям изображать животных, добавляя элементы игры и обучения одновременно.
Еще одним эффективным приемом является включение в динамические паузы ритмической гимнастики. Под спокойную музыку дети выполняют упражнения на растяжение и дыхание. Это помогает восстановить эмоциональное равновесие и предотвратить переутомление. Важно, чтобы такие упражнения были простыми, понятными и выполнялись с удовольствием.
Практическое применение методики Базарного требует от учителя внимательного подхода к потребностям каждого ребенка. Например, дети с высоким уровнем активности могут выполнять упражнения с большей интенсивностью, а для менее активных учеников следует подобрать более спокойные задания. Важно помнить, что главная цель динамических пауз — не только физическая разрядка, но и создание условий для комфортного восприятия учебного материала.
Результаты применения динамических пауз на практике подтверждают их эффективность. Ученики становятся более сосредоточенными, улучшаются их успеваемость и поведение на уроках. Родители отмечают, что дети меньше жалуются на усталость после школы, а педагоги замечают снижение количества конфликтных ситуаций в классе.
Таким образом, методика Базарного в контексте использования динамических пауз является эффективным инструментом в работе учителя начальных классов. Она помогает сохранить здоровье детей, развивать их познавательные способности и создавать комфортные условия для обучения. Внедрение таких пауз в образовательный процесс способствует формированию у детей культуры заботы о своем здоровье, что особенно важно в условиях современной школы.
Список литературы
Жураева
К. К.
Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы // Достижения науки и образования.
2018. №15 (37). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-povyshenii-uspevaemosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly
Киселева
Ж. И.
, Валетов
М. Р.
, Шляпникова
В. В.
Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий и средство закрепления программного материала // АНИ: педагогика и психология.
2020. №3 (32). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultminutki-kak-element-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-i-sredstvo-zakrepleniya-programmnogo-materiala
Кузнецов Б. В.,
Шуткин
С. Н., Ипполитов В. В. Физкультминутки и
физкультпаузы
, как малые внеурочные формы занятий физической
культурой // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы.
2015. №1 (6). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fizkultminutki-i-fizkultpauzy-kak-malye-vneurochnye-formy-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy