Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль дискуссий и дебатов в развитии социально-ориентированного мышления у школьников | Маренкова Екатерина Олеговна. Работа №345042

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость дискуссий и дебатов как методов, способствующих развитию социально-ориентированного мышления у школьников. Раскрываются основные подходы к организации дебатов в школьной практике, их влияние на формирование у учащихся гражданской позиции, критического мышления и способности к аргументированному высказыванию. Обсуждаются методические приемы, которые позволяют сделать дебаты эффективным инструментом в образовательной среде.

Ключевые слова: дискуссии, дебаты, социально-ориентированное мышление, школьники, критическое мышление, аргументация, гражданская позиция.

РОЛЬ ДИСКУССИЙ И ДЕБАТОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Маренкова Екатерина Олеговна,

учитель МАОУ «СОШ №3 им. Героя России

Сергея Ромашина» г. Южно-Сахалинск

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость дискуссий и дебатов как методов, способствующих развитию социально-ориентированного мышления у школьников. Раскрываются основные подходы к организации дебатов в школьной практике, их влияние на формирование у учащихся гражданской позиции, критического мышления и способности к аргументированному высказыванию. Обсуждаются методические приемы, которые позволяют сделать дебаты эффективным инструментом в образовательной среде.

Ключевые слова: дискуссии, дебаты, социально-ориентированное мышление, школьники, критическое мышление, аргументация, гражданская позиция.

 

Современная школа ставит своей задачей не только передачу знаний, но и формирование у учащихся активной гражданской позиции, критического мышления и способности к взаимодействию в социально-ориентированном пространстве. Одним из эффективных инструментов для достижения этих целей являются дискуссии и дебаты. Эти формы учебной деятельности стимулируют учеников к осмыслению социальных проблем, к диалогу и аргументации, что является важной составляющей социально-ориентированного мышления.

Дискуссии и дебаты способствуют развитию таких качеств, как умение аргументировать свою позицию, слушать и понимать другие точки зрения, оценивать информацию с точки зрения общественных интересов и норм. Это не только помогает учащимся стать более активными и осведомленными гражданами, но и способствует их личностному росту.

Социально-ориентированное мышление предполагает осознание личностью своей роли и ответственности в обществе. Оно включает способность оценивать ситуацию с точки зрения общественных ценностей, учитывать интересы других людей и общества в целом. В образовательной среде развитие такого типа мышления связано с воспитанием гражданской ответственности, социальной эмпатии и понимания значимости взаимодействия в решении общих задач.

Дискуссии и дебаты представляют собой не только метод активного обучения, но и важный воспитательный элемент, который способствует формированию социально-ориентированного мышления у учащихся.

В рамках дискуссий учащиеся обсуждают актуальные проблемы общества, будь то вопросы экологии, прав человека, или глобальные проблемы, такие как изменение климата или социальное неравенство. В ходе дискуссии учащиеся осваивают способность к критическому анализу и формированию собственной точки зрения на социальные процессы.

Дебаты помогают учащимся развить навыки аргументации, выстраивания логических связей, использования доказательной базы для обоснования своих точек зрения. Это стимулирует учащихся к активному поиску информации и анализу различных мнений по одной и той же проблеме.

Одной из ключевых задач дискуссий и дебатов является воспитание у школьников толерантности, уважения к различным точкам зрения. Учащиеся учатся воспринимать критику и выстраивать диалог, что развивает их коммуникативные способности.

Для успешного использования дискуссий и дебатов в учебном процессе необходимо грамотно организовать их проведение.

1. Темы для дискуссий должны быть интересными и значимыми для учащихся. Это могут быть как социальные вопросы, связанные с проблемами общества, так и более локальные, касающиеся школьной жизни. Важно, чтобы тема была актуальна и вызывала интерес, что мотивирует школьников к участию.

2. При проведении дебатов учащиеся могут разделяться на группы, каждая из которых защищает или опровергает определенную точку зрения. Это помогает развить умение работать в команде, распределять обязанности и учиться выступать на публике. Школьники также учатся готовить аргументы, подбирая доказательства и примеры для обоснования своей позиции.

3. Роль учителя в дебатах и дискуссиях заключается не только в организации, но и в модерации процесса. Учитель должен следить за тем, чтобы обсуждение проходило в рамках культурного диалога, помогать учащимся высказывать свою точку зрения и стимулировать их к более глубокому анализу рассматриваемой проблемы.

Дискуссии и дебаты оказывают существенное влияние на формирование социально-ориентированного мышления у школьников:

- Формирование гражданской позиции. В ходе дискуссий школьники учатся не только формулировать и отстаивать свои взгляды, но и осознавать свою ответственность перед обществом. Обсуждение актуальных социальных вопросов способствует развитию гражданской зрелости и пониманию значимости участия в общественной жизни.

- Развитие критического мышления. Дебаты учат учащихся анализировать информацию, критически оценивать факты, строить логические выводы и аргументировать свою точку зрения. Эти навыки необходимы для успешного участия в социально ориентированном взаимодействии в современном обществе.

- Умение работать в команде и вести диалог. Дебаты способствуют развитию коммуникативных навыков, умению вести диалог и находить компромиссы. Это помогает школьникам не только в учебной деятельности, но и в жизни за пределами школы.

- Эмпатия и социальная осознанность. Дискуссии по социальным проблемам развивают у школьников эмпатию, учат понимать и уважать точки зрения других людей. Это способствует формированию социально ориентированного поведения, основанного на принципах уважения и сотрудничества.

В заключение отметим, что дискуссии и дебаты представляют собой мощный инструмент развития социально-ориентированного мышления у школьников. Они способствуют формированию у учащихся гражданской позиции, критического мышления и навыков аргументации, а также учат их толерантности и умению вести диалог. Включение этих методов в образовательный процесс помогает учащимся осознать свою роль в обществе и развить социально значимые качества, необходимые для активного и ответственного участия в общественной жизни. Учителям важно активно использовать дискуссии и дебаты как инструмент не только для обучения, но и для воспитания социально зрелых личностей.

 

Список литературы

 

Белоусова, Т. А. Дебаты как средство формирования гражданской ответственности у школьников // Вестник педагогических наук, 2018. – №5. – С. 47-54.

Лебедева, И. Н. Развитие критического мышления через дискуссионные формы обучения // Современное образование, 2020. – №2. – С. 36-42.

Петров, А. Ю. Дебаты и дискуссии как инструмент формирования социально-ориентированного мышления // Образовательные технологии, 2022. – №1. – С. 41-48.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×