Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Роль ДОУ в духовно-нравственном воспитании дошкольников». | Светлана Тихоновна Жерлицына. Работа №345986

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит, пожалуй, наиболее остро. Изменения в социально - экономической и политической сферах в нашем государстве неизбежно влекут за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании детей современности стали появляться негативные тенденции: книги уже не так популярны, вместо них современные дети предпочитают экран телевизора или компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Во многих семьях материальные ценности ставятся выше духовных, следствием этого становится искажение у детей представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Духовно-нравственное здоровье народа, бережное сохранение и развитие его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России находится под угрозой. Поэтому в настоящее время духовно-нравственное воспитание является, пожалуй, важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения.

Её значимость для Российской Федерации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является особенно ценным в развитии каждого человека. Именно в этот период своего развития человек приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Именно в дошкольном возрасте каждый ребёнок познаёт себя, своё ближайшее окружение, именно тогда начинает формироваться его отношение к этому миру к обществу, живущему в нём. Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей и социумом». Наши педагоги в своей работе реализуют задачи в созданном нами проекте «Луч добра», через различные формы повышения профессиональной компетентности, в частности и самообразования. Многие педагоги, работая по данному направлению выбрали следующие темы: - «Взаимодействие детского сада и семьи с социумом»; -«Взаимодействие с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников» -«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание педагогических проектов «Уроки доброты»; -«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям и православной культуре». Для решения поставленных задач создана соответствующая предметно-развивающая среда в группах ДОУ. Оформлен мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с предметами народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и др. Проводятся мероприятия по ознакомлению с историей возникновения села, лучшими тружениками и знаменитыми людьми села. Известно, что игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Педагоги с детьми организуют игры народов Поволжья: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната». Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Особая роль в воспитании духовно-нравственного начала у детей дошкольников принадлежит приобщение их к истории и культуре своего народа и ознакомление с народными праздниками. Этому направлению педагогами отводится немалая роль в воспитательно-образовательном процессе. Мы считаем, что каждый праздник по-своему выражает национальный характер и самобытность времени и становится прекрасной формой работы педагогов с родителями и воспитанниками. Объединённые совместной творческой деятельностью, общими переживаниями организуются в детском саду познавательно-развлекательные мероприятия, которые начинаются с осени: «Осенние посиделки», «Покров у ворот». Зимой с радостью организуем «Рождество Христово». Весну мы встречаем праздничным мероприятием «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Светлая Пасха». С наступлением теплых дней наши мероприятия переносятся на природу, где дети знакомятся с традициями русского народа в таких как: «Троица», «Преображение Господня» и др. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Цель нашей работы с родителями - познакомить родителей с православной культурой и историей родного края, пробудить к ней интерес. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу по реализации проекта используются следующие формы деятельности: родительские собрания, круглые столы, организация фотовернисажей и выставок, изготовление совместных с детьми творческих работ. Привлекаем родителей к проектной деятельности, проведению и организации совместных экскурсий в библиотеку, к памятным местам села. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», Каждой пичужке по кормушке», «Скворечник», «Чистый двор, чистые улицы – чистая деревня». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Дорого яичко к пасхальному дню», «Елочка красавица», «Мой папа – самый сильный», «Самая лучшая мама» и др. В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как "золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому мы ведем работу по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ и закладываем в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.

«Роль ДОУ в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

 

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста всегда остаётся актуальной. На современном этапе она стоит, пожалуй, наиболее остро. Изменения в социально - экономической и политической сферах в нашем государстве неизбежно влекут за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании детей современности стали появляться негативные тенденции: книги уже не так популярны, вместо них современные дети предпочитают экран телевизора или компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Во многих семьях материальные ценности ставятся выше духовных, следствием этого становится искажение у детей представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Духовно-нравственное здоровье народа, бережное сохранение и развитие его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России находится под угрозой. Поэтому в настоящее время духовно-нравственное воспитание является, пожалуй, важнейшей задачей в воспитании подрастающего поколения. Её значимость для Российской Федерации отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является особенно ценным в развитии каждого человека. Именно в этот период своего развития человек приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Именно в дошкольном возрасте каждый ребёнок познаёт себя, своё ближайшее окружение, именно тогда начинает формироваться его отношение к этому миру к обществу, живущему в нём. Приоритетным направлением работы нашего ДОУ является «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей и социумом». Наши педагоги в своей работе реализуют задачи в созданном нами проекте «Луч добра», через различные формы повышения профессиональной компетентности, в частности и самообразования. Многие педагоги, работая по данному направлению выбрали следующие темы: - «Взаимодействие детского сада и семьи с социумом»; Взаимодействие с родителями по духовно- нравственному воспитанию дошкольников» -«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через создание педагогических проектов «Уроки доброты»; -«Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям и православной культуре». Для решения поставленных задач создана соответствующая предметно-развивающая среда в группах ДОУ. Оформлен мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с предметами народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и др. Проводятся мероприятия по ознакомлению с историей возникновения села, лучшими тружениками и знаменитыми людьми села. Известно, что игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Педагоги с детьми организуют игры народов Поволжья: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната». Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Особая роль в воспитании духовно-нравственного начала у детей дошкольников принадлежит приобщение их к истории и культуре своего народа и ознакомление с народными праздниками. Этому направлению педагогами отводится немалая роль в воспитательно-образовательном процессе. Мы считаем, что каждый праздник по-своему выражает национальный характер и самобытность времени и становится прекрасной формой работы педагогов с родителями и воспитанниками. Объединённые совместной творческой деятельностью, общими переживаниями организуются в детском саду познавательно-развлекательные мероприятия, которые начинаются с осени: «Осенние посиделки», «Покров у ворот». Зимой с радостью организуем «Рождество Христово». Весну мы встречаем праздничным мероприятием «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Светлая Пасха». С наступлением теплых дней наши мероприятия переносятся на природу, где дети знакомятся с традициями русского народа в таких как: «Троица», «Преображение Господня» и др. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Цель нашей работы с родителями - познакомить родителей с православной культурой и историей родного края, пробудить к ней интерес. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу по реализации проекта используются следующие формы деятельности: родительские собрания, круглые столы, организация фотовернисажей и выставок, изготовление совместных с детьми творческих работ. Привлекаем родителей к проектной деятельности, проведению и организации совместных экскурсий в библиотеку, к памятным местам села. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку - красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», Каждой пичужке по кормушке», «Скворечник», «Чистый двор, чистые улицы – чистая деревня». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Дорого яичко к пасхальному дню», «Елочка красавица», «Мой папа – самый сильный», «Самая лучшая мама» и др. В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как "золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому мы ведем работу по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ и закладываем в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×