Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль экскурсионной деятельности в преподавании географии | Ануфриев Андрей Николаевич. Работа №344611

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость экскурсионной деятельности в преподавании географии. Описываются основные аспекты влияния экскурсий на формирование познавательных компетенций, развитие пространственного мышления и практических навыков у школьников. Особое внимание уделяется роли экскурсий как эффективного метода интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Ключевые слова: география, экскурсия, познавательные компетенции, пространственное мышление, практические навыки, интеграция знаний.

РОЛЬ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

 

Ануфриев Андрей Николаевич, учитель

ГБОУ НАО «СШ им. А.А. Калинина с. Нижняя Пёша»

 

Аннотация. В статье рассматривается значимость экскурсионной деятельности в преподавании географии. Описываются основные аспекты влияния экскурсий на формирование познавательных компетенций, развитие пространственного мышления и практических навыков у школьников. Особое внимание уделяется роли экскурсий как эффективного метода интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Ключевые слова: география, экскурсия, познавательные компетенции, пространственное мышление, практические навыки, интеграция знаний.

 

Экскурсионная деятельность занимает важное место в преподавании географии, поскольку она предоставляет учащимся уникальные возможности для изучения природных и культурных объектов в реальной среде. В условиях школы география нередко воспринимается как теоретическая дисциплина, связанная с изучением карт, климатов и экономик стран. Однако экскурсии позволяют расширить горизонты учебного процесса, перенося его за пределы класса и интегрируя теоретические знания с практическими наблюдениями и исследованиями.

Одна из главных задач географии как учебного предмета — формирование у школьников пространственного мышления. Это подразумевает способность понимать и интерпретировать окружающую среду, определять взаимосвязи между географическими объектами и процессами. Экскурсии играют ключевую роль в развитии этих навыков, так как позволяют ученикам наблюдать природные и антропогенные ландшафты в реальной жизни. Например, экскурсии на местные водоемы, лесные массивы или промышленные объекты помогают школьникам лучше осознавать влияние различных факторов на природу и хозяйственную деятельность людей.

Экскурсионная деятельность также способствует углублению познавательных компетенций. На практике учащиеся сталкиваются с теми географическими процессами и явлениями, которые они изучают на уроках. Так, во время экскурсии на озеро дети могут наблюдать изменения в водном режиме, экологическое состояние водоемов или процессы береговой эрозии. Эти наблюдения помогают лучше понять теоретический материал, так как он становится более наглядным и связанным с реальной жизнью. Важным аспектом является то, что экскурсии активизируют познавательную деятельность учащихся, стимулируя их интерес к предмету и побуждая к самостоятельному исследованию окружающего мира.

Применение экскурсионной деятельности в преподавании географии оказывает положительное влияние на развитие практических навыков у школьников. В процессе экскурсий учащиеся учатся использовать различные географические инструменты, такие как компасы, карты, GPS-навигаторы, что способствует формированию навыков ориентирования на местности. Они получают опыт работы с измерительными приборами, что позволяет им проводить элементарные исследования и делать выводы на основе собранных данных. Такой практический подход развивает аналитические способности и умение применять знания на практике, что является важным элементом формирования компетенций XXI века.

Еще одной важной функцией экскурсионной деятельности является развитие у учащихся понимания глобальных экологических проблем и их осознание роли человека в природе. Экскурсии к природным объектам, таким как леса, парки или заповедники, позволяют школьникам увидеть последствия антропогенной деятельности и обратить внимание на необходимость охраны окружающей среды. Это, в свою очередь, способствует формированию экологической культуры и ответственности за состояние природы. Школьники не только изучают географические процессы, но и начинают понимать их влияние на экологическое состояние планеты, что стимулирует осознанное отношение к окружающему миру.

Экскурсионная деятельность также играет важную роль в социализации школьников и развитии их коммуникативных навыков. В процессе экскурсий учащиеся учатся работать в группе, обсуждать результаты своих наблюдений и делиться своими выводами. Такие активности способствуют развитию навыков командной работы, которые важны не только в учебной, но и в повседневной жизни. Взаимодействие с одноклассниками и учителями во время экскурсий развивает умение выражать свои мысли, что является необходимым условием для успешной учебной и профессиональной деятельности в будущем.

Современная система образования все чаще использует интегрированные подходы в обучении, когда разные предметы объединяются в едином учебном процессе. В этом контексте экскурсионная деятельность становится универсальным инструментом, позволяющим связать географию с другими дисциплинами, такими как биология, история, экология и краеведение. Например, экскурсия в местный природный парк может включать элементы биологии, когда дети изучают флору и фауну, а также аспекты экологии, где внимание уделяется охране природы и восстановлению экосистем. Такой подход помогает школьникам увидеть междисциплинарные связи и осознать значимость комплексного изучения окружающего мира.

Заключительным аспектом экскурсионной деятельности в преподавании географии является ее роль в укреплении связи между теорией и практикой. Когда учащиеся видят реальные примеры географических явлений, таких как реки, горы или экономические зоны, их теоретические знания приобретают конкретность и значимость. Они начинают понимать, что география — это не только карты и учебники, но и окружающая их среда, с которой они взаимодействуют ежедневно. Это повышает интерес к предмету, делает его более доступным и побуждает к самостоятельному изучению географических вопросов.

Таким образом, экскурсионная деятельность играет центральную роль в преподавании географии, способствуя развитию пространственного мышления, познавательных компетенций и практических навыков у школьников. Она позволяет интегрировать теоретические знания с реальными наблюдениями, что делает учебный процесс более наглядным и увлекательным. Экскурсии стимулируют интерес к географии, развивают коммуникативные и исследовательские навыки, а также способствуют осознанию глобальных экологических проблем, что делает их неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

 

Список литературы

1. Ахмеденов К. М. Методы и приемы преподавания географии по обновленному содержанию образования / К. М. Ахмеденов, Б. Б. Абуова // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 292-294.

2. Паршина М. Л. Инновации в преподавании географии и биологии в школе / М. Л. Паршина // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 162-164.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×