Роль экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста | Гумирова Анита Айваровна. Работа №345847
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Экспериментирование позволяет детям исследовать окружающую среду, познавать закономерности природы и формировать основы экологического сознания. В статье обсуждаются способы внедрения экспериментов в воспитательный процесс, а также приводятся практические примеры экологических экспериментов, которые могут быть использованы в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экспериментирование, младший дошкольный возраст, природа, исследовательская деятельность, воспитание.
Роль экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Гумирова Анита Айваровна, воспитатель
АНО ДО Детский сад «Солнечный» г. Казани
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли экспериментирования в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Экспериментирование позволяет детям исследовать окружающую среду, познавать закономерности природы и формировать основы экологического сознания. В статье обсуждаются способы внедрения экспериментов в воспитательный процесс, а также приводятся практические примеры экологических экспериментов, которые могут быть использованы в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экспериментирование, младший дошкольный возраст, природа, исследовательская деятельность, воспитание.
Экологическое воспитание — важная часть общего развития ребенка, особенно в условиях современного мира, где вопросы сохранения окружающей среды приобретают всё большую актуальность. Начало этого процесса должно происходить с ранних лет, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания. Воспитание уважительного отношения к природе, осознание её ценности и уникальности, стремление сохранять окружающий мир — это те цели, которые ставятся перед воспитателями в процессе экологического воспитания.
Одним из наиболее эффективных методов экологического воспитания является экспериментирование. Для младших дошкольников эксперимент представляет собой форму игры, в процессе которой они исследуют мир, делают открытия и учатся устанавливать простые причинно-следственные связи. Экспериментирование помогает ребёнку не только понять, как устроена природа, но и развить интерес к окружающему миру, научиться наблюдать и делать выводы. Природа — это естественная лаборатория, в которой можно проводить множество простых и увлекательных экспериментов, доступных детям младшего дошкольного возраста.
Экспериментирование способствует формированию у детей основных элементов экологического сознания: умения наблюдать за природными явлениями, различать живое и неживое, понимать необходимость бережного отношения к природе. Например, даже самый простой эксперимент с водой, когда ребёнок может наблюдать, как растения пьют воду, позволяет ему осознать важность воды для жизни растений. Дети начинают понимать, что каждая капля воды ценна и необходима для живых существ, что способствует развитию уважительного отношения к природным ресурсам.
Задача воспитателя — правильно организовать экспериментирование, сделав его интересным и доступным для понимания детей. При этом важно учитывать возрастные особенности младших дошкольников: их внимание нестабильно, а процесс познания должен быть динамичным и игровым. Например, одним из простых и увлекательных экспериментов может быть наблюдение за ростом растения. Воспитатель вместе с детьми может посадить семена в горшок и предложить наблюдать, как семя превращается в растение. Ребёнок на собственном опыте видит, как развивается жизнь, начинает понимать, что растения нуждаются в уходе, солнце и воде. Такое простое действие становится для ребёнка важным шагом на пути к осознанию взаимосвязей в природе.
Эксперименты с водой, светом, воздухом и землёй дают детям возможность увидеть, как природные явления влияют на жизнь растений, животных и человека. Например, можно провести эксперимент по наблюдению за процессом испарения воды. Ребёнку предлагают налить воду в прозрачный стакан и оставить его на несколько дней. Каждый день он может проверять, как уровень воды уменьшается. Этот эксперимент помогает детям понять важность воды и её роль в природных циклах. Воспитатель при этом объясняет, что вода испаряется и превращается в пар, который потом возвращается на землю в виде дождя. Такие наблюдения позволяют детям осознать природные процессы, не только на уровне абстрактных понятий, но и через личный опыт.
Очень важно, чтобы воспитатель сопровождал экспериментирование вопросами, направленными на развитие у детей исследовательских навыков и навыков критического мышления. Например, задавая вопрос: «Что произойдёт, если не поливать растение?», можно побудить ребёнка к размышлению и предположению, что растение засохнет. Таким образом, через экспериментирование дети учатся не только получать новые знания, но и предвидеть результаты своих действий, что является важным шагом в формировании экологической ответственности.
Кроме того, экологическое воспитание через экспериментирование развивает у детей чувство сопричастности к природе. Дети начинают понимать, что их действия могут влиять на окружающую среду, и что от их заботы о природе зависит её сохранность. Например, в процессе эксперимента по уходу за растениями дети осознают, что без их участия растения могут не выжить. Это формирует у детей ответственность за окружающий мир и желание заботиться о нём.
Экспериментирование, проводимое в группе детей, также способствует развитию у них навыков сотрудничества и коллективной работы. Воспитатель может организовать детей так, чтобы они совместно проводили эксперимент, например, следили за состоянием небольшого огорода на участке детского сада. Каждый ребёнок будет иметь свою задачу: один будет поливать растения, другой — рыхлить землю, третий — следить за тем, как растут листья и цветы. Такая совместная деятельность учит детей работать в команде, делиться опытом и совместно достигать результата.
Таким образом, экспериментирование — это не просто способ познания мира, но и важный инструмент в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Эксперименты позволяют детям погружаться в мир природы, осознавать её закономерности, учиться заботиться об окружающей среде и развивать чувство ответственности за свои действия. Воспитателю важно не только предлагать детям интересные и познавательные эксперименты, но и объяснять значение каждого из них для природы, чтобы дети могли понять важность своих действий и стремились к сохранению окружающего мира.
Список литературы
Антонов В.П.,
Кольчикова
Н.В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. №27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov
(дата обращения:
03
.
10
.2024).
Борокина
В.А.,
Ханова
Т.Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode
(дата обращения:
03
.
10
.2024).
Елецкая Н.М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/94980/
(дата обращения:
03
.
10
.2024).
Токарев, А.А. Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст
:
непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 8-10. — URL:
https://moluch.ru/th/2/archive/71/2699/
(дата обращения:
03
.
10
.2024).