Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Ковальчук Людмила Викторовна. Работа №322647

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Введение

 

Традиционное образование, основной целью которого является формирование систематизированных знаний, умений и навыков, не способно создать условий для гармоничного развития личности. Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления - все это дает крылья творческому воображению.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего развития ребёнка уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему.

Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом можно исправить впоследствии.

Роль фольклора в воспитании детей достаточно значима, ведь он является средством приобщением детей к народному творчеству, национальным традициям и особенностям, что является массивным пластом в аспекте духовно-нравственного, культурного развития и воспитания личности, к которому стремится современное образование.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение и расцвета культурных традиций, а также воспитание патриотических чувств и любви к своей Родине. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить введение элементов фольклора на занятиях детей в ОУ.

Использование элементов фольклора на занятиях в ОУ вызывает искренний интерес у школьников, расширяет их познавательную сферу, способствует общему развитию. Фольклор в школьном образовательном учреждении интересен и тем, что он может быть представлен детям в самых различных формах. Это могут быть и интеграции занятий, например, с выставками, представляющими продукты народного творчества, а также полноценные народные праздники с соответствующей атрибутикой, использованием костюмов и так далее.

Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Вот именно в этом и заключается актуальность данной темы. В последние годы фольклор стали изучать более углубленно, возрождается фольклор как народная музыка, культура наших предков

На сегодняшний день в России лишь единичные образовательные учреждения имеют специальные отделения; чаще всего дело ограничивается только факультативными или тематическими курсами. Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественной культуры.

Отсюда вытекает проблема, какие педагогические условия необходимо создать для включения детей в фольклорную среду и развития музыкальных способностей и творчества на этой основе:

1. Охарактеризовать возможности использования музыкального фольклора в ОУ.

2. Создать музыкально-педагогический процесс в ОУ.

3. Использовать музыкальный фольклор и фольклорные праздники как средство музыкально-эстетического воспитания детей в условиях ОУ.

4. Охарактеризовать возможности фольклора в обучении и воспитании детей в ОУ.

5. Выявить комплекс педагогических условий музыкально-эстетического развития младших школьников через организацию занятий с элементами фольклора.

6. Описать опыт практического использования фольклора в музыкально-педагогическом.

7. Проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по теме исследования, передовой педагогический опыт; наблюдение, беседа, анализ

Фольклор (англ. Folklore - народная мудрость) – это общее название художественной деятельности конкретного народа, включающей в себя устное народное творчество, промыслы, костюмы, традиции и обряды, возникшие еще в период отсутствия письменности. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 году и представлял собой совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина сужалось. Существует несколько точек зрения, называющих фольклор как народную художественную культуру, как устное поэтическое творчество и как совокупность словесных, музыкальных, игровых видов народного творчества. При всем многообразии региональных и локальных форм, фольклору присущи общие черты, такие, как анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

Жизнь в общине формировала появление определенных однотипных жанров, сюжетов, таких средств художественной выразительности, как гипербола, параллелизм, различные виды повторов, постоянный и сложный эпитет, сравнения, у различных народов. Роль фольклора была особенно сильна в период преобладания мифопоэтического сознания. С появлением письменности многие виды фольклора развивались параллельно с художественной литературой, взаимодействуя с ней, оказывая на нее и на другие формы художественного творчества влияние и испытывая обратное воздействие.

Народное музыкальное искусство зародилось задолго до возникновения профессиональной музыки. В общественной жизни древней Руси фольклор играл очень большую роль, гораздо более сильную, нежели в последующие времена. В отличие от средневековой Европы, Древняя Русь не имела светского профессионального искусства. В ее музыкальной культуре развивались только две основные сферы – храмовое пение и народное творчество устной традиции, включающее различные, в том числе и «полупрофессиональные» жанры (искусство сказителей, скоморохов и др.).

Народная память хранила на протяжении столетий многие прекрасные древние песни. В XVIII веке, в период становления профессиональных светских жанров (опера, инструментальная музыка), народное искусство впервые становится предметом изучения и творческого претворения. Просветительское отношение к фольклору ярко выразил замечательный писатель - гуманист А.Н. Радищев в проникновенных строках своего «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее... В них найдешь образование души нашего народа». В XIX веке оценка фольклора как «образования души» русского народа стала основой эстетики композиторской школы от Глинки до Римского-Корсакова, а сама народная песня – одним из источников формирования национального музыкального мышления.

Фольклор – сложное искусство, нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Не случайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народопознания.

Важнейшим достоинством фольклора следует назвать его национальность. У каждого народа, у каждой нации существуют свои традиции, обычаи, ритуалы. Все то, что можно назвать национальным достоянием, отражается в народном творчестве каждого из народов. Это делает его самобытным, неповторимым. Культуролог Арнольдов А.И. пишет о национальном аспекте фольклора так: «У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Это идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал».

Фольклорные произведения не имеет конкретного автора, их автор – народ, любое из них создается на основе традиции данной местности и перекликается с особенностями природы, быта, рельефа. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: «Там нет знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней, – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ».

И уж конечно, прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет, не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора.

Также, по мнению Д.С. Лихачева, отношение к прошлому формирует собственный облик нации. Каждый человек является носителем культурного прошлого и носителем национального характера. Если он не сохраняет в самом себе эту память, то губит часть личности, а отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. Каждый народ имеет специфику развития и бытия. Эта специфика объясняется рядом определяющих факторов: географическое положение, климатические условия, исторические предпосылки. Каждый народ по-своему, в индивидуальной форме самовыражается с определенной национальной идеей и смыслом. При всем этом, специфика народной культуры сказывается как на общей истории страны, так и на каждом члене ее общества, на каждой личности. Человек, так или иначе, привязан к своим корням – его личность формируется в среде национальной культуры, которая берет свои истоки у наших предков . Розанов В.В. в своей книге «Религия и культура» пишет: «Всякая историческая культура налагает на индивидуума определенные постоянные черты, и зная её общий характер, мы можем угадывать под ней единичные живые лица, хотя бы их и не видели вовсе, как и наоборот, видя подобные лица, можем понять общий смысл культуры, который для нас почему-либо стал не ясен или забыли его .

Фольклор относится к исторической категории, так как народное творчество описывает героев, которые одержали победу в войнах, совершили какие-либо подвиги или открытия. Жанры, которые представляют народное творчество, отражают события давних лет, будь то песни или былины, а пословицы и поговорки созданы на основе того, что происходило на самом деле. Таким образом культурные ценности того или иного народа переходят из поколения в поколения с давних времен. Историк культуры И.В. Малыгина отмечает культурное наследие важнейшей частью национальной культуры, которая не совсем осмысливается в виду современных взглядов на культурные идеи. Для того чтобы постичь самобытность образа жизни какого-либо народа, следует расширить временные границы исследования культуры .

Культура является основой развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Культура отдельного народа специфична, поэтому все нации такие разные, но смысл, идея высоконравственного, художественного видения мира связывает всех. Культура, которая модифицируется в интеллектуальной сфере, претерпевая содержательные изменения, является фундаментальной основой общественного уровня развития, и одним из качественных средств формирования и становления личности человека.

Несмотря на различия в содержании, культура одного народа не может существовать без культуры остальных народов, так же, как и человек не сможет существовать вне этого процесса. Процесс слияния и совместного существования культур разных народов необходим каждому из этих народов и людей, проживающих в нем в частности. Благодаря этому непростому действию идет обогащение культуры каждого из отдельных народов. Расширяются границы и возможности знаний друг друга. В процессе появляются общие черты и формируются различия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что история развития устного народного творчества началась с зарождения народности, общинности жизни, когда человек только начал ощущать себя частью своего народа. Развитие фольклора происходило не только под воздействием жизни и быта конкретной общины, но и под влиянием других народов и групп, вне зависимости от их мирного или воинственного сосуществования

Все виды фольклора предполагают, что создатели произведения могут являться и его исполнителями одновременно. В свою очередь, исполнение может быть основой для создания вариантов, которые поспособствуют обогащению традиций. Но в этом случае следует учитывать тесное сотрудничество, важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

К основным чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает «из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания»]. Каждый носитель фольклорного произведения изменяет его в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст. В литературе присутствует писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили. Поэтому фольклор и называют народным массовым творчеством. В нём не существует авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих приемами сказания и пения. Фольклор всегда народен по содержанию, по мыслям и чувствам, в нем выраженным; народен и по стилю, по форме передачи содержания; также народен по происхождению. В этом и заключается коллективная природа фольклора, а традиционность – важнейшее его свойство.

К тому моменту, когда на Руси стало развиваться профессиональное искусство, фольклор имел многовековую историю, сложившуюся систему жанров и средств музыкальной выразительности. Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что в догосударственный период (то есть до того, как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.

С принятием христианства языческие верования постепенно теряют свое значение. Смысл магических действ, породивших тот или иной вид народной музыки, постепенно забывался. Однако чисто внешние формы древних праздников оказались необычайно устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал жить как бы вне связи с породившим его язычеством.

Христианская церковь (не только на Руси, но и в Европе) весьма негативно относилась к традиционным народным песням и пляскам, считая их проявлением греховности, дьявольского прельщения. Эта оценка зафиксирована во многих летописных источниках и в канонических церковных постановлениях.

Негативную реакцию православной церкви вызывала совершенно определенная область фольклора, рожденная в недрах так называемой «смеховой», или «карнавальной» культуры Древней Руси. Шумные народные гульбища с элементами театрального действа и с непременным участием музыки, истоки которых следует искать в древних языческих обрядах, принципиально отличались от храмовых праздников. «Смеховая» культура всегда была «кривым зеркалом» действительности, абсурдной жизнью, где все было наоборот, все менялось местами – добро и зло, низ и верх, реальность и фантазия. Для этих праздников характерно выворачивание наизнанку одежды, использование для ряжения рогожи, мочала, соломы, бересты, лыка и другой карнавальной атрибутики.

Выделяем основные отличительные признаки русского фольклора:

взаимосвязь и взаимовлияние создателей и исполнителей;

участие слушателей в процессе исполнения и создания фольклорного произведения;

тесная связь и неразделимость разных видов искусства – музыка, поэзия, театр, танец и т.д.

бытовая, обрядовая природа.

На данном этапе изучения устного народного творчества, выделяют две группы традиционных произведений – обрядовый фольклор и необрядовый фольклор. Обрядовый фольклор включает в себя календарные (Колядки, Веснянки), семейно–бытовые (колыбельные, свадебные песни), окказиональные (заклички, причитания) произведения устного народного творчества. Необрядовый фольклор составляет четыре группы – фольклорная поэзия (былины, частушки, баллады), фольклорная драма (театр Петрушки), фольклорная проза – сказочная (волшебные сказки, бытовые сказки) и не сказочная (предания, легенды), фольклор речевых ситуаций (пословицы, поговорки). Остановим своё внимание на некоторых из них.

Самую большую область народного музыкального творчества Древней Руси составляет обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Каждый обряд был строго нормирован, регламентирован конкретным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Обряд зародился в эпоху языческой картины мира, обожествления природных сил стихий.

Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Они представляли собой произведения, связанные с круговоротом природы, календарём. Эти песни описывают, характеризуют различные этапы жизни крестьян - земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в быту и поведении человека и зависели от смены времен года. Совершая обряд, люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь.

Один из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после Пасхи. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них:

А мы просо сеяли, сеяли!

Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем!

Ой, Дид Ладо, вытопчем!

Хороводные песни включали в себя хороводы – игры и хороводы орнаментальные. Смысл игровых хороводов заключался в поднятии настроения, увеселении, проявлении своих актерских, вокальных и танцевальных талантов. Хороводы орнаментальные были «тихими», часто даже без музыкального сопровождения, но отличались замысловатостью фигур и движений, позволяли участникам разглядеть и оценить друг друга.

Следующий жанр - плясовые песни, сопровождали мужские и женские пляски. Мужские песни олицетворяли силу и сноровку, женские - нежность, пластичность, статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня», «У меня ль во садочке» и др.

Подблюдные песни сменяли хороводы и пляски в канун Рождества и – наступало таинственное время святочных гаданий. Одной из наиболее старых подблюдных песен является «Хлебная Слава», не раз привлекавшая внимание русских композиторов:

А мы эту песню хлебу поем, Слава!

Хлебу поем, да хлебу честь воздаем, Слава!

С течением столетий музыкальный эпос начинает пополняться новыми темами и образами. Так появляется новый жанр - былины, рассказывающие о борьбе против ордынцев, о путешествиях в дальние страны, о возникновении казачества, народных восстаниях.

Следующий большой пласт – сказочная проза, сказки, которые до сих пор передаются из уст в уста, записываются, активно используются как в домашнем воспитании детей, так и в процессе педагогической деятельности воспитателей и учителей.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что фольклор – одно из самых древних искусств. Его традиции почитаются и на сегодняшний день, конечно, не так массово, как это происходило в древние времена. Фольклор разнообразен. Ему приписываются такие качества, как историчность, народность, жизненность, националистичность. Основным отличием фольклора от других видов искусства является то, что у его произведений нет конкретного автора, так как автором является сам народ. Основными и самыми древними жанрами фольклора являются хороводные и плясовые песни, которые можно встретить даже на сегодняшний день на массовых гуляниях. В создании произведений задействованы миллионы людей на протяжении тысячелетий. Фольклор - такой вид искусства, который передает традиции и обычаи русского народа из поколения в поколение, что позволяет современным людям узнать и понять, какие развлечения и культурные особенности были у людей, живших в Древней Руси.

Введение фольклора и фольклорных праздников в ОУ целесообразно в качестве пространства для развития музыкальности, чувства ритма и лада, певческих способностей детей. Фольклор, народные праздники – это неотъемлемая часть развития личности ребенка, поэтому приобщение к ним необходимо осуществлять еще в дошкольном возрасте.

Фольклор представлен широким разнообразием жанров и форм, что позволяет адаптировать и интегрировать различные формы в деятельность младших школьников. Народное творчество имеет огромное воспитательное значение. Посредством разучивания народных песен, танцев и игр у детей формируются определенные черты характера и личностные качества, кроме того, проведение народных праздников в рамках ДОУ способствует развитию творческих способностей, интеллектуальному, культурному развитию школьников , расширению его кругозора, знаний о своем народе.

В моем образовательном учебном учреждении фольклору уделяется особое внимание, так как народные праздники, которые регулярно проводятся , собирают большое количество гостей, и все праздники воспринимаются ими с восторгом. Система, в которую сформировалось проведение русских народных праздников в ОУ, позволяет поддерживать и повышать эмоциональное благополучие детей, а это является одной из главных задач младшего школьного образования.

Реализация народных традиций, обычаев и обрядов, которые лежат в основе народного праздника, позволяет детям более осознанно относиться к творческой праздничной деятельности, чувствовать причастность к своей национальности, быть толерантными к другим нациям и уважать их культуру.

Работа с фольклором ведётся в разных направлениях. Музыкальные занятия позволяют знакомить детей с русскими народными песнями, манерой и характером их исполнения, способами инсценировки и обыгрывания песен разных жанровых групп. Также на музыкальных уроках происходит знакомство учащихся с танцами и плясками, основными хороводами и играми.

В процессе кружковой работы происходит обучение школьников игре на русских народных инструментах – ложках, а также развитие актерских способностей в процессе театральной деятельности.

Как показала работа в данном направлении, введения фольклора и фольклорных праздников в основную программу школьного образования не только не является сложной и неуместной, но наоборот обогащает методы работы педагога, позволяет реализовать такие направления, как музыкальное и эстетическое развитие, формирование культурного и патриотического отношения к своей стране.


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×