Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль фольклора в познавательно-речевом развитии детей 2-4 лет | Мой кабинет. Работа №351005

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

  В.А.Сухомлинский считает песни, сказки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

  Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребёнка и в наши дни.

Роль фольклора в познавательно-речевом развитии детей 2-4 лет.

Лисина Татьяна Владимировна

Волгоградская область, р.п. Новониколаевский, Россия

МКДОУ «Новониколаевский детский сад №5»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

В.А.Сухомлинский считает песни, сказки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребёнка и в наши дни.

В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правда над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой награждается, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки развёртывается на фоне родной природы. Ребёнок видит и чистое поле, и дремучий лес, и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, речка укрывает девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия. Картины природы усиливают эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине. Кроме сказок, народом создано большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Разнообразные по форме и содержанию, они уточняют представления ребёнка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так в песенке «сорока-ворона»- каши не получает тот кто не работал: дров не пилил, воду не носил.

Песенки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат его мыслить. С первых месяцев жизни ребёнок прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напевает ему мама, вкладывая в неё много теплоты и ласки. Весёлые песенки и потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. Очень близки детям песенки о животных. Свои первые музыкальные восприятия ребёнок получает от напевов песенок: «ладушки-ладушки», «сорока-ворона», «идее коза рогатая», «колыбельных».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества на занятиях и в повседневной жизни. Свою работу по использованию фольклора с детьми младшего дошкольного возраста я начала с того, что проанализировала речь детей. Некоторые малыши быстро запоминали и повторяли песенки и потешки, но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Я поставила перед собой цель систематизировать работу по использованию произведений фольклора. Подобрала книги, настольно-печатные игры, красочные иллюстрации, настольный театр, книги-раскладушки, фигурки персонажей, дидактические игры по мотивам произведений, игрушки.

В первой младшей группе очень серьёзное внимание уделила ознакомлению с потешками. Знакомство с каждой потешкой доставляет ребёнку радость. Он с удовольствием вслушивается в звучание народной речи, улавливает стихотворный ритм, богатство оттенков слов: «травка-муравка», «кисонька-мурысенька». Уже само чтение создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят прочесть ещё. Это чрезвычайно важный момент зарождения интереса и любви к художественному слову.

Предлагаемые «Программой» потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие «Как у нашего кота», другие достаточно велики «Ай качи, качи…». Содержание одних потешек не нуждается в пояснении «Водичка-водичка», для восприятия других требуется показ предметов, действий, дополнительные указания «вот и люди спят».

Перед чтением этих более сложных по содержанию потешек целесообразно предварительная работа. За один-два дня до занятия показала детям и рассмотрела с ними калач и баранки, сравнила, на картинке рассмотрели печь. Такая подготовка помогла понять содержание потешки «Ай качи. качи». Перед чтением потешки «Ай тюшки» рассмотрели на прогулке листья лопуха, поиграли с детьми в зонтики.

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии, перед чтением потешки «Как у нашего кота» показала детям игрушечного кота, рассмотрели какие у него усы, глаза, зубки и т.д.

Используя фланелеграф, демонстрирую рисунки предметные и сюжетные. Например, изображения спящих детей и зверей. Дети показывают заинек на травушке, деток в люльке, запоминают, кто, где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

В ряде случаев сопровождаю чтение показом действий, описанных в потешке. (Водичка-водичка). После первого чтения повторяю с детьми потешку ещё два-три раза, при этом использую наглядные материалы те же или дополнительные, стимулирую подражательные движения. Дети показывают как бабка пекла оладушки, пекут прянички. Использую воображаемую ситуацию, поощряя различного рода имитации и творчество детей: дети «умываются», « дуют на горячие калачи». Если это возможно по тексту адресую потешку определённому ребёнку, называя имя ребёнка: «Наша Маша маленька».

На занятии посвящённому знакомству детей с новой потешкой, поощряю попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где требуется их помощь. При повторении потешек приём договаривания отдельных фраз занимает ведущее место, шире используется драматизации.

Первые сказки «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк» понятны ребёнку, потому, что их герои люди и животные разговаривают и действуют, как люди, (сажают, поливают, убирают урожай и т.д.). Бытовые (убирают дом, пекут пироги), художественные (пляшут, поют). Маленькие дети лучше воспринимают рассказ, чем чтение. Во время слушания сказки стараюсь заинтересовать детей, обеспечить их активность, предлагаю выполнить имитационные движения (дети показывают какая большая-пребольшая репка, как её тянут - потянут и т.п.), использую разнообразные наглядные пособия (фигурки настольного театра, картинки на фланелеграфе).

Действовать с фигурками настольного театра наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, а также способствует припоминанию ребёнком текста сказки. После первого рассказывания помогаю детям припомнить содержание сказки, давая задания, которые помогают ребёнку сменить позу, выполнить двигательные упражнения (показать, как тянуть репку, попрыгать как лягушка и т. д). в этой части занятия припоминаю с детьми отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи (мышка бежала, хвостиком задела). Для более успешного восприятия сказок проводила предварительную подготовку. За один-два дня до рассказывания сказки «Колобок» рассмотрела иллюстрации к сказке (Ю.Васнецова, Е.Рачёва), спела песню колобка. А перед тем как рассказать детям русскую народную сказку «Козлята и волк», показываю иллюстрацию и характеризую козлят и волка. И только после этого предлагаю послушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и про страшного, злого волка. При повторении сказки обязательны задания на интонационную выразительность речи, например; «Давайте поможем деду и бабке позвать внучку», «Внучка, иди репку тянуть!»-зовут дети. Для занятий по рассказыванию сказок и потешек использую «шапочки» зверей и персонажи кукольного театра.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которые они видели только на картинке (лисой, медведем, зайцем, белкой), формирует представления о диких животных и птицах, их повадках.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду. Он скучает по дому, по маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку-воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить в него любое имя, не изменяя содержания, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка

Подымайся мой дружок

Встань мой Юрочка (Машенька, Катенька).

Потешки, песенки побуждают детей к действию, ласково заставляют детей двигаться, например: «Киска, киска. Киска брысь!»

Чтение стихов, прибауток (большие ноги шли по дороге) можно разыграть с двумя разными по величине куклами.

Потешки, песенки, прибаутки очень помогают нам в режимных моментах. Во время кормления часто читаю детям: «У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят». Ласково приговариваю, если ребёнок начинает есть «Умница Катенька, ешь кашку сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую. Душистую».

Все взрослые обращаются к песенкам, потешкам при подготовке ко сну: «Вот и люди спят, вот и звери спят». Колыбельные песенки успокаивают детей, настраивают на сон «Баю - баюшки, прилетели гулюшки» и много других песенок, потешек. Учит правильно обуваться потешка «Вот сапожки: это с левой ножки, это с правой ножки. Вот так хорошо». Обучая правильно мыть руки, сопровождаю процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Саше личко, Анечке - ладошки, а пальчики Антошки». Это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры и весёлую потешку.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить их в свои игры: во время кормления куклы, укладывания спать. Стараюсь использовать фольклорные стихи во время уборки игрушек: «Ну, теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно!», на прогулке «Дождик, дождик полно лить, наших детушек мочить». Перед зарядкой: «Рано солнышко встаёт, на зарядку всех зовёт». Очень полюбили потешки дети, в которых утверждается в ребёнке добрые чувства, воспитываются понимание сопричастности со всем, что его окружает, например: «Кто у нас хороший!», игра-хоровод «Ходит Ваня».

Проводимые дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию), помогали закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. По потешкам проводим словесные игры, например; «Про сороку-ворону». На роль сороки выбирать самого активного ребёнка и изображать потешку в действиях. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала малышей.

Таким образом, наш опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть речевыми навыками, обогащают его чувства и речь, формируют отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

 

Литература:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуре»

. Князева,

Моханева

.

«Знакомство детей с русским народным творчеством». Куприна,

Бударина

, Маркова.

«Русская народная песня для детей». Сборник для музыкального руководителя.

«Занятия по развитию речи в первой младшей группе».

В.В.Гербова

, А.И. Максакова.

«Фольклор для маленьких», разработки Н.Павловой, журнал «

Дошкольное

воспитание» №7, 12, 1990 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×