Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста | Щавелева Любовь Борисовна. Работа №222413
Автор: Щавелева Любовь Борисовна
В статье говорится о решении важнейших задач, стоящих перед обществом, через духовно - нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно- исторический опыт народа,создаваемый веками поколений.
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Устное народное творчество играет величайшую роль в развитии личности ребёнка. В силу своих художественных особенностей народное словесное искусство очень близко пониманию детей и воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт благоприятную обстановку для детей.
Через различные виды устного народного творчества у детей расширяются представления об окружающем мире, развивается и обогащается речь, развивается память, логическое и творческое мышление и другие процессы умственной деятельности. Кроме того, словесное искусство народа оказывает влияние на нравственно – эстетическое воспитание дошкольников.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
Российский педагог В.Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребёнка его родной язык, он легко, порой интуитивно, осваивает его.
Русский этнограф, фольклорист, профессор Г. С. Виноградов большое значение придавал детскому фольклору, как материалу, близко затрагивающему интересы и потребности детского возраста и потому самому занимательному, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник и развился из изысканий высокой радости детской массы.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор входит в повседневную жизнь малыша. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому ещё за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. К детскому фольклору относятся песенки, потешки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, шутки, прибаутки, перевёртыши, сказки, народные игры.
История и народность – приоритет фольклорного жанра. В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. Прибаутки, потешки, побасенки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Но главная их особенность – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда купают (ласковые поговорки), в моменты бодрствования (потешки и прибаутки).
Знакомство с народным творчеством в своей группе я начала с чтения потешек , пением колыбельных песенок. Во время обучения детей игровым действиям в сюжетно – ролевой игре «Семья» ,при укладывании куколки спать, пела колыбельные песенки: «Баю - бай, ты, собачка, не лай…», «Баю – баю, баинки, купим сыну валенки…», «Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки».
Например:
Баю – баюшки, баю.
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
И утащит во лесок…
Дети с интересом слушали песенки и во время самостоятельной игры, при укладывании кукол спать, качали их и пели им колыбельные песенки.
Знакомство детей с потешками начинала с рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Дав возможность рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые дети услышат в потешке.
Например, для чтения потешки «Как у нашего кота», у них уже сформировано представление о том, что у кота «шубка очень хороша», «усы – удивительной красы», «глазки - смелые, зубки – белые».
Разучив потешку «Пошёл котик на торжок», дети с удовольствием её обыгрывали. Сначала котик, задумался: «Самому ли съесть, либо деткам снесть?», а потом решает: «Я и сам укушу, и ребяток угощу!»
Во время умывания, с целью воспитания культурно – гигиенических навыков, читала детям потешку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели…
Дети с интересом и желанием старались аккуратно и чисто мыть руки водичкой, умываться, приговаривая: «Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок»
При укладывании детей спать использовала колыбельные песенки и потешки: «Наши, детки будут спать», «Вот и люди спят…», «Баю – бай…» и другие. Дети с удовольствием слушали колыбельные песенки и спокойно засыпали в своих кроватках.
А, когда дети просыпались, ласковым голосом приговаривала потешку:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся, мой дружок,
Подымайся малышок!
Большую роль при кормлении детей мне оказывали народные потешки: «Ладушки, ладушки…!, «Травка – муравка», «Сорока – белобока»
Причёсывая девочек и заплетая им косы, чтобы создать радостное настроение, сопровождала этот процесс словами потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся…
Дочка, маму слушайся!
Всё это помогает запоминать и воспроизводить в дальнейшем эту весёлую потешку, а затем использовать во время сюжетно – ролевой игры «Дочки – матери»
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум ,но и на чувства человека. Они образны и поэтичны, легко воспринимаются и запоминаются, их можно использовать в любой ситуации.
Например, дети собираются на прогулку, напоминаю медлительному Максиму: «Семеро одного не ждут», или замечаю, что Дима оделся неаккуратно, говорю ему: «Поспешишь – людей насмешишь».
Во время прогулок половицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью и красотой ,отмечаю, что весна красна цветами ,а осень красна плодами. Из собственных наблюдений дети заключают: «Март – с водой, а апрель – с травой»
В своей работе использовала загадки. Что такое загадки? Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Для того, чтобы детей научить отгадывать загадки, выставляла на стол несколько игрушек, и для каждой подбирала загадку. Например, загадка:
Комочек пуха. Длинное ухо.
Прыгает ловко. Любит морковку.
Дети быстро отгадали загадку ,ведь отгадываемый предмет находился у них перед глазами. Позже, когда приносила ту или иную игрушку в группу, спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда начинала занятие загадкой, и дети отгадывали, что они будут рисовать или лепить.
Дети с большим интересом любят слушать русские народные сказки. Среди богатств народного эпоса сказки представляют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. По сравнению с потешками, песенками и прибаутками сказки более объёмные произведения. Для восприятия и понимания их требуется более широкая ориентировка в окружающем, т.к. в них действуют 3- 5 персонажей, происходит смена их действий и т.п.
Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что – то ему должно быть ему частично знакомо. Вот здесь подготовительную роль играют потешки ,помогающие воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова. Особо можно выделить потешки на бытовые темы, в которых действуют люди.
Много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала детям. Ведь дети должны видеть лицо рассказчика, его мимику, эмоции. Это помогает понять содержание сказки ,отношение к её персонажам. С особым интересом дети слушали сказки ,когда при рассказывании, я использовала различные виды театра. Это ещё более впечатляет детей и помогает детям понять смысл сказки, развивает у детей интерес к народному творчеству.
Чтобы узнать ,как же дети запоминали сказку и поняли её, я подбираю соответствующий материал: дидактические игры «Назови сказку», «Продолжи сказку» , «Из какой сказки?» Знание сказок дети реализуют и в театральной деятельности. Они с удовольствием драматизируют полюбившиеся сказки.
В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народного творчеству ( фольклору), способствует всестороннему развитию детей: развитию связной речи, обогащение активного словарного запаса ,развитию грамматического строя речи, развитие творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1976г. – 127с.
2.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987г. – 239с.
3.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва Просвещение, 1977г. – 1977г.
4.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва «ТЦ Сфера», 2003г.