Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль географии в патриотическом и краеведческом воспитании обучающихся | Колмагорова Татьяна Павловна. Работа №346164

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к использованию географии как средства патриотического воспитания, методы и примеры интеграции краеведческих материалов в учебный процесс для формирования у детей активной гражданской позиции.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение, география, родная страна, гражданская позиция, природа, история.

Роль географии в патриотическом и краеведческом воспитании обучающихся

 

Колмагорова Татьяна Павловна, учитель-методист

МБОУ «Солнечная СОШ №1»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к использованию географии как средства патриотического воспитания, методы и примеры интеграции краеведческих материалов в учебный процесс для формирования у детей активной гражданской позиции.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение, география, родная страна, гражданская позиция, природа, история.

 

Современная школа играет ключевую роль в воспитании детей не только в образовательном, но и в социально-нравственном аспекте. Одним из важнейших направлений воспитательной работы является патриотическое и краеведческое воспитание, и предмет «География» предоставляет для этого широкие возможности. География помогает детям лучше узнать свою страну, её природные, экономические и культурные особенности, что формирует у них чувство любви и гордости за свою родину.

Патриотическое воспитание через географию начинается с ранних лет обучения. Уже в начальных классах учащиеся знакомятся с картами родной страны, её природными богатствами, культурными объектами. Учитель может использовать разнообразные методы для того, чтобы сделать материал более живым и интересным. Например, при изучении темы «Природные зоны России» важно не просто показать учащимся на карте основные зоны, но и рассказать о тех удивительных растениях и животных, которые обитают в разных регионах страны. Это пробуждает у детей интерес к родной природе и её охране.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет изучение родного края, краеведение. Включение краеведческих материалов в уроки географии помогает учащимся не только углубить знания о своей стране, но и почувствовать её близость и значимость. Например, при изучении темы «Реки и озера России» учитель может акцентировать внимание на реках и озерах региона, в котором живут дети. Экскурсии на природу, исследование местных водоемов помогут ученикам глубже понять, как природные объекты влияют на жизнь людей, экономику и культуру региона.

Интересным методом, который помогает усилить краеведческий аспект, являются проекты, в которых учащиеся исследуют свою местность. Они могут составлять краеведческие карты, создавать презентации о родных природных и культурных объектах. Такие проекты развивают у детей исследовательские навыки и формируют у них чувство гордости за свою малую родину. Например, учащиеся могут исследовать особенности растительности и почвенного покрова своего региона, а затем представить свои исследования на уроке. Это помогает детям не только лучше понять природные процессы, но и ощутить важность сохранения природного наследия.

Кроме того, важной задачей учителя является формирование у учащихся понимания культурных и исторических особенностей своей страны. География тесно связана с историей, и уроки географии предоставляют отличные возможности для интеграции исторического материала в учебный процесс. Например, при изучении темы «Географическое положение России» можно обсудить, как географические особенности страны влияли на её историю и развитие. Так, горные хребты, степи, реки и моря не только формировали природные условия, но и определяли экономическое и политическое развитие государства на протяжении веков.

Для более эффективного патриотического воспитания на уроках географии учителю важно использовать разнообразные образовательные технологии, включая мультимедийные материалы и интерактивные задания. Например, изучение темы «Климат России» можно дополнить просмотром документальных фильмов о жизни в разных климатических зонах страны. Это поможет учащимся не только лучше понять климатические особенности, но и увидеть, как люди приспосабливаются к разным условиям жизни, и какие уникальные традиции сформировались в разных регионах. Такие подходы усиливают интерес к предмету и формируют у учащихся целостное представление о стране.

Еще одной важной формой патриотического воспитания через географию являются экскурсии и практические занятия на местности. Учащиеся могут посещать природные и культурные объекты своего региона, изучать их особенности, а также участвовать в природоохранных акциях. Например, экскурсия в заповедник или национальный парк поможет детям лучше понять значение охраны природы и ощутить свою ответственность за будущее своей страны. Это способствует развитию экологического сознания и любви к родной земле.

Таким образом, география является мощным инструментом для формирования патриотического сознания у школьников. Через изучение природных, культурных и исторических особенностей своей страны, ученики получают возможность глубже понять её уникальность и значимость. Интеграция краеведческих материалов в учебный процесс, использование проектной деятельности, экскурсий и интерактивных технологий помогают сделать этот процесс более увлекательным и эффективным. Воспитание чувства любви и гордости за родную страну, уважения к её природе и культуре — это одна из важнейших задач, которая может быть успешно решена с помощью географии.

 

 

 

 

Список литературы

Афгонов

М.

К

раеведение и

патриотические

воспитание // Вестник Педагогического университета. 2014. №4 (59). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-i-patrioticheskie-vospitanie

(дата обращения: 03.10.2024).

Виноградов

В. Ю. Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере

Верхнеуслонского

муниципального района Республики Татарстан) / В. Ю. Виноградов, А. А.

Сайфуллин

, М. М. Хабибуллин, Н. В. Виноградова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 566-568. — URL:

https://moluch.ru/archive/115/30608/

(дата обращения: 03.10.2024).

Кабернюк

Т. П. Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности / Т. П.

Кабернюк

. — Текст

:

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань

:

Бук, 2014. — С. 169-171. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6327/

(дата обращения: 03.10.2024).

Каримов

Р. Э.

Школьная внеклассная краеведческая работа в патриотическом воспитании учащихся // Ученые записки

Худжандского

государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2019. №4 (61). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-vneklassnaya-kraevedcheskaya-rabota-v-patrioticheskom-vospitanii-uchaschihsya

(дата обращения: 03.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×