Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль групповых занятий по развитию речи для детей раннего возраста | Антонова Алина Николаевна. Работа №223832

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Антонова Алина Николаевна
Проблема развития речи в раннем возрасте (от 0 до 3 лет)  в настоящее время стоит очень остро, практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Поскольку решающим в речевом развитии ребёнка является наличие потребности в речевом общении, которую необходимо специально воспитывать. Речевое общение ребёнка со взрослым должно стать навыком. Речь формируется в процессе разнообразной деятельности (играя и общаясь, они активно пользуются речью). Поэтому здесь очень важна роль групповых занятий для детей раннего возраста вместе с родителями.

Роль групповых занятий по развитию речи для детей раннего возраста

Проблема развития речи в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) в настоящее время стоит очень остро, практика показывает, что своевременно развивающийся ребенок начинает говорить в период от 2 до 3 лет. Поскольку решающим в речевом развитии ребёнка является наличие потребности в речевом общении, которую необходимо специально воспитывать. Речевое общение ребёнка со взрослым должно стать навыком. Речь формируется в процессе разнообразной деятельности (играя и общаясь, они активно пользуются речью). Поэтому здесь очень важна роль групповых занятий для детей раннего возраста вместе с родителями.

Основными направлениями групповых занятий по развитию речи является:

с

тимуляция лепета,

лепетных

слов, перевода слова

и

з

пассивного в активный словарь;

н

ормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппар

ата;

в

ыработка ритмично

сти дыхания и движений ребенка,

р

азвит

ие тактильных ощущений, мимики

;

д

ать возможность детям играть и учиться социальным навыкам вместе с другими детьми;

в

ызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференциро

вок, памяти, внимания, мышления;

усилить родительскую компетенцию,

помощь

родителям обучать ребенка необходимым навыкам (интеллектуальным, двигательным, речевым, социальным, навыкам само

обслуживания).

За основу коррекционной работы мы взяли методики Е.Л. Стребелевой, О.Е. Громовой, Е.Ф. Архиповой, Н.В. Серебряковой, Н.В. Нищевой, Г.В.Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Екжановой, Ю.А.Лисичкиной, Ю.А. Разенковой, и других авторов.

Групповая коррекционно-логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.

Общая структура занятия:

Приветствие

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Развитие речи и навыков общения

Свободная игра на ковриках

Пальчиковая гимнастика

Творческая деятельность

Игра на развитие мелкой моторики

Физкультминутка

Социально-бытовые практики

Прощание

Приветствие. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние, который повышает эффективность коррекционной работы. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Используются различные яркие и звонкие игрушки, стишки на звукоподражания и хоровод. Хороводные игры - любимые забавы у малышей, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети здесь учатся действовать согласованно и слаженно. 

Артикуляционная и дыхательная гимнастика. С малышами работа над артикуляцией и дыханием проводится  в игровой форме по подражанию и в виде логоритмики. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Также над четкой артикуляции отдельных звуков и слогов, развиваем кинестетические ощущения, усилением активности губ, языка и развитие их подвижности.

Развитие речи и навыков общения. В этот этап занятия мы даем лексическую тему занятия на максимально доступной форме для детей раннего возраста. Используем сказкотерапию, объемные игрушки, песочницу, приговорушки, ладушки, потешки, сюрпризный момент. Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности.

Свободная игра на ковриках – это развитие познавательной деятельности и эмоциональной связи мамы и ребёнка. Детям дается 5-10 минут на свободную игру, здесь они сами выбирают игрушки и игры, а мамы показывают, поддерживают и играют вместе с детьми. Кроме момента отдыха как для родителей, так и для детей, пространство свободной игры имеет значение для социализации, приобретения навыков общения, решения конфликтов, способности делиться и учитывать интерес партнера. Это создает развивающую ситуацию и для родителей, возможность наблюдать различные стили общения с детьми, видеть особенности своего ребенка во взаимодействии с окружающими, осознавать свои реакции на поведение ребенка.

Пальчиковая гимнастика, массаж пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку.  Очень важным фактором для развития речи является то, что в «пальчиковых играх» действия подражательны и сопровождаются стихами. Ритм, неизменный порядок слов, рифма, образность комфортны для запоминания малышом, позволяют обеспечивать быструю переключаемость, формируют навык подготовки к смене действия, который в первую очередь оказывает влияние на развитие интеллекта ребенка.

Творческая деятельность. Дети вместе с родителями работают вместе, логопед дает задание (заготовки) по лексической теме занятия. Виды деятельности и инструменты меняются на каждом занятии – это дает детям новый опыт и новые знания. Творческая деятельность сопровождается комментированием действий и предметов, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек и стихотворных текстов.

Игра на развитие мелкой моторики – это игры со щетками, поглаживание, потряхивание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки. Различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

Физкультминутка. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их.

Социально-бытовые практики. Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Здесь мы учим самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды); развиваем у детей умение запоминать последовательность действий; развиваем и обобщаем знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка); интерес к совместным действиям со взрослым и между сверстниками. Воспитываем у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом; вежливость в общении (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»); также воспитываем чувство взаимопомощи.

Прощание – это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной и успешной работы с детьми раннего возраста. Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома. В конце подводим итоги занятия, спрашиваем «кому, что сегодня понравилось на занятии?» или «что нового умеет ребенок?» и задуваем свечи.

Таким образом, в процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате групповых занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле,  навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×