Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль художественной литературы в экологическом воспитании младших дошкольников | Соловьёва Наталья Васильевна. Работа №360075

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение. Это особенно ярко проявляется при чтении и прослушивании художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, не интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство и стремление узнать как можно больше.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №30

муниципального образования Новопокровский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Роль художественной литературы

в экологическом воспитании младших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Соловьева Н.В.

МБДОУ № 30

 

 

 

 

В дошкольном возрасте у детей очень бурно развивается воображение. Это особенно ярко проявляется при чтении и прослушивании художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, не интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство и стремление узнать как можно больше.

Значение детской природоведческой литературы

«…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т. д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета. Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…». В. Бианки

Природоведческая книга расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью художественной литературы дети узнают о различных явлениях природы, о жизни растений и животных других стран и континентов, уточняют свои представления о предметах, явлениях природы.

Дети получают знания о новых явлениях и приметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье на реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т. д.). Книги о природе, раскрывая детям явления неживой природы, помогают устанавливать связи и отношения, существующие в природе. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, , В. Берестова, В. Сутеева, Е. Чарушина, К. Чуковского, С Маршака, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова,Б.Заходера, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель может познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, и др.

При использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.

У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко»«Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще«Сорока-сорока», Котенька-коток», Ай люли, люли)

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми жанр. Для развития основ экологической культуры младших дошкольников как нельзя лучше подходят русские народные сказки. («Репка»«Курочка Ряба», «Колобок», «Три Медведя», «Снегурочка») Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, суть природных явлений. Слушая сказки, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у ребенка формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Короткие сказки лучше рассказывать два раза подряд. Для слушания книги в первой младшей группе рекомендуется разделять детей на подгруппы. Перед началом чтения необходимо заранее приготовить иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации, картину, игрушки и т. д.

Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками. При повторном чтении дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных и т. д.

Используя разные приемы и педагогические ситуации, помогаю правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, полюбить их и в дальнейшем и подражать им в добрых делах.

В своей работе использую творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях.

В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе "Лиса Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, "любимые" кушанья.

Та же познакомила ребят с рассказами «Два козлика», «Бишка»«Васька»«Конь»«Уточки»«Петушок и его семья»«Собачка». Сказка К. Ушинского “Умей обождать”, которая чрезвычайно ярко демонстрирует детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для ознакомления малышей с некоторыми правилами экологической безопасности.

Велика роль в развитии художественной литературы природоведческого характера и Л. Н. Толстого.

Это рассказы о животных в младших группах "У Розки были щенки", "Хотела галка пить, «У Вари был чиж». В этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.

Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. Его произведения просты и легки для восприятия, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Сказки у Бианки - особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. Уже названия произведений ставят перед детьми вопрос, на который они ищут ответ. "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты" и др. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Особое место отводится работе с произведениями Е. Чарушина. Большой любитель и знаток природы - писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов («Курочка»«Корова»«Про зайчат»«Лисята»«Медвежата».)

  Иллюстрации самого автора, связаны с замыслом писателя, помогают ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказывают, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста. Так же важно отметить таких авторов детской книги как В.Сутеев «Цыпленок и утенок»«Три котенка», Н. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»«Вечерняя сказка»«Сказка об умном мышонке»«Детки в клетке»«Усатый полосатый», К Чуковский «Цыпленок»

Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп. Важно сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. После чтения у детей возникает интерес к этому явлению или растению, внимание их направлено на то, что и как наблюдать.

Чтение книги может быть самостоятельным методом ознакомления с природой с беседой после чтения. В беседе после чтения книги помогаю детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.

Для формирования у детей осознанного, правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому так же использую поэзию. Детям младшего дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Некрасов, С. Есенин, А. Толстой, И. Суриков и др. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к природе, к родному краю, к родине.

Произведения художественной литературы использую при наблюдении за явлениями природы.

Зимой в на прогулке, обращая внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело, усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М. Познанской «Снег идет», А. Барто «Снег, снег».

На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними

Но иногда, чтение художественного произведения предшествует наблюдению, помогая вызвать интерес к нему. Так, после чтения стихотворения С. Есенина «Береза», дети с особым интересом рассматривали березы на участке. Чтение художественных произведений после наблюдений помогало подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений. Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» . Бунина, что усилило впечатление от непосредственного наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Наблюдая за птицами и знакомя с ними говорю о пользе птиц- они уничтожают комаров и мошек, гусениц читаю рассказ К. Ушинского «Ласточка». Знакомя детей с обитателями зоопарка- читаем произведение С. Я. Маршака «Где обедал воробей»«Детки в клетке»

Проводя наблюдения за травой и цветами учим детей бережно относится к растительному покрову, читаем стихотворение «О чём шепчет травушка-муравушка».

«Притоптали меня травушку, притоптали меня зелёную.

Да всё детушки да всё смелые, в зелёном саду гуляючи,

бегая играючи»

Или читаем стихотворение Т. Собакиной «Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если все и я и ты, если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья и кусты и не будет красоты».

Заключение

Таким образом, художественная литература и наблюдения способствуют экологическому воспитанию детей, формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, воспитывают экологическую культуру ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×