«Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» | Краснова Жанна Викторовна. Работа №331612
Цель:помочь родителям осознать ценность детского чтения как средство образования и восппитания дошкольников,вовлечь родителей в решение проблем. в данной статье рассказывается о ценности домашнего чтения, оно способствует развитию речи.А также , что мешает детсому чтению и как привить любовь ребёнка к чтению (совместно) книг. В статье предлагается вспомнить родителям сказки,рассказы с помощью литературной викторины и конкурса "Чему учат нас сказки".В конце статьи говорится ,что без помощи взрослых, ребёнку не войти в прекрассный мир книг.
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение проблемы.
Задачи: 1. Развивать у родителей интерес к теме родительского собрания. 2. Показать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества. 3. Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Дать рекомендации родителям, какие сказки нужно читать.
План проведения:
1. Сообщение воспитателя. «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»
2. Викторина «Мы — читающая семья»
3. Подведение итогов собрания. Принятие решения
Ход собрания:
1. Выступление воспитателя.
Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем сделать для него. Основная задача взрослых –открыть в ребенке талант читателя. С. Я. Маршак
Здравствуйте, дорогие родители!
Мы рады видеть вас. Сегодя тема нашего родительского собрания посвящена 2 годовой задаче. Мы оформили «Книжный уголок», в котором подобраны книги для рассматривания и чтения детям. Прошла неделя «Мы юные артисты», итогом которой стал показ театрализация сказки «Теремок», была оформлена познавательная информация для вас уважаемые родители по теме детского чтения, в приемной нашей группы создан уголок «Почитаем с мамой».
А сегодня мы предлагаем вам поговорить на тему «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»
Вот уже более десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире, к сожалению, не стала исключением.
Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению. Ведь это способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Что мешает чтению детей?
ТЕЛЕВИДЕНИЕ Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом.Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дошкольники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребятаначинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.
КОМПЬЮТЕР однозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции.
Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о русских традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами.
Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки.
По программе дошкольного образования ознакомление с художественной литературой в детском саду проводится ежедневно. Это и свободное чтение, обсуждение прочитанного, театрализация знакомых сказок, рассказывание сказок воспитателем и детьми, разучивание стихов. По мнению многих психологов (О. Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации героев сказок и рассказов.
А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Мы уже говорили что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас очень много. Об этом не следует забывать, нам взрослым.
На доске мы оформили для вас несколько основных правил которые надо помнить если вы хотите привить любовь ребенку к книге и чтению? (на доске правила)
- Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.
- Окружайте ребёнка книгами.
Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.
-Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.
- Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Если ребенок хочет еще раз ее почитать или послушать, не препятствуйте, прочтите снова. Рассказанная сказка - каждый раз новое художественное произведение. Сказку можно и нужно читать крохе 4-5 раз. Тогда он сможет добраться до ее глубинного смысла. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.
- Читайте с ребёнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.
Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке. Сколько сказок малыш может услышать перед сном? Одну. И к тому же ту, которую он уже знает.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Читать сказки лучше тихо и ровно, это успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «еще». Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами.
А сейчас мы предлагаем вам, дорогие родители, немного отдохнуть, проявить свои умения и знания в викторине «Мы - читающая семья».
2. Литературная викторина:
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? {Три медведя.)
Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей. II однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
На сметане" мешен, на окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью" (Емеля.)
Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним, хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)
Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)
3.Заключительный конкурс. Мы с вами знаем, что каждая сказка нас чему-то учит, вопрос чему? «Кто дал полезный совет?» вот сейчас мы узнаем
1. Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один.( Красная Шапочка)
5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (. Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди».)
6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Бобовое зернышко)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. ( Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. ( Маша из сказки «Маша и медведь»)
Итог: Уважаемые родители в начале нашего собрания я говорила о «Книжной прививки» и вот оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.
4. Решения родительского собрания: Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач: 1. Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
2. Расширять круг детского чтения. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
3. Ежегодно обновлять и пополнять книжный уголок группы новыми книгами.
4. Продолжить обмен книжками в уголке «Почитаем с мамой».
5. Совместно провести праздник «Новогодний калейдоскоп сказок»