Роль художественной литературы в развитии творческого мышления у детей старшей группы | Попова Ирина Александровна. Работа №350423
Аннотация. В статье рассматривается значимость художественной литературы в формировании и развитии творческого мышления у детей старшей группы. Подчеркивается, что чтение и обсуждение литературных произведений способствуют не только расширению кругозора, но и развитию воображения, критического мышления, способности к самовыражению. Приведены примеры методических подходов к использованию художественной литературы в образовательном процессе, а также рекомендации для воспитателей по выбору книжного материала и организации работы с детьми.
Ключевые слова: художественная литература, творческое мышление, дети старшей группы, воспитание, развитие, воображение, критическое мышление.
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Попова Ирина Александровна, воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад № 7 "Сказка", р. п. Воскресенское
Аннотация. В статье рассматривается значимость художественной литературы в формировании и развитии творческого мышления у детей старшей группы. Подчеркивается, что чтение и обсуждение литературных произведений способствуют не только расширению кругозора, но и развитию воображения, критического мышления, способности к самовыражению. Приведены примеры методических подходов к использованию художественной литературы в образовательном процессе, а также рекомендации для воспитателей по выбору книжного материала и организации работы с детьми.
Ключевые слова: художественная литература, творческое мышление, дети старшей группы, воспитание, развитие, воображение, критическое мышление.
В современном мире стремительное развитие технологий и информации требует от детей гибкости мышления, способности к креативному подходу в решении задач. Творческое мышление становится одним из важнейших навыков, необходимых для успешной социализации и профессиональной реализации. Одним из наиболее эффективных способов развития творческого мышления у детей является художественная литература. Через литературные произведения дети не только знакомятся с различными мирами и персонажами, но и учатся мыслить нестандартно, анализировать и интерпретировать.
Влияние художественной литературы на развитие мышления
Художественная литература олицетворяет богатство языка, разнообразие сюжетов и глубину человеческих эмоций. В процессе чтения ребенок сталкивается с проблемами, которые решают герои, что способствует формированию аналитического и критического мышления. Знакомство с различными характерами и жизненными ситуациями позволяет развивать эмоциональный интеллект, что является неотъемлемой частью творческого мышления.
Формирование воображения
Чтение художественной литературы помогает развить у детей воображение. Произведения с яркими описаниями, необычными сюжетами и интересными персонажами побуждают детей фантазировать, представлять себя на месте героев и придумывать альтернативные развязки событий. Наилучшие примеры — это фэнтези, сказки и приключенческие истории. Дети могут не только сочинять свои рассказы, но и иллюстрировать их, что является прекрасным упражнением для развития творческих способностей.
Развитие навыков самовыражения и общения
Обсуждение прочитанных книг создает благоприятную атмосферу для обмена мнениями среди детей. Это позволяет им развивать навыки самовыражения и аргументации. Когда воспитатель задает открытые вопросы, например: «Почему ты думаешь, что герой поступил именно так?» или «Что бы ты сделал на его месте?», дети учатся формулировать свои мысли, слушать мнения других и уважать их. Такие обсуждения развивают критическое мышление и навыки коллективной работы.
Методические подходы к работе с художественной литературой
Для взаимодействия с детьми старшей группы необходимо использовать различные методические подходы, которые могут обогатить опыт детей. Ниже представлены несколько эффективных способов работы:
Чтение вслух. Воспитатель читает детям произведения, обращая внимание на выразительность, интонацию и эмоции. После чтения важно обсудить сюжет, героев и неожиданные повороты событий.
Сказкотерапия. Использование сказок для решения актуальных проблем, с которыми сталкиваются дети, способствует не только развитию воображения, но и укреплению социальных навыков.
Творческие задания. После обсуждения книги можно предложить детям придумать альтернативное окончание или дополнить историю. Это развивает креативность и способность к творческому самовыражению.
Инсценировки. Организация простых театрализованных постановок на основе прочитанных произведений способствует развитию артистических способностей и умения работать в команде.
Рекомендации для воспитателей
При выборе художественной литературы для чтения с детьми старшей группы следует учитывать следующие рекомендации:
Возрастные особенности. Выбирайте книги, соответствующие возрасту и интересам детей. Произведения должны быть яркими, с увлекательным сюжетом и хорошими иллюстрациями.
Разнообразие жанров. Включайте книги разных жанров: сказки, рассказы, стихи, фэнтези и научную литературу.
Обсуждение и вовлечение. Поддерживайте активное обсуждение книг, задавайте вопросы, вовлекайте детей в диалоги, позволяйте им делиться своими мыслями и переживаниями.
Создание книжного уголка. Оформите специальное место для чтения, где дети смогут сами выбирать книги, тем самым поощряя их самостоятельность и интерес к чтению.
Художественная литература играет важную роль в развитии творческого мышления детей старшей группы. Чтение книг не только обогащает их внутренний мир, но и способствует формированию критического мышления, способности к самовыражению и развитию воображения. Воспитатели, грамотно используя литературные произведения в образовательном процессе, создают условия для полноценного творческого развития детей, помогая им стать гармоничными личностями, готовыми к вызовам будущего.
Список литературы
Е А. Фрай, Л Г. Богославец Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности // Евразийский научный журнал.
2024. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-teatralizovannoy-deyatelnosti
Зайцева Ольга Юрьевна, Карих (Канащенкова) Виктория Вячеславовна Социокогнитивный подход к развитию художественного мышления дошкольников // АНИ: педагогика и психология.
2016. №1 (14).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokognitivnyy-podhod-k-razvitiyu-hudozhestvennogo-myshleniya-doshkolnikov
Киркина Елена Николаевна, Устинова Мария Сергеевна Развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников в досуговой деятельности на основе устного народного творчества // ПНиО. 2020. №6 (48).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-tvorcheskih-sposobnostey-starshih-doshkolnikov-v-dosugovoy-deyatelnosti-na-osnove-ustnogo-narodnogo