Роль художественных детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности. | Астапова Любовь Ивановна. Работа №362427
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.
Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности,
ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается"
разными впечатлениями,
усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате
приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется
его ум. Книга помогает
овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих
отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с
жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению окружающего мира, учат его понимать любить
прекрасное, закладывают основы нравственности.
МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д\с №49 П. ДРУЖНЫЙ
Роль художественных детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности.
Астапова Л.И.
Воспитатель
Кстово 2024 г.
Роль художественных детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.
Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности,
ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается"
разными впечатлениями,
усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
В результате
приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется
его ум. Книга помогает
овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих
отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с
жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению окружающего мира, учат его понимать любить
прекрасное, закладывают основы нравственности.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник это — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают
разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев,
сопереживают им.
В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого
возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как
любознательность, выражающаяся в активном интересе к
окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать,
привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. В 3–4 года дети уже просто подражают старшим: видели,
как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу
об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.
Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной
безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек.
Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мультфильма с дополнительными комментариями.
В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных
пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период
интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого,
«Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений
воспитатели
могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах,
но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры,
в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной
безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская
деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность,
выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично
срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера.
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать
о пожарных.
К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы,
которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.
Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми.
В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.