Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста | Ёлчуева Татьяна Владимировна. Работа №363643
Аннотация
В статье представлено влияние детского экспериментирования на развитие ребёнка младшего дошкольного возраста: познавательное, эмоциональное, личностное. Раскрыты способы действия с предметами ребёнка при познании окружающего мира, роль предметно-пространственной среды, для организации детского экспериментирования.
Ключевые слова: ранний возраст, экспериментирование, познавательная активность.
Министерство образования и науки Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Студентка 3курса
специальность 44.02.01
Дошкольное образование,
группа ДО-3З
ЁЛЧУЕВА
Татьяна Владимировна
Роль игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детейраннего возраста
Курсовая работа
Руководитель:
Т. Ю. Журавлёва,
преподаватель
высшей категории
г. Дзержинск, 2024
Аннотация
Встатье представлено влияние детского экспериментирования на развитие ребёнка младшего дошкольного возраста: познавательное, эмоциональное, личностное. Раскрыты способы действия с предметами ребёнка при познании окружающего мира, роль предметно-пространственной среды, для организации детского экспериментирования.
Ключевые слова: ранний возраст, экспериментирование, познавательная активность.
ВВЕДЕНИЕ
Дети в раннем возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребёнок взаимодействует. Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В возрасте «почемучек» задумывается о таких физических явлениях, как замерзаниеводы зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета. Познавательная деятельность имеет большое значение в развитии личности ребёнка.
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектахокружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [63].
Большой вклад в изучение роли предметногомира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Венгер Л.А. [3], Дыбина О.В [16], Запорожец А.В. [20], В.И. Леушина А. М. [32], Логинова В.И. [45] и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как
совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.
Логинова В.И определяет функцию предмета как способ использования
предметов человеком, а назначение как способность удовлетворить
определенные потребности человека, то ради чего они созданы [45]. Ценен вклад в науку таких ученых, как Монтессори М. [36], Фребеля Ф. [49], которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах.
Особое место в области изучения предметного мира занимают идеи современных отечественных исследователей Леонтьева А.Н. [31], Кисленко В.Я. [24], Дыбиной О.В. [16], рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Иной подход к предмету осуществляют Ветлугина Н.А [5], Пантелеев Г.Н [44] и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взросломуза заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [44, с 54].
Тихеева Е.И. [59], Гербова В.В. [8], Ушакова О.С. [54] справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп.
Противоречие исследования: с одной стороны, в настоящее время востребовано развитие интереса к предметному миру у детей раннего возраста в детском саду, с другой сейчас отмечается недостаточное количество соответствующих комплексовмероприятий, способствующих этому процессу.
Проблема: Каким образом игры-занятия с элементами экспериментирования способствуют успешному развитию детей раннего возраста?
Объект: процесс развития детей раннего возраста
Предмет: игры-занятия с элементами экспериментирования как средство развития детей раннего возраста
Цель: теоретическое и методическое обоснование использования игр-занятий с элементами экспериментирования для развития детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) Описать особенности развития ребенка раннего возраста.
2) Раскрыть особенности организации игр-занятий с элементами экспериментирования в раннем возрасте.
3) Описать опыт практикующих педагогов по организации элементарного экспериментирования с детьми раннего возраста
4) Разработатьсерию занятий для детей раннего возраста с элементами экспериментирования.
5) Рассмотреть возможностиcотрудничества с семьями воспитанников по вопросу организации элементарного экспериментирования в домашних условиях
Методы исследования: теоретические -анализ, обобщение, синтез; эмпирические - анализ документов, наблюдение, диагностика развития интереса к предметному миру у детей раннего возраста, математическая обработка и интерпретация полученных результатов.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ИГРАХ - ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
-
-
Ранний возраст. Особенности развития ребенка раннего возраста.
-
Представим характеристику раннего возраста детей с точки зрения разных психологических подходов.
Перед таблицей должно быть обоснование, зачем она здесь.
Таблица 1 - Периодизация психического развития в детстве по Д.Б. Эльконину
Период
Раннее детство
Хронологические границы
1-3 года
Вид ведущей деятельности
Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная)
деятельность
Характерные особенности периода
В конце первого года ребенок становится на ноги. На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрениевзрослых. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Ребенку все хочется потрогать, повертетьв руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Происходит активное исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметамии способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Раннее детство сензитивный период для усвоения речи. Главное звено обучения-образец действия, который дает ребенку взрослый
Основной вид деятельности ребенка раннего возраста - это совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно. Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в других областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми развивает мышление, память, речь.
Бихевиорист Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер[3].
В психоанализе теория З. Фрейда содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Ранний возраст рассматривался как анальная стадия развития ребенка. В этом возрасте ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер [1].
С точки зрения гештальт-подхода поведение ребенка раннего возраста можно назвать полевым, так как им управляют предметы, имеющие для ребенка чрезвычайно притягательную силу. Ученые пришли к выводу, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали психологи, зависят его поведение и понимание ситуации [11].
В культурно-исторической теории Л.С. Выготский предложил рассматривать новое понятие "психологический возраст". Каждому психологическому возрасту присуща своя социальная ситуация развития. В раннем возрасте это "ребенок-предмет-взрослый". Также в структуру психологического возраста входит образ жизни ребенка, в которомразвиваются возрастные новообразования-это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития [3].
Другой советский ученый Д.Б. Эльконин в своей периодизации детского психического развития использовал понятие ведущая деятельность, как критерий обозначения психологического возраста. Ведущая деятельность детей раннего возраста является совместно-орудийная со взрослым предметная деятельность. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера.
1.2 Организация игр-занятий с элементами экспериментирования в раннем возрасте
В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми сокружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Среда обогащается более сложными объектами, взрослый создает условия для развития самостоятельности ребенка,так как ребенок должен полюбить действовать и выражать это словами «Я сам!». Это - основное новообразование данного возраста, имеющее значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом. Нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними, иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы, проявляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений. Дети способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинаютвоспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.
Педагогу очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.
Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить водуи налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.
При проведении экспериментирования следует помнить:
-что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком,
-эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей,
-проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка.
Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность, в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенку слов.
Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость.
И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ - передает точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседыс детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.).
Методика организации экспериментирования:
В группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... Играет с детьми с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлениемростков и др. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Воспитатель сочетает показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивает сходные предметы по внешнему виду, использует опыт практической деятельности, игровой опыт.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно - экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, с помощью взрослого устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
В раннем возрасте организуются:
-Игры-эксперименты. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).
-Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь.
Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной.
- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видамипочвы, магнитами, тканью, бумагой.
Важно помнить, что при организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные особенности детей, поэтому:
1.Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены ивызывать у детей положительные эмоции и желание действовать.
2.Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.
В результате экспериментирования у детей формируется представления:
-о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
-о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
-о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
-о способах исследования объекта.
-о предметном мире.
-развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.).
-формируется умения строить причинно-следственные связи, что позволяет в раннем возрасте детям легко подойти к возрасту «Почемучек».
Количество проводимых опытов в раннем возрасте может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
При организации экспериментальной детской деятельности важное значение - создание условий для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечениесамостоятельного проведенияопыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя). Всё оборудование и предметы, которыми пользуются дети, должны быть безопасны.
Оборудованием для экспериментирования в первой младшейгруппе являются:
1)предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.),
2) все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки;
3) мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки.
4) для экспериментирования с ветром- воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки.
5)пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки.
Выводы по главе 1
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований иметодической литературы позволяет сделать следующие выводы. Практическое экспериментирование является формой поисковой деятельности ребенка, направленной на преобразование исследуемых объектов, которое может как выстраиваться им самостоятельно по мере выявления их новых свойств, так и организовываться взрослым. Как целостная деятельность, практическое экспериментирование побуждается познавательными мотивами и характеризуется целенаправленностью и причинно-следственной обусловленностью совершаемых действий.Предпосылками развития практического экспериментирования являются элементарные, не специфические манипуляции детей с предметами, которые на протяжении периода раннего возраста претерпевают качественные изменения, приобретают целенаправленный, устойчивый,эмоционально окрашенный характер. При этом на процесс становления практического экспериментирования, реализации его разностороннего развивающего потенциала значительное влияние оказывает характер осуществляемого педагогического сопровождения. Преследуя цели развития познавательной активности детей раннего возраста, формирования умений практического экспериментирования, педагог в соответствии с принципом противоречия организует предметную среду, а также акцентирует или целенаправленно создает усложняющиеся проблемные ситуации, поддерживая самостоятельность воспитанников в их разрешении, предоставляя возможности выбора соответствующих наличествующим условиям предметов среди подобных им, но обладающих противоположными внешними свойствами. Однако в настоящее время процесс педагогического сопровождения деятельности практического экспериментирования детей раннего возраста недостаточно разработан как в содержательном, так итехнологическом аспектах. Данные выводы стали основанием для проведения опытно-поисковой работы по изучению возможностей повышения эффективности формирования умений практического экспериментирования у детей третьего года жизни посредством создания проблемных образовательных ситуаций
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИИГР-ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Опыт практикующих педагогов по организации элементарного экспериментирования с детьми раннего возраста.
Воспитатель Конышева Ю.А. г. Саров организовывала элементарноеэкспериментирование с детьми раннего возраста следующим образом:
Тема «Песочек и водичка»
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Рассмотреть воду, какая она? (прозрачная, чистая, грязная) Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: игры с песком на прогулке, рассматривание фотографий с видами построек из песка.
Оборудование: песок (для проведения занятия в группе), лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить? Дети по очереди рассказывают, что знают о песке Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт. Дети садятся полукругом вокруг большого стола. Если занятие проводится на улице, то вокруг стола около песочницы.
Опыт №1 «Почему не получился куличик»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из негонельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Описание опыта:
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают).
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Описание опыта: Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочкинаполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Заключение: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите,пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали. На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.
Тема: «Снег».
«Снег холодный и белый»
Цель: выявить свойства снега.
Описание опыта:
Воспитатель приносит в ведерке снег. Показывает детям: - Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла? - Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? (холодный). Предлагает детям поочерёдно взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? (хоровой и индивидуальные повторения). - Давайте погреем свои ручки, подуем на них, как я (Воспитатель показывает, как надо дуть на ладони). - Вы чувствуете, как идет тепло? Что ты чувствуешь, Егор? А ты, Маша? (индивидуальные повторения). Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором заранее стоят ведерки со снегом и небольшие совочки. - Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист картона или бумаги). - А теперь скажите, какого цвета снег? Если дети затрудняются назвать цвет, педагог называет сам: снег белого цвета. - Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду из кружки в стеклянный стакан. - Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? (Снег растаял) Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду. В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снегна улице начнет таять. - А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная). - А откуда тогда можно пить? (Из крана, чайника, баллона). - А почему из крана, чайника, баллона воду пить можно, а из растаявшегоснега нельзя? (Она грязная).
Тема: «Вода»
«Плавает, тонет или растворяется»
Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.
Описание опыта:
1. Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду. 2. Предложите малышу взять камень и медленно, осторожно, без всплесков,опустить его в воду. 3. Теперь смотрим, утонул ли он. 4. Пинцетом малыш вынимает камень, кладет в коробочку для предметов, которые тонут. 5. Теперь пускай повторит опыт для дерева и других предметов. Каждый из нихмалыш вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С тем, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ. Вывод: Тонут железо, камень, стекло. Ткань и бумага тонут, когда намокнут. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяется сахар и соль.
2.2. Разработка серии занятий для детей раннего возраста с элементами экспериментирования.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, так как при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.
На первом этапе должен составляться перспективный план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).
Также проводится работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2)
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром:
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой имокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму. Воспитывать культурно-гигиеническиенавыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки сводой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения вприроде.
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.
Ход занятия
Ребята, профессор Знайкин снова приглашает нас в гости, в свою лабораторию. Пойдём? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного.
1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из ниххорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много(ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много. Песок состоит из множества песчинок.
Вывод: Песок состоится из множества песчинок.
2. Ребята, давайтепотрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые.
А теперь давайте проведём эксперимент с песком (Дети поливают песок водой) Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? ( Ответы детей) – Потому что мы полили песок водой.
Песок бывает сухой, но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории профессора Знайкина продолжается. Перед вами стоят два тазика, один с сухим песком, другой с мокрым песком. Сейчас мыбудем делать пирожки с помощью формочек.
Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого нельзя.
Занятие 2
Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми. Продолжать учить детей группировать предметы по цвету. Воспитывать желание помогать близким. Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек», «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход занятия:
Ребята, к нам в гости пришёл профессор Знайкин. Знайкин приглашает нас снова провести опыты, одевайте халаты. (Дети одевают халаты и проходят к столу) На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).
Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? (Ответы детей) А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.
А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на подоконник, а другой мешочек положим на батарею.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Ребята, а теперь давайтепотрогаем камни из мешочков. Какие камни в этоммешочке, холодные или теплые. (Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя) Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается, потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями. Что сегодня узнали? Давайте прощаться с профессором.
Занятие 3
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется. Дать представление о том, что воздух невидим. Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление. Обогащать словарь. Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, халаты, очки,колпак, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа:прозрачная, мутная, легкая, толстая. Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»;дыхательное упражнение «Бабочки».
Методические приемы:вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей.
Ход занятия
Позвонил телефон, звонит профессор Знайкин. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем халаты. Дети одевают халаты. Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята, посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один впрозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.
Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям, как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Анечка, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.
Молодцы ребята, теперь мызнаем, что воздух не видим, но он есть везде.
Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.
Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайтебумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.
А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.
То жесамое проделать с толстой бумагой.
Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.
Ребята, вам понравились опыты с профессором Знайкиным. Дети повторяют, чем они сегодня занимались. Прощаются, снимают халаты.
2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников по вопросу организации элементарного экспериментирования в домашних условиях.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей педагогами систематически проводятся консультации по исследовательской деятельностидошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этогопостоянно обновляем наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнееобращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями. Организация детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступеньза ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1.Установите цель эксперимента (для чего мыпроводим опыт).
2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашегоребёнка.
Для родителей было проведено родительское собрание на тему: «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 3).
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 4)
Выводы к главе 2
Абзац 1.25 Везде!Анализируя деятельность воспитателя Конышевой Ю.А. можно сделать следующие выводы:
1) Материалы дляразработанного проекта выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
2) Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на экспериментирование.
Дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детскогоэкспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования роли игр и занятий с элементами экспериментирования в развитии детей раннего возраста было выявлено, что игры с водой и песком играют значительную роль в формировании у детей навыков и способностей.
Экспериментирование, как способ стимуляциипознавательного развития, позволяет детям лучше понимать окружающий мир и развивать свою логику. Особое внимание было уделено влиянию игр с элементами экспериментирования на психическое и творческое развитие детей. Результаты исследования показали, что такие занятия способствуют развитию воображения, креативности и усилению памяти у детей. Педагогическая практика в области игр и экспериментирования также имеет важное значение. Она позволяет педагогам эффективно взаимодействовать с детьми, создавать интересные и познавательные занятия, способствующие развитию различных аспектов личности ребенка.
Разработанное методическое пособие по играм и экспериментированию представляет собой ценный инструмент для педагогов и родителей, помогая им организовать качественныеи разнообразные занятия для детей. Это пособие включает в себя рекомендации по проведению игр с водой, песком, а также экспериментов, способствующих развитию умений и навыков у детей. Таким образом, исследование роли игр и занятий с элементами экспериментирования в развитии детей раннего возраста подчеркнуло важность таких занятий для формирования личности ребенка. Педагоги и родители могут использовать полученные результаты для создания благоприятной образовательной среды, способствующей всестороннему развитию детей.
Перспектива деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к экспериментальной деятельности вразличных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Приказ Министерства образования и наукиРФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52 с.
2.Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1998. — 207 с.
3.Поддьяков Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка [Текст] / Н.Н.Поддьяков.– М., 2000.
4.Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1997
5.Марцинковская Т.Д. История детской психологии: [Текст]/ Т.Д. Марцинковская/ Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -272 с.
6.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» [Текст]/ Е. А. Стребелева - 2-е изд., перераб. И доп.-М. : Просвещение, 2004.-164 с.
7.Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст]/ И.В. Шаповаленко Психология развития и возрастная психология.-М.: Гардарики, 2005. — 349с.
8.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
9.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;
10. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;
11. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;
12. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;
13.НиколаеваС.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;
14.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;
15. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
16. Борисова, Е. М. Раннее экспериментирование детей / Е. М. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 748-751. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27220/
17. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008. – 64 с.
18. Рыжова, Н.А. Игры с водой и песком / Н.А. Рыжова // Обруч. –1997. –№2
19. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Коморова, 20.М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 386 с.
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составителиЕ. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план
месяц
тема
задачи
ноябрь
«Какая бывает вода»
«Игры с султанчиками»
«Мутная водица»
«Сладкая водичка»
Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха)
Познакомить со свойством воздуха - движение
Дать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной
Формировать представление о том, что в воде растворяется сахар
декабрь
«Игры с соломинкой»
«Разноцветная водица»
«Холодный - горячий»
«Знакомствос песком»
Дать понятие о том, что люди дышать воздухом
Познакомить, как можно окрасить воду
Учить определять температуру воды
Познакомить с основными свойствами песка
январь
«Какой это снег»
«Как превратить снег в воду»
«Превращение воды»
«Узнай позапаху»
Познакомить со свойствами снега (холодный, блестит, сверкает)
Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле)
Познакомить со свойствами воды (превращение воды при низких температурах)
Дать представление об органах чувств (нос)
февраль
«Ветер, ветер, ты могуч»
«Тесто, ее свойства и качества»
«Мы печем пироги»
«Плавает-тонет»
Познакомить с природным явлением
Дать понятие, что тесто мягкое, пластичное
Расширять знания о тесте (лепка)
Учить определять легкие и тяжелые предметы
Март
«Бумага, ее качества и свойства»
Аппликация «Салфетки»
«Что в пакете»
Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. Определять ее качества (цвет, гладкость) и свойства (рвется, режется).
Дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, онможет быть теплым, холодным, влажным и т. д.
Дать представления о весе предметов
апрель
«Посадка лука»
«Здравствуй, солнечный зайчик»
«Знакомство с песком»
«Древесина, ее качества и свойства»
Уточнить представления о луковице, показ, необходимое наличиесвета и воды для роста растений.
Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отражающийся от зеркала.
Познакомить с основными свойствами песка.
Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества
май
«Спрячь пуговку»
«Домик для зайчика»
«Ткань,
ее качества и свойства»
Способствовать накоплению представлений о свойствах воды
Расширить знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться.
Учить узнавать вещи из ткани. Определять ее качества (толщина, прозрачность, мягкость) и свойства (мнется, режется)
Работа с родителямимесяц
Активные формы работы
сентябрь
Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Экспериментирование с материалами и веществами в раннем возрасте»
октябрь
1.Консультация: «Роль экспериментирования в раннем возрасте».
2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
ноябрь
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».
декабрь
Пополнение уголка детского экспериментирования
Январь
«Мы печем пироги» открытое занятие
февраль
Статья: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»
март
Семинар-практикум «Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»
апрель
Фотовыставка: «Мыэкспериментируем».
май
Презентация проекта: «Экспериментирование с предметами и веществами в раннем возрасте»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Созданиеразвивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
1.Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2.Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3.Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4.Разные виды бумаги, пластилин;
5.Красители (акварельные краски)
6.Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.); 7.Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8.Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9.Детские фартуки;
10.Полотенца, тряпочки;
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сценарий родительского собрания
Тема: Экспериментаторская деятельность детей раннего возраста.
Форма проведения собрания: семинар-практикум.
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания
1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушкабудет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а непромокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что безшапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать?Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать,пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новоекачество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей«Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формированиеинтеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, чтомалыш:
активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение
ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 94% высокого и среднего уровня.