Роль игровых технологий в обучении математике детей с ОВЗ | Нагель Ирина Владимировна. Работа №345874
Аннотация. В статье рассматривается роль игровых технологий в обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и примеры использования игр в образовательном процессе для повышения мотивации, развития математического мышления и адаптации детей с ОВЗ к учебной деятельности.
Ключевые слова: игровые технологии, математика, ОВЗ, обучение, мотивация, адаптация, математическое мышление.
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Нагель Ирина Владимировна, учитель
ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4»
Аннотация. В статье рассматривается роль игровых технологий в обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны методы и примеры использования игр в образовательном процессе для повышения мотивации, развития математического мышления и адаптации детей с ОВЗ к учебной деятельности.
Ключевые слова: игровые технологии, математика, ОВЗ, обучение, мотивация, адаптация, математическое мышление.
Игровые технологии играют важную роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они способствуют повышению мотивации, улучшению усвоения учебного материала и развитию познавательных способностей. Математика для многих детей с ОВЗ может представлять сложность из-за абстрактного характера дисциплины, поэтому использование игровых методов помогает сделать процесс обучения более доступным, увлекательным и результативным. Игры развивают у детей математическое мышление, прививают интерес к предмету и способствуют социализации в учебной среде.
Основная цель игровых технологий в обучении математике заключается в снижении барьеров восприятия и адаптации учебного материала под индивидуальные особенности каждого ребёнка. Игровой формат помогает детям с ОВЗ легче воспринимать информацию, так как она подаётся в более доступной и интересной форме. Например, для детей с нарушениями зрения можно использовать игры с тактильными элементами, такие как объёмные математические фигуры или доски с вырезанными цифрами. Это помогает детям лучше понимать геометрические и числовые концепции через осязание, что делает изучение математики более эффективным.
Одним из ключевых методов в обучении математике детей с ОВЗ является использование дидактических игр, которые направлены на развитие навыков счёта, логического мышления и решения математических задач. Например, игра "Математический домик" помогает детям учиться складывать и вычитать числа в игровом формате, где они должны "поселить" определённое количество игрушек в домик. Это упражнение развивает у детей понимание арифметических операций и помогает применять математические знания на практике. Дидактические игры могут включать использование карточек с числами, фишек, кубиков и других игровых элементов, что делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
Компьютерные и цифровые игры также могут эффективно использоваться для обучения математике детей с ОВЗ. Специальные программы и мобильные приложения позволяют детям решать математические задачи в игровом формате, где они могут получать мгновенную обратную связь, исправлять ошибки и отслеживать свой прогресс. Для детей с нарушениями речи или слуха такие игры могут быть адаптированы с учётом их потребностей — например, с использованием визуальных эффектов или анимаций. Компьютерные игры также помогают детям развивать внимание, память и концентрацию, что особенно важно для детей с когнитивными нарушениями.
Ролевые и сюжетные игры являются ещё одним эффективным методом обучения математике детей с ОВЗ. В таких играх дети могут "погружаться" в реальную или воображаемую ситуацию, где им нужно использовать математические навыки для решения задач. Например, игра "Магазин" помогает детям освоить навыки счёта, понимание денег и работу с числами в реальной жизни. Дети могут играть в покупателей и продавцов, считая сдачу и делая покупки, что помогает им лучше понять практическое применение математики. Ролевые игры способствуют развитию не только математических навыков, но и коммуникативных способностей, что важно для детей с нарушениями речи или слуха.
Игры на развитие логического мышления также помогают детям с ОВЗ усваивать математические концепции. Такие игры, как головоломки, пазлы или игры с числами, развивают у детей способность анализировать, сравнивать и находить закономерности. Например, игра "Собери фигуру" помогает детям понять, как разные геометрические формы могут соединяться и образовывать более сложные фигуры. Это способствует развитию пространственного мышления и помогает детям осваивать такие математические темы, как геометрия и симметрия.
Важной частью использования игровых технологий является групповая работа. В процессе игры дети могут взаимодействовать друг с другом, работать в командах, обсуждать решения и помогать друг другу в решении задач. Это помогает не только развивать математические навыки, но и способствует социализации детей с ОВЗ, учит их сотрудничеству и коммуникативным навыкам. Например, игра "Математическое лото" позволяет детям работать в группе, где каждый ребёнок должен найти решение задачи и обсудить его с другими участниками. Такая работа помогает укреплять чувство уверенности в своих силах и учит детей взаимодействовать в учебной среде.
Кроме того, игровая деятельность помогает снижать уровень тревожности и стресса, который может возникать у детей с ОВЗ при выполнении традиционных математических заданий. Игры создают комфортную среду, в которой дети могут учиться через игру, не боясь сделать ошибку или не справиться с задачей. Это способствует повышению их уверенности в своих силах и мотивации к обучению. Учитель может адаптировать игру под потребности каждого ребёнка, делая задания более доступными и понятными.
Таким образом, игровые технологии играют ключевую роль в обучении математике детей с ОВЗ. Они помогают сделать учебный процесс более увлекательным, доступным и результативным, развивают математическое мышление, внимание и память, а также способствуют социальной адаптации детей. Учителям важно активно использовать игры в образовательной деятельности, адаптируя их под индивидуальные потребности каждого ребёнка, чтобы создать оптимальные условия для успешного освоения математических знаний.
Список литературы
1. Багян, А. А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А. А. Багян, Е. А. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 274-275.
2. Савицкая Е.Н. Использование игр и игровых моментов на уроках математики для активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в I–II классов/ Эврика-2020.
3. Шиглина, Ю.А. Методы и приёмы обучения математике в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Ю.А.Шилина // выпускная квалификационная работа. - 2017.– 49 с.